Контрольная работа по "Экономике отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Вместе с тем отношения Газпрома и независимых производителей газа сложно назвать равноправными. После принятия в июле 2006 года Федерального закона №117-ФЗ «Об экспорте газа» ОАО «Газпром» закрепило за собой юридически монопольное право на экспорт газа. Само по себе это дало положительный эффект, поскольку исключило ценовую конкуренцию между российскими производителями на внешних рынках.

Содержание

Какова необходимость и значение создания независимых производителей в газовой промышленности?.................................................................3
Какова в общем плане экономическая и социальная сущность ускорения НТП?........................................................................................................7
Назовите основные особенности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования в отраслях НГК………………………………………9
Какие факторы предопределяют возможность сговора олигополистов и, какие силы предопределяют их поведение?.............................................13
Список литературы…………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отрасли.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

  1. Какова необходимость и значение создания независимых производителей в газовой промышленности?.................................................................3
  1. Какова в общем плане экономическая и социальная сущность ускорения НТП?........................................................................................................7

  1. Назовите основные особенности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования в отраслях НГК………………………………………9

  1. Какие факторы предопределяют возможность сговора олигополистов и, какие силы предопределяют их поведение?.............................................13

Список  литературы…………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Какова необходимость и значение создания независимых 

производителей  в газовой промышленности?

Одной из главных проблем ОАО «Газпром» является падение добычи газа. И это не удивительно, поскольку из общего объема разведанных «Газпромом» запасов 55,7% уже находятся в разработке, 72% относятся к категории средне- и малоэффективных для освоения, а сам прирост запасов газа на принадлежащих компании месторождениях в последние годы был тревожно низким. Решение указанной проблемы возможно на основе реструктуризации компании. Одним из направлений реструктуризации ОАО «Газпром» можно назвать создание государством предпосылок для образования независимых производителей газа [3, с. 29].

Само  понятие «независимые производители  газа» имеет ряд толкований. В одних случаях подразумеваются только собственно газовые компании без учета вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК); в других – все компании, за исключением Газпрома, то есть, включая региональных монополистов - ЯТЭК (бывш. Якутгазпром) и ОАО Норильскгазпром; исходя из третьего определения, в соответствии с которым к независимым производителям газа  принято относить всех юридически не связанных с компаниями-монополистами (Газпромом, Якутгазпромом и Норильскгазпромом) отечественных производителей газа. А именно целый ряд малых и средних газовых компаний, крупнейшими из которых являются ОАО «НОВАТЭК» и МГК «Итера», а также основные нефтяные компании, прежде всего ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «ТНК-BP Холдинг». По итогам 2008 года на долю независимых производителей пришлось 17,3% российской добычи газа (почти 115 млрд. куб. м) против 9,5% в 2000 году. Всего с 2000 по 2008 год вклад независимых производителей газа в рост общероссийской добычи составил более 52 млрд. куб. м, тогда как вклад Газпрома за тот же период – менее 28 млрд. куб. м [5].

В ранних редакциях проекта Генеральной  схемы развития газовой отрасли России на период до 2030 года планировалось, что доля независимых производителей в российской добыче газа к 2020 году составит от 25 до 29%, а к 2030 году – до 30%. В текущем проекте генсхемы, деление добычи по производителям устранено, в связи с чем, независимые производители газа в документе практически не упоминаются. Однако пересмотра самой концепции постепенного уменьшения относительной доли ОАО «Газпром» (при росте в абсолютном измерении) не произошло. Только ОАО «НК «Роснефть» планирует к 2020 году вчетверо увеличить собственную добычу газа, доведя ее до 50 млрд. куб. м в год. Не менее амбициозные планы вынашивают ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «ЛУКОЙЛ».

