Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:50, контрольная работа
Процесс становления российских социально-трудовых отношений характеризовался переходом от системы государственно-монополизированных трудовых отношений к контрактным трудовым отношениям. В условиях усиления социальной ориентации рыночной экономики важно, чтобы контрактные трудовые отношения выражали паритет интересов работодателя, работников и общества. Это осуществляется через формирование социальной ответственности бизнеса перед работником и обществом. Одной из форм реализации социальной ответственности бизнеса является социальное партнерство.
Введение 3-8
1. Что включает в себя понятие «социальная ответственность
бизнеса» или «корпоративная социальная ответственность»? 9-18
1.1 Бизнес 10-12
1.2 Корпоративный кодекс 12-13
2. Каким образом в условиях современной рыночной экономики регулируются отношения между государством и бизнесом? 19-22
3. Заключение 23
4. Список использованной литературы 24
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Академия права и управления
Экономический факультет
контрольная РАБОТА
по дисциплине « Правоведение »
слушатель 1 курса заочной формы обучения
Специальность:
Рязань 2013
Содержание
Содержание 2
Введение 3-8
1. Что включает в себя понятие «социальная ответственность
бизнеса» или «корпоративная социальная ответственность»? 9-18
1.1 Бизнес
1.2 Корпоративный кодекс 12-13
2. Каким образом в условиях современной рыночной экономики регулируются отношения между государством и бизнесом? 19-22
3. Заключение
4. Список
использованной литературы
Введение
Процесс становления российских
социально-трудовых отношений характеризовался
переходом от системы государственно-
В начале 2000-х годов крупные российские
корпорации начали активно использовать
западный опыт корпоративной социальной
ответственности (КСО), особенность которой
заключается в реализации инициативы
бизнеса по расширению своих функций за
пределы чисто экономических и технологических:
выполнение дополнительных социальных
функций перед работниками и обществом.
В современных
условиях становится все более очевидным
то обстоятельство, что социально ответственное
поведение всех составляющих субъектов
общества - государственных органов власти,
корпоративных структур, общественных
организаций - является гарантией устойчивого
экономического и социального развития,
улучшения качества жизни населения в
целом как результат совместных усилий
и социальных коммуникаций бизнеса, власти
и общества. Одну из ключевых ролей в таком
диалоге выполняет корпоративный сектор,
который отличается динамичностью развития
и особой восприимчивостью к инновационным
и перспективным технологиям, а также
обладающим для этого значительными ресурсами.
Корпорации
не могут быть изолированными экономическими
субъектами, действующими в отрыве от
общества, поскольку они вплетены в социальную
и экономическую системы и в силу этого
несут социальную ответственность перед
всеми участвующими сторонами. Общее состояние
деятельности корпораций влияет на развитие
остальных элементов общества. Вместе
с тем, корпорация является субъектом
хозяйствования, для которого определяющим
являются интересы собственников и сотрудников.
Они и составляют ее организационно-
Следовательно, проявление бизнесом социальной
ответственности неотделимо от государства
и общества. Государство создает условия
для корпоративной социально-трудовой
деятельности, работая в которых на общество,
бизнес реализует свои социально-трудовые
отношения, ориентированные на обеспечение
коммерческих интересов.
Необходимость
внедрения принципов КСО в повседневную
деятельность предприятий обусловлена
нарастающими процессами глобализации,
экономической интеграции, важностью
создания положительного имиджа корпорации
в регионах присутствия, получения дополнительных
конкурентных преимуществ с помощью проведения
социально ответственной политики. Однако,
несмотря на определенное расширение
в российской практике масштабов социально
ответственного поведения бизнеса существует
ряд причин, тормозящих ее развитие. Это
не только ориентация значительной части
бизнес-структур на получение прибыли
любыми путями (в том числе незаконными),
игнорируя социальные интересы работников
и общества. Экономический кризис 2008-2010 годов
обострил проблему оппортунистического
поведения бизнес-структур и необходимость
формирования институциональной среды,
стимулирующей социальное развитие, как
своих трудовых коллективов, так и региона.
