Сдерживающая бюджетно-налоговая
политика ограничивает циклический подъем
экономики путем ограничения бюджетных
расходов (снижения бюджетного дефицита
или его полная нуллификация), увеличения
налогов или комбинирования этих мер.
В краткосрочной перспективе это позволяет
снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В долгосрочной
перспективе, особенно при минимизации
государственных инвестиций, такая политика
в сочетании с жесткой денежно-кредитной
политикой и неэффективным управлением
экономикой со стороны государства создает
предпосылки для разрушения экономического
потенциала, что нередко является реальностью
в переходной экономике, в том числе и
в России.
Если бюджетный дефицит
возникает вследствие необходимости осуществления
крупных государственных вложений в развитие
экономики и ее модернизацию или в результате
чрезвычайных обстоятельств (проведение
антитеррористических операций, ликвидация
стихийных бедствий или других чрезвычайных
ситуаций, например, энергетического кризиса
в Приморском крае), то это структурный
дефицит. Он необходим для проведения
обоснованной государственной политики
по стабилизации экономики и защите интересов
общества, когда текущих бюджетных расходов
становится недостаточно [17, c. 56].
Возможен также циклический
дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные
явления, неизбежные в капиталистической
рыночной экономике. Поэтому одна из основных
задач бюджетно-налоговой политики - создание
системы встроенных стабилизаторов экономики
с целью ослабления эффектов колебательных
явлений как в потреблении так и в накоплении
сектора домашних хозяйств, коммерческих
организаций и государства.
При дискреционной
бюджетно-фискальной политике, характеризующейся
целенаправленным изменением величин
государственных расходов, налогов и бюджетного
сальдо (дефицита или профицита), в период
спада создается дефицит государственного
бюджета для увеличения государственных
расходов (например, на производственные
инвестиции с целью создания новых рабочих
мест) или снижения налогов. В период циклического
подъема рыночной экономики целенаправленно
создается бюджетный профицит, т.е. сдерживаются
расходы и повышаются налоги, в результате
чего в бюджет поступает больше доходов.
Государство законодательно
воздействует на параметры, определяющие
и регулирующие размеры бюджетного дефицита.
Один из главных принципов бюджетной системы
Российской Федерации – сбалансированность
бюджетов. В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ он означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему его доходов и поступлений
из источников финансирования дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении
бюджета органы власти и управления должны
исходить из необходимости снижения дефицита
бюджета. При этом сбалансированность
бюджета должна достигаться на основе
обеспечения эффективности и экономности
использования бюджетных средств, т.е.
получения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
ожидаемого бюджетом объема средств.
Нормативное регулирование
размеров бюджетного дефицита, предусмотренное
Бюджетным кодексом определяет: размер
дефицита федерального бюджета не может
превышать суммарный объем бюджетных
инвестиций и расходов на обслуживание
государственного долга Российской Федерации,
а бюджета субъекта Федерации – 15% объема
его доходов без учета финансовой помощи
из федерального бюджета: указанный предельный
размер дефицита на региональном уровне
можно повысить на величину поступлений
от продажи имущества субъекта Федерации
в случае утверждения этой статьи доходов
бюджетным законом субъекта Федерации;
размер дефицита местного бюджета, утвержденный
нормативным актом представительного
органа местного самоуправления о бюджете
на соответствующий год, не может превышать
10% объема его доходов без учета финансовой
помощи из федерального бюджета и бюджета
субъекта Федерации с возможностью повышения
этого предела на сумму доходов от продажи
имущества местного самоуправления [17,
c. 57].
При принятии бюджета
на очередной финансовый год с дефицитом
законом об этом бюджете утверждаются
источники его финансирования. Текущие
расходы бюджета субъекта РФ, местного
бюджета не могут превышать объем доходов
бюджета субъекта РФ, объем доходов местного
бюджета.
Размер дефицита федерального
бюджета не может превышать суммарный
объем бюджетных инвестиций и расходов
на обслуживание государственного долга
РФ. Размер дефицита бюджета субъекта
РФ не может превышать 15% объема доходов
бюджета субъекта РФ без учета финансовой
помощи из федерального бюджета.
Поступления из источников
финансирования дефицита бюджета субъекта
РФ направляются только на финансирование
инвестиционных расходов и не могут быть
использованы для финансирования расходов
на обслуживание и погашение долга субъекта
РФ.
Размер дефицита местного
бюджета не может превышать 10% объема доходов
местного бюджета без учета финансовой
помощи из федерального бюджета и бюджета
субъекта РФ. Поступления из источников
финансирования дефицита местного бюджета
направляются только на финансирование
инвестиционных расходов и не могут быть
использованы для финансирования расходов
на обслуживание и погашение муниципального
долга.
Существует проблема
определения количественной величины
дефицита бюджета, что связано с оценкой
бюджетных потребностей и ассигнований,
точностью учета фактора инфляции (дефлятора),
величины бюджетных обязательств, переходящих
с прошлых лет (кредиторская задолженность
государства по оборонному заказу и другим
программам и "федеральным мандатам",
которые не были профинансированы в прошлые
годы).
В Российской Федерации
пока не внедрены нормативно-законодательные
бюджетные технологии, четко регулирующие
исполнение обязательств государства
перед секторами экономики, бюджетной
сферой и населением. Правительству предоставлены
чрезмерно большие полномочия вносить
изменения в утвержденный законом бюджет
в ходе его исполнения.
Если в процессе исполнения
федерального бюджета происходит снижение
объема поступления доходов федерального
бюджета или поступлений из источников
финансирования его дефицита, что приводит
к неполному финансированию расходов,
то вводится режим сокращения расходов
федерального бюджета (секвестр). Решение
об этом принимает правительство, если
годовые бюджетные назначения уменьшаются
не более чем на 10%. В случае сокращения
ассигнований свыше 10% секвестр вводится
федеральным законом. Причем должен соблюдаться
принцип пропорциональности сокращения
расходов в отношении всех главных распорядителей
бюджетных средств и всех программ на
текущий финансовый год [17, c. 58].
Доходы, фактически
полученные при исполнении федерального
бюджета сверх утвержденных федеральным
законом о федеральном бюджете, направляются
Министерством финансов РФ на уменьшение
дефицита бюджета и погашение государственного
долга без внесения изменений и дополнений
в закон о федеральном бюджете.
Итак, различают два
типа бюджетно-налоговой политики, в которой
формируется тот или иной подход к бюджетному
дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая
и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная
рестрикция). Государство законодательно
воздействует на параметры, определяющие
и регулирующие размеры бюджетного дефицита.
Один из главных принципов бюджетной системы
РФ – сбалансированность бюджетов. Нормативное
регулирование размеров бюджетного дефицита,
предусмотренное Бюджетным кодексом определяет:
размер дефицита федерального бюджета
не может превышать суммарный объем бюджетных
инвестиций и расходов на обслуживание
государственного долга РФ, а бюджета
субъекта Федерации – 15% объема его доходов
без учета финансовой помощи из федерального
бюджета; размер дефицита местного бюджета
не может превышать 10% объема доходов местного
бюджета без учета финансовой помощи из
федерального бюджета и бюджета субъекта
РФ.