Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Задание 4. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, а в каких - логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам примеры их употребления.
Задание 11. Ограниченность каких ресурсов сдерживает сегодня возможности экономического развития России? Как, по Вашему мнению, необходимо решать проблему редкости этих ресурсов?

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по нац.экономике от 13.01,14.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

- необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;

- необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние.

Таким образом, мы приходим к тому, что человеческий капитал, который был сформирован в СССР в условиях административной экономики, в период смены модели социально-экономического развития в значительной мере оказался утраченным. В связи с этим была сформулирована идея его «реабилитации», под которой понимается стратегия адаптации имеющегося человеческого капитала к современным условиям. Мы просто обязаны сохранить все позитивные характеристики уже имеющегося на данный момент национального человеческого капитала и при это максимально эффективно его использовать. В то же время все более очевидным становится тот факт, что ряд активов придется создавать заново.

Ситуация в России показывает, что в стране отсутствуют условия, которые бы способствовали высокой эффективности использования и формирования человеческого капитала. Здравоохранение и образование нуждаются в модернизации, отражающей интересы большинства населения страны.

Человеческий капитал, на сегодняшний день, является интенсивным фактором развития не только экономики, но и всей социально-политической системы и, в первую очередь, общества, семьи, самого человека, знаний, трудовых ресурсов, науки, образования. Именно человеческий капитал определяет и обеспечивает эффективное функционирование и уровень их развития, безопасности и улучшения качества жизни. Поэтому необходимо активное вмешательство государства и принятие с его стороны мер, направленных на развитие и повышение эффективности использования и формирования человеческого капитала.

 

Задание 32. Каковы последствия распада СССр для регионального развития новой россии? Какие существуют препятствия для восстановления межрегиональных экономических связей, существовавших в СССР?

 

Учеными зарубежными и российскими распад СССР рассматривается как глобальное событие, отразившееся на всем мире. Распад повлиял практически на все сферы жизни стран, входивших в состав СССР. Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства - хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного;

2) возникновению  в новых суверенных странах  многочисленных противоречий - межэтнических  распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;

3) экономическому  хаосу, резкому снижению ВВП и  массовому обнищанию людей в  большинстве вновь образованных  государств;

4) ухудшению геополитического  положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического  потенциала и местных систем  образования из-за отсутствия  средств и нарастающей «утечки  мозгов »;

6) беспрецедентному  росту криминогенности, массовому  нарушению прав человека и  т.п.

Процесс быстрого перехода от административно-плановой к рыночной экономике в России более сложный и длинный из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. По этой причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов.

К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке). Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными. К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство - объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде.

Преимущества перехода к новым экономическим условиям сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации.

Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время - это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

Распад СССР радикально изменил геополитическое и геоэкономическое положение Российской Федерации в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили РФ от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном и Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР (товарообмен упал в 3-4 раза), и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с «дальним» зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, и др.).

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции -выпадение региона из экономической системы - выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др.

Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации - Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.

Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

XX в. оставляет экономическое пространство России сильно неоднородным и дезинтегрированным, со множеством внутренних деформаций. Не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии территориального социально-экономического развития, рассчитанной как минимум на первую четверть XXI в.

Стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных проблем. С этой точки зрения особенно ценен опыт Европы, опережающей нашу страну по процессам эволюции экономического пространства.

Главными задачами стратегии территориального развития страны, по нашему мнению, должны стать:

• укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками;

• обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;

• сближение регионов по уровню экономического и социального развития, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов.

Для осуществления стратегии территориального развития в принципе необходим временной горизонт, достаточный для модернизации и развития транспорта и энергетики, создания новых систем расселения, освоения природных ресурсов новых регионов, подготовки перехода всех регионов на модель устойчивого развития. Временной горизонт стратегии должен вместить в себя три этапа:

- завершение  переходного периода;

- осуществление  крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования, здравоохранения, природопользования и экологии;

- выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития.

Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление последствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития. Тенденция усиления экономической связности российских регионов (новая волна интеграции) возобладает уже в ближайшее время, когда экономический рост охватит большую часть регионов. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из главных целей стратегии на весь период ее осуществления.

В стратегии должен присутствовать национальный уровень, межрегиональный уровень (решение крупных межрегиональных проблем, например, взаимодействие северных и южных частей Сибири и Дальнего Востока, развитие региона «Большая Волга» и т.п.) и региональный уровень (компактные экономические районы, субрегионы крупных экономических районов, например, юг Дальнего Востока, а также субъекты РФ).

Главными направлениями стратегии на национальном уровне являются:

• развитие магистральных сетей транспорта и энергетики (в том числе создание межконтинентальных транспортных коридоров);

• более равномерное размещение топливно-сырьевых баз;

• адаптация производственных структур макрорегионов к требованиям устойчивого развития;

• формирование общероссийских систем расселения и регулирование миграционных потоков;

• развитие трансграничного экономического сотрудничества. Особое значение для интеграции экономического пространства России и ее интеграции в глобальную экономику имеют проекты трансконтинентальных коммуникаций.

В сфере правовых отношений необходимо завершить распределение полномочий между федеральным центром, субъектами РФ, местным самоуправлением; осуществить гармонизацию федерального и регионального экономического законодательства (особенно по собственности на природные ресурсы); принять базисные законы о государственном регулировании территориального развития.

В процессе реформирования бюджетно-налоговой системы необходимо добиваться уменьшения числа регионов-бенефициаров федерального бюджета (этому должно служить также укрупнение субъектов РФ) и переориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование регионального развития. Целесообразно ускорить переход на налогообложение трансрегиональных корпораций по месту основного производства, увеличивать долю платежей за природные ресурсы в доходах федеральных и региональных бюджетов. Наряду с бюджетно-налоговой системой для реализации территориальной стратегии должны использоваться такие экономические механизмы, как межрегиональное регулирование ценообразования естественных монополий (в особенности тарифов на транспорт, электроэнергию, природный газ), инвестиционные преференции, размещение государственных заказов.

Вся система государственного регулирования должна подвергнуться испытанию с точки зрения ее соответствия целям и задачам стратегии территориального развития и государственной региональной политики.

 

Задание 46. Критически оцените следующее высказывание. "Трудосберегающий технический прогресс не нужен развивающимся странам, так как увеличивает и без того высокую безработицу, и не решает проблему притока капитала".

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"