Контрольная работа по "Экономике отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Вместе с тем отношения Газпрома и независимых производителей газа сложно назвать равноправными. После принятия в июле 2006 года Федерального закона №117-ФЗ «Об экспорте газа» ОАО «Газпром» закрепило за собой юридически монопольное право на экспорт газа. Само по себе это дало положительный эффект, поскольку исключило ценовую конкуренцию между российскими производителями на внешних рынках.

Содержание

Какова необходимость и значение создания независимых производителей в газовой промышленности?.................................................................3
Какова в общем плане экономическая и социальная сущность ускорения НТП?........................................................................................................7
Назовите основные особенности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования в отраслях НГК………………………………………9
Какие факторы предопределяют возможность сговора олигополистов и, какие силы предопределяют их поведение?.............................................13
Список литературы…………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отрасли.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

- содействие  всеми имеющимися в распоряжении  государства политическими и экономическими инструментами расширению участия российских нефтегазовых компаний в мировых товарных рынках, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности других стран;

- поддержка  в освоении российскими нефтегазовыми  компаниями зарубежных проектов, выгодных для Российского государства;

- поощрение  кооперирования компаний в освоении  новых нефтегазоносных провинций на территории России и за ее пределами;

- использование  долгосрочных механизмов государственного  регулирования, направленных на улучшение инвестиционного климата в нефтяной отрасли;

- стимулирование  инвестиций в развитие производств,  обеспечивающих повышение качества нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, их соответствие мировым нормам в области экологии;

- создание  транспортных технологий, обеспечивающих  сохранение качества добываемой нефти при поставках на внешний и внутренний рынок;

- стимулирование  открытой торговли и конкуренции  на внутреннем рынке нефтепродуктов  и нефти;

- своевременное  формирование транспортных систем  в новых регионах добычи нефти  и газа;

- приоритетное  развитие инфраструктурных комплексов, обеспечивающих экспортные поставки нефти и нефтепродуктов, в том числе на новых перспективных направлениях;

- обеспечение  закрепленного в действующем  законодательстве равнодолевого доступа к нефтетранспортной инфраструктуре. [6]

 

 

 

Газовая промышленность

Долгосрочные  цели государства в газовой отрасли  будут следующими:

- стимулирование  разработки новых газовых месторождений,  в том числе независимыми производителями;

- максимизация  выгод национальной экономики  от экспорта газа.

Как разведанные  месторождения, так и недоразведанные, в силу объективных условий и значительной удаленности, потребуют более значительных капитальных вложений.

Транспортная инфраструктура

Неразвитость  трубопроводной транспортной инфраструктуры сдерживает разработку перспективных нефтегазоносных полей Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны Азиатско-тихоокеанского региона. Отсутствие у России собственных глубоководных портов лишает страну возможности маневрировать при проведении политики на мировых рынках энергоресурсов, несбалансированность тарифных систем в трубопроводном транспорте значительно ограничивают развитие единых внутренних рынков энергоресурсов, способствуют усилению экономической изоляции отдельных регионов России. Поэтому транспортная инфраструктура нуждается в особых мерах поддержки.

Целью такой  политики будет обеспечение сбалансированного  развития всех систем транспортировки  энергетических ресурсов (нефте-, нефтепродуктопроводов, газопроводов, систем перевозок энергоресурсов железнодорожным и водным транспортом, транспортных терминалов и портов и т.д.) для:

- усиления  внутренней экономической интеграции;

- развития  инфраструктуры в новых районах  добычи (производства) энергетических  ресурсов;

- содействия  развитию перспективных направлений  экспорта энергоресурсов.

Прогнозируемый  рост экономики и связанный с  этим рост грузооборота требует обновления транспортных средств. Собственных средств предприятий транспорта для этого будет недостаточно. Поэтому, наряду с увеличением эффективности использования собственных средств, важной задачей будет привлечение дополнительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

Развитие  транспортной инфраструктуры имеет  отраслевую специфику. Строительство  новых магистралей предполагается осуществлять за счет кредитов и средств инвесторов.

Развитие  транспортных систем будет осуществляться под государственным контролем и будет направлено на определение и ликвидацию узких мест этих систем, препятствующих развитию внутренней торговли энергоресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Какие факторы предопределяют возможность сговора олигополистов и какие силы предопределяют их поведение?

Следует выделить две характеристики, которые  отличают олигополию от любой другой рыночной структуры:

во-первых, барьеры для входа, которые создают  различие между олигополией, с одной стороны, совершенной и монополистической конкуренцией, - с другой;

во-вторых, олигополию отличает от всех прочих структур тот факт, что ей присуща  "взаимозависимость фирм".

