Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:46, контрольная работа
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополия – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
1. Современная монополия 2
2. Деньги и современные денежные агрегаты 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
содержание
1. Современная монополия
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополия – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Особенностью современной
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенность современной
монополизации – усиление централизации
капитала, перераспределение
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%[10].
Таким образом, монополии на современном
этапе – это преимущественно
крупные предприятия с
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них – практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также
приводит к деформации хозяйственных
отношений и процессов. Создается
структура, которая отвечает цели монополии
– оптимизации монопольных
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
2. Деньги и современные денежные агрегаты
Деньги - это специфический продукт, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.Специфическое свойство денежного продукта - выражать стоимость любого другого продукта, служить всеобщим орудием обмена.
Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
Деньги - это инструмент управления жизнью отдельного человека и общества в целом. Деньги - это документ, дающий право на получение любых жизненных благ и имущества. Деньги всегда находятся рядом с человеком. Наличные деньги человек носит в кармане, безналичные деньги держит на пластиковой расчетной карте, на банковских вкладах и счетах.
Деньги - это в модели национальной экономики (МНЭ) инструмент, приводящий в действие экономическую деятельность для производства товаров и услуг. Иными словами, деньги - стимулятор, причина проявления намерений относительно производства и потребления. До сего ни одна экономическая модель не обращала внимания на свойство денег проявлять намерения экономических агентов. Стимулирующая функция денег -- это функция, которую МНЭ определяет для денег.
Деньги - это один из ускорителей экономического прогресса современного общества с точки зрения экономики. В условиях рыночной экономики деньги обеспечивают огромную экономию ресурсов, связанную с проведением товарообменных операций. С помощью денег участники товарообменных операций могут с легкостью сопоставлять стоимость отдельных товаров и услуг.
Деньги - это физический предмет или запись по счету, который принимается в качестве оплаты за товары или услуги, а также в качестве оплаты задолженности в определенной стране и социально-экономических условиях.
В макроэкономике, деньги — это вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег — их высокая ликвидность, то есть способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов.
Деньги проявляют себя через свои функции. Движение денег в процессе выполнения ими своих функций называется денежным обращением.
Основные функции денег:
1. Средство обращения.
Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой продукт (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой продукт сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой продукт в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом.
Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене продукта на продукт.
2. Мера стоимости (измерительный инструмент для сделок).
Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена продукта выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина отрезков, в физике вес тел: для измерений не требуется знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их соизмеримости.
3. Средство платежа.
Благодаря разделению продажи и платежа деньги стали выступать в новой функции - функции средства платежа. Деньги, выполняющие функцию средств платежа, предстают в качественном новом единстве. Они функционируют, во-первых, как мера стоимости при определении цены продукта; во-вторых, как идеальное покупательское средство.
Товары не всегда продаются за наличные деньги из-за неодинаковой продолжительности периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонного характера производства и сбыта ряда товаров. Это создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи продукта с рассрочкой платежа, то есть в займ.
4. Средство сбережения или накопления богатства.
Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, то есть обеспечивая их владельцу получение любого продукта, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению.
Накопленные, но не использованные деньги позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
Нам хорошо известен один компонент денежной массы – «наличность», объединяющая банкноты и монеты. Однако в хозяйственной жизни они составляют совсем небольшую часть средств обращения, основной современный вид которых – чековые счета (в нашей практике – «вклады до востребования»).
Чековые вклады – те же деньги, хотя и «невидимые», ибо оплата с их помощью осуществляются через чеки и по средствам записи в банковских книгах, не требуя наличности.
Следовательно, нам необходимо преодолеть традиционное понимание денег как наличности (банкноты и монеты). В экономической теории такое «узкое» понимание денег было преодолено уже в начале 30-х годов, хотя обыденное сознание еще не восприняло это изменение. Однако в теории денег общепризнанно, что в число денег включаются средства, лежащие на переводных счетах («трансакционные депозиты») – счетах «до востребования», созданных именно для использования их в безналичных расчетах. В развитых странах мира абсолютное большинство сделок происходит с помощью трансакционных депозитов.
Надо сказать, что экономисты давно размышляют над тем, чем же руководствуются люди, выбирая способ хранения денежных средств – в форме наличности или в форме переводных счетов?
Сегодня считается, что в пользу наличности склоняют четыре жизненно важных мотива:
- предпочтение ликвидности
(термин введенный Дж. Кейнсом), под
которым понимается спрос на
наличные деньги из-за их
- трансакционный мотив,
согласно которому люди
- мотив предосторожности (безопасности), когда хранение наличных денег рассматривается как резерв покупательной способности на случай неожиданной возможности;
- спекулятивный мотив,
когда владелец не рискует
вкладывать наличные деньги в
ценные бумаги из-за опасения
непредсказуемости рыночного ку