На первый взгляд удивительно, но руководство  Газпрома возлагает большие надежды  на развитие независимых производителей. Причиной этого является ограниченность инвестиционных ресурсов компании при  колоссальной инвестиционной программе (не менее 0,5 трлн. долларов к 2030 году), требующая концентрации Газпрома на относительно небольшом списке первостепенных месторождений полуострова Ямал, шельфа Баренцева моря, Восточной Сибири и Якутии. При этом, учитывая стремительное истощение таких крупнейших месторождений, как Ямбург и Уренгой, даже введение в намеченные сроки всех новых проектов Газпрома не сможет покрыть рост спроса на российский газ на внутреннем и внешнем рынках. По самым скромным подсчетам, к 2020 году этот рост достигнет не менее 230 млрд. куб. м в год, а по некоторым оценкам и 320 млрд. куб. м. Именно этим объясняются хотя и противоречивые, но относительно терпимые отношения между монополией и независимыми производителями газа.

Вместе  с тем отношения Газпрома и  независимых производителей газа сложно назвать равноправными. После принятия в июле 2006 года Федерального закона №117-ФЗ «Об экспорте газа» ОАО «Газпром» закрепило за собой юридически монопольное право на экспорт газа. Само по себе это дало положительный эффект, поскольку исключило ценовую конкуренцию между российскими производителями на внешних рынках. Однако оборотной стороной этого шага стала концентрация всей экспортной выручки в руках   Газпрома, что резко сузило финансовые перспективы остальных участников газовой отрасли. [2, с. 46]

Выходом из этой ситуации Правительству РФ и, по-видимому, самому Газпрому видится  достижение равнодоходности внутренних цен на газ с экспортными. Этот процесс действительно стремительно развивается, начиная с 2007 года. Однако постоянный рост цен на газ, существенно опережающий инфляцию, болезненно сказывается на состоянии российской экономики.

В свою очередь, особенностью внутреннего рынка  газа в России является то, что многие из независимых производителей вынуждены продавать добываемый газ тому же Газпрому, что лишает их дополнительной прибыли от розничных продаж, а также ставит в зависимость от ценовой политики монополии. Собственные отлаженные рынки сбыта имеют в основном лишь ОАО «НОВАТЭК» и МГК «Итера». Большую часть газораспределительных сетей и розничной торговли контролирует Газпром. В настоящее время компания владеет 199 ГРО (77%), на долю которых приходится 83% газораспределительных сетей в РФ и около 66% поставок газа [5].

Основной  болевой точкой в отношениях независимых  производителей с Газпромом остается обеспечение свободного или, по крайней  мере, равноправного доступа к магистральным газопроводам в рамках Единой системы газоснабжения (ЕСГ), охватывающей Западную Сибирь и европейскую часть России. При этом нет оснований сомневаться и в правоте Газпрома, когда он отказывает в заявках независимых производителей под предлогом полной технологической загруженности сети в интересующем их направлении.

Эта неопределенность порождает целый комплекс проблем  – начиная от трудностей при долгосрочном планировании до невозможности оперативного изменения режима работы действующих месторождений. Сама возможность транспортных ограничений может заставить независимых производителей перестраховываться и наращивать объемы добычи газа более медленными темпами, чем это необходимо.

Ограничения, существующие для независимых производителей в области поставок «сырого» газа, дают как отрицательный, так и положительный эффект. С одной стороны, они, несомненно, тормозят рост добычи газа и перераспределяют инвестиции независимых производителей в пользу сегмента жидких углеводородов, транспортировка и экспорт которых не контролируются Газпромом. Так, выручка ОАО «НОВАТЭК»  – крупнейшей газовой компании после Газпрома – в 2008 году лишь на 57,6% обеспечивалась за счет продаж природного газа, в то время как на долю газового конденсата пришлось 24,4%. Остальную часть выручки составили в основном доходы от продаж сжиженного углеводородного газа (8%) и нефти (2,6%).

С другой стороны, такие ограничения в  известной степени стимулируют развитие глубокой переработки газа, включая газохимическое производство. Однако газопереработка и газохимия требуют огромных финансовых вложений, которые независимые производители могут аккумулировать только в рамках основной сферы деятельности – продажи «сырого» газа. Таким образом, возникает замкнутый круг, из которого далеко не всем удается выйти. Учитывая структурные особенности российской газовой отрасли, государство регулирует сегодня отношения независимых производителей и Газпрома по сути лишь в рамках ответственности ФАС России, то есть карательными мерами и постфактум.