Социальная ответственность бизнеса как
форма социально-трудовых отношений способствует
формированию социального равновесия
в обществе, норм и правил, обеспечивающих
соблюдение интересов всех основных субъектов:
работодателей, работников и общества.
В связи с вышеотмеченным дальнейшая разработка
теоретических и прикладных аспектов
КСО является чрезвычайно актуальной
и имеет существенную практическую значимость
для формирования в нашей стране конструктивных
взаимоотношений между обществом, государством
и бизнесом.
Теоретической
базой данного исследования послужили
труды по вопросам корпоративной социальной
ответственности отечественных ученых,
таких как: А.А. Андреев, А.Б. Барангов,
С.В. Братющенко, Ю.Е. Благов, Н.А. Волгин,
С.Ф. Гончаров, Т.В. Гришина, О.В. Данилова,
А.И. Колесников, Н.А. Кричевский, М.В. Курбатова,
В. Кушпов, С.Е. Литовченко, Д.А. Любинин,
А. Нещадин, Д.А. Розенков, С.В. Стрижов,
Ю.В. Трофимова, С.В. Туркин, Г.Л. Тульчинский,
Е.В. Фомина, Ф.И. Шамхалов, А. Шихвердиев
и др.
В работе
также использованы концепции социальной
ответственности, разработанные такими
зарубежными авторами как Н. Боу, Т. Дональдсон,
П. Друкер, Э. Карнеги, А. Кэролл, М. ван Марревик,
Д. Ули, М. Фридмен и др.
Однако,
несмотря на значительное количество
публикаций, многочисленные исследования
различных аспектов социальной ответственности,
до настоящего времени не сложилась единая
точка зрения относительно определения,
сущности, стандартов, инструментов КСО.
Не четко определены границы ответственности
бизнеса перед обществом и государством,
недостаточно полно раскрыта классификация
форм реализации социальной ответственности.
Недостаточно ясна роль КСО в развитии
региональной экономики. В связи с этим
возникает необходимость дальнейших исследований
в этом направлении в целях системного
понимания корпоративной социальной ответственности,
направлений и форм ее реализации. Важно
выявить экономический и социальный эффект
корпоративной социальной ответственности.
В центре
предлагаемой читателю монографии находятся
теоретические и прикладные проблемы
формирования КСО в нашей стране. Авторы
много внимания уделяют анализу существующих
в России и за рубежом концепций и моделей
корпоративной социальной ответственности
и предлагают свое понимание ее сущности
и содержания. На их взгляд концепция КСО
должна в обязательном порядке включать
в себя следующие элементы:
1) основную идею, выражающую сущность
(самое общее, абстрактное определение)
КСО;
2) более широкое определение, т.е. содержание
КСО;
3) принципы интерпретации КСО;
4) функции КСО.
В работе
предложен и обоснован авторский подход
к классификации составных элементов
КСО. На их взгляд, классификация должна
базироваться на двух основных критериях:
1) сфера реализации социальной ответственности;
2) увязка ее с требованиями действующего
законодательства.
Использование первого из указанных критериев
позволяет дифференцировать КСО по трем
направлениям ее реализации: внутреннее,
внешнее, комбинированное. В первом случае
социальная ответственность выражается
в отношении к персоналу, акционерам, к
развитию человеческих ресурсов на предприятии
в целом, во втором - к развитию местного
сообщества и общества в целом, в третьем
- одновременно и к внутренним и к внешним
заинтересованным сторонам. Использование
же второго критерия позволяет разграничить
понятия социальной ответственности бизнеса,
которая реализуется за пределами требований
закона, и социальной обязанности бизнеса,
реализуемой в рамках действующего законодательства.
В работе выделены и раскрыты формы реализации
по всем трем предложенным направлениям
КСО.