Взаимозависимость фирм означает, что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например, если какая-либо из фирм меняет цену или объем рекламы, то это повлияет на величину продаж конкурентов. Последние также, в свою очередь, отреагируют изменением цены или объема рекламы. Ни один из конкурентов не может позволить себе игнорировать действия другого. В то же время, невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того, чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на данное изменение цены других фирм-конкурентов. При этом различные предположения приведут к различным результатам. Поэтому нет никакой единой модели олигополистического рынка, его модели различаются в зависимости от сделанных допущений.

Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум противоположным тенденциям. Во-первых, взаимозависимость фирм может привести их к желанию вступить в сговор друг с другом. Если им удается объединить свои действия и поступать так, как будто они одна фирма, то с помощью такого скоординированного поведения они могут максимизировать общую прибыль в данной отрасли. Во-вторых, эти фирмы будут стремиться конкурировать таким образом, чтобы получать именно в свое распоряжение максимальную долю отраслевой прибыли. [7]

При этом важно понимать, что эти две  линии поведения несовместимы. Чем  больше фирмы конкурируют друг с другом ради получения большей доли отраслевой прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Например, ценовая конкуренция снижает среднюю цену в отрасли, а конкуренция с помощью рекламы повышает отраслевые издержки. В любом случае отраслевая прибыль падает.

Таким образом, олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта.

Сговор – это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли, с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними. [3, с. 73]

Термин «явный» здесь вовсе не означает, что олигополисты регистрируют свое соглашение в нотариальной конторе - для этого чаще всего достаточно устного соглашения достигнутого во время личных контактов.  Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться между собой о ценах, доле продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает рыночную неопределенность, с которой они сталкиваются. Если они все же вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться. Явный сговор обычно называется картелем "картель".

Картель - явное соглашение олигополистических фирм  с целью ограничения конкуренции. Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах. Однако на этом пути возникает одно весьма серьезное препятствие. Дело в том, что распределение долей отраслевого рынка между участниками картеля проходит безболезненно только в том случае, если у всех из них одинаковые издержки. В этом случае доля каждого может быть определена делением общего объема продаж на число участников. Трудности возникают тогда, когда в картель входят фирмы с различными уровнями издержек. В этом случае квоты могут быть определены пропорционально сложившимся до сговора реальным рыночным долям фирм.

Однако, картельные соглашения, как правило, неустойчивы. Их основная проблема состоит в том, что первая нарушившая соглашение фирма получает серьезный выигрыш в форме добавочной экономической прибыли. Следует отметить, что картели запрещены антимонопольным законодательством во всех странах, где таковое имеет место. Однако картельные соглашения не всегда легко выявить. [4, с. 325]

Однако  фирмы могут договориться и не нарушая закон. Этому способствует возможность вступить в молчаливый сговор.

Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке. Одной из форм молчаливого сговора может быть ценовое лидерство "ценовое лидерство". Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между фирмами в целях получения высоких прибылей.

Вероятность сговора  тем выше, чем:

- в большей  степени правовая система благоприятствует  явным соглашениям с целью  повышения цены и ограничения  объема производства;

- меньшее  число фирм к нему причастно.  Когда в дело вовлечено множество  лиц, труднее договориться и  выявить случаи нарушения соглашения;

- ближе партнеры  по своим экономическим характеристикам.  Например, различия в издержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как предприятия с высокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем предприятия с низкими издержками;

- легче выявляются  нарушения достигнутого соглашения.

Список  литературы

 

1. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.-432 с.: ил.

2. Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие. - М.: Издательство: «Экзамен», 2004.-192 с.

3. Рубинштейн Е.И. Экономика нефтяной и газовой промышленности. Учебное пособие. Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. 160 с.

4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 528 с. – (Высшее образование).

5. Федеральный справочник. Настоящее и будущее независимых производителей газа: проблемы и перспективы роста. / [Электронный ресурс] – Режим доступа:      http://federalbook.ru/news/analitics/31.01.2011-2.html

6. Конспект лекций по дисциплине экономика отрасли - Санкт-Петербург, 2008. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gendocs.ru/v2124/лекции_-_экономика_отрасли_нефтяной_и_газовой_промышленности?page=7

7. Теория микроэкономики. / [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://politeconomics.org/teorimicroeconomics.html

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике отрасли"