Можно ожидать, что появление независимых производителей газа будет содействовать увеличению объемов добычи, развитию внутреннего  рынка газа и конкуренции, снижению затрат на добычу газа и тарифов на  его реализацию. Все это, в конечном счете, должно сказаться на повышении эффективности и качества работы этой отрасли НГК.

 

 

  1. Какова в общем плане экономическая и социальная сущность

ускорения НТП?

На современном  этапе и в будущем вряд ли можно  найти такой фактор, который бы так сильно влиял на производство, экономику и социальные процессы в обществе, каким является ускорение  НТП.

НТП – это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. Он выступает так же как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких как: улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды и, в конечном счете, повышении благосостояния народа.

В широком  смысле на любом уровне – от фирмы  до национальной экономики – под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии; использование новых материалов и новых видов энергии, а также ранее неизвестных методов организации и управления производством. [3, с. 46]

В общем  плане ускорения НТП создает  несколько видов эффектов: экономический, ресурсный, технический, социальный.

   Экономический эффект - это, по сути, рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

   Ресурсный эффект - это высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и финансовых.

   Технический эффект - это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений и рационализаторских предложений, ноу-хау и других нововведений.

   Социальный эффект - это повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услуг, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда и др.

Эти эффекты  могут быть достигнуты только в том  случае, если государство будет создавать необходимые условия для ускорения НТП и управлять современной НТР в нужном для общества направлении. [2, с. 98]

НТП является основой интенсификации производства. Он оказывает определяющее воздействие на все факторы развитиям экономики, позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы, добиваться выпуска продукции высокого качества.

Прогресс  науки и техники обеспечивает решение такой важнейшей социально-экономической задачи, как облегчение труда, обогащение его творческим содержанием.

Реальная  экономия труда определяется использованием в общественном производстве научно-технических  достижений, воплощающихся в новых  средствах производства, новых формах соединения личных и вещественных его  факторов.

Развитие  различных форм собственности, особенно частной, свобода предпринимательства  и конкуренции ограничивают вмешательство  государства в хозяйственную деятельность предприятий, а новые методы воздействия на ускорение НТП не найдены, что отразилось на снижении интеллектуального потенциала. Основным элементом организационной структуры российской науки являются самостоятельные организации, выполняющие исследования и разработки, а также соответствующие подразделения высших учебных заведений, промышленных предприятий, организаций других отраслей экономики.

 

 

 

 

  1. Назовите основные особенности инвестиционной деятельности

субъектов хозяйствования в отраслях НГК.

Ресурсный потенциал новых районов добычи нефти и газа значительно ниже, чем в освоенных районах, что  обусловливает возрастание капиталоемкости продукции и необходимости привлечения больших объемов инвестиций в эти отрасли.

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. [3, с. 54]

Нефтегазодобывающая промышленность – одна из наиболее капиталоемких отраслей тяжелой индустрии. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью непрерывного капитального строительства, т.е. создания новых дорогостоящих основных фондов, а также проведения работ по разведке и подготовке новых нефтяных и газовых месторождений.

Нефтяная промышленность

Инвестиции  в нефтяной отрасли осуществляются главным образом в производство сырья. Новые нефтегазоносные провинции  Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока гораздо скромнее по запасам полезных ископаемых, чем Западная Сибирь, и их детальная разведка и добыча будет требовать значительных капиталовложений.

Особое  внимание следует уделить развитию малых и средних нефтедобывающих производств, которые вносят весомый вклад в вовлечение в хозяйственный оборот небольших месторождений и малорентабельных нефтяных скважин.

Перспективными  направлениями государственной  энергетической стратегии в нефтяной отрасли будут:

- создание  условий для сохранения высокой  степени конкуренции, и как  следствие для поддержания эффективности  нефтяной отрасли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтяного рынка;

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике отрасли"