Современное
состояние и тенденции социально-экономического
развития страны в целом, ее регионов и
муниципальных образований требуют консолидации
усилий всех субъектов общества на решении,
в первую очередь, социальных задач. Назрела
необходимость в выработке механизма
взаимодействия бизнес-структур, органов
государственной власти и общественных
некоммерческих организаций гражданского
общества, способствующего достижению
социально значимых целей развития общества
в целом и его сообществ на региональном
и местном уровнях в направлении приближения
условий жизнедеятельности населения
к наиболее развитым странам Запада. Одним
из возможных вариантов такого механизма
и алгоритма взаимодействия бизнес-структур,
органов власти (самоуправления) и общества
и предлагается в монографии.
В предлагаемом читателю исследовании
разработан методический подход к оценке
социально ответственного поведения любой
бизнес-структуры в результативность
функционирования социально-производственного
комплекса региона. Для оценки конкретных
бизнес-структур в повышение эффективности
функционирования любого муниципального
образования или же региона в целом, по
мнению авторов, необходимо использовать
систему из трех показателей, которые
отражают:
1) экономический эффект;
2) бюджетный эффект;
3) социальный эффект.
Кроме того
предлагаемый подход позволяет оценить
уровень социально ответственного поведения
бизнес-структур, что дает возможность
сравнить их между собой с точки зрения
вклада в развитие местного сообщества.
Авторы
выражают искреннюю благодарность рецензентам
монографии - заведующим кафедрами Томского
госуниверситета профессору Гаге В.А.
и Омского госуниверситета профессору
Поповичу А.М., а также коллегам по работе
за ряд ценных замечаний по ее содержанию
и структуре и за плодотворное сотрудничество
при подготовке к публикации различных
материалов по данной проблематике.
1. Что включает в себя понятие «социальная ответственность бизнеса» или «корпоративная социальная ответственность»?
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.
В мировой практике существует устоявшееся понимание, что такое корпоративная социальная ответственность. Организации, которые оперируют в этой области, определяют данное понятие по-разному.
«Бизнес для социальной ответственности»: корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду.
«Международный форум бизнес - лидеров»: корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.
«Мировой совет бизнеса для устойчивого развития»: определяет корпоративную социальную ответственность как обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни.
«Центр системных бизнес - технологий «SATIO»: Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.
Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности условно назван «корпоративной ответственностью».
Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
Безопасность труда.
Стабильность заработной платы.
Поддержание социально значимой заработной платы.
Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.
Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.
Оказание помощи работникам в критических ситуациях.
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
Спонсорство и корпоративная
Содействие охране окружающей среды.
Взаимодействие с местным
Готовность участвовать в
Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Мотивы социальной ответственности бизнеса:
Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
Рост производительности труда в компании.
Улучшение имиджа компании, рост репутации.
Реклама товара или услуги.
Освещение деятельности компании в СМИ.
Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.
Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.
Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
Налоговые льготы.
Направления деятельности, виды социальных программ.
Административный/социальный бюджет — финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Корпоративный кодекс — это формальное изложение ценностей и принципов деловых отношений компаний. В кодексе содержаться заявленные минимальные стандарты и поручительство компаний их соблюдать, а так же требовать соблюдения этих стандартов от своих поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и лицензиатов. Кодекс не является законом, поэтому обязательный характер носит только для тех, кто обязался их соблюдать.
Миссия социально
Приоритеты социальной политики компании — это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании.
Социальные программы — добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.
Типы социальных программ могут быть следующие: собственные программы компаний; программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления; программы партнерства с некоммерческими организациями; программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями; программы информационного сотрудничества со СМИ.
Управление корпоративными
социальными программами
- Определение приоритетов социальной политики компании;
- Создание специальной
структуры управления
- Проведение программ обучения в области социальной ответственности;
- Реализация социальных программ компании;
- Оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании.
Направления социальных программ:
Добросовестная деловая практика — это направление социальных программ компании, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направление социальных программ компании, которое осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок).
Развитие местного общества — это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (социальные программы и акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки детству и юношеству, поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально-значимых исследований и кампаний, участие в благотворительных акциях).
Развитие персонала — это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений).
Социально ответственная реструктуризация — это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, в интересах персонала компании.
Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.
Инструменты реализации социальных программ:
1. Благотворительные
пожертвования и спонсорская
помощь — форма адресной