Контрольная работа по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций.

Содержание

Введение...........................................................................................................стр.3
1. Место малых предприятий в структуре экономики.................................стр.5
2. Особенности малого предпринимательства в России.............................стр.10
3. Роль малых предприятий в экономике России........................................стр.12
3.1. Социальная роль......................................................................................стр.12
3.2. Политическая роль..................................................................................стр.14
3.3. Экономическая роль................................................................................стр.16
4. Малый бизнес и государственная политика.............................................стр.19
5. Государственная политика в области малого предпринимательства......................................................................................стр21
6. Потенциал малого предпринимательства.................................................стр.25
Заключение......................................................................................................стр.30
Литература.......................................................................................................стр.33

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2. Политическая роль.

 

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико,

поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося

среднего класса, наиболее представительного по своей численности  и

являющегося выразителем политических предпочтений значительной части

населения. В условиях устойчивого  социально-экономического и политического

развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей

приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и

экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет  наибольшую

активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении

собственности, так как  в отличие от крупных и средних  собственников для

владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным

средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс

либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом

борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства  с

интересами местных и  региональных сообществ, что обусловливает  его

зависимость от национальной основы и составляет питательную  среду для его

патриотических настроений. При этом, как свидетельствует  исторический опыт

России и ряда других стран, патриотические настроения в среде  мелких

собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности

могут принимать крайние  формы и подталкивать их к поддержке  наиболее

экстремистских политических сил. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

3.3. Экономическая роль.

 

Существенная роль малого предпринимательства в экономической  жизни стран с

рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе

экономики действует подавляющее  большинство предприятий, сосредоточена

большая часть экономически активного населения и производится примерно

половина валового внутреннего  продукта.

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и

экономические ниши, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного

бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются

способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость

оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является

активная инновационная  деятельность, способствующая ускоренному  развитию

различных отраслей хозяйства  во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к

изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации

макроэкономических процессов  в стране. Однако этому сектору  свойственны

относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности  с

внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный

риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному  обновлению в

секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.

Приведенные данные — при  их сопоставлении с относительной  стабильностью общей

численности малых предприятий  и объёмами производства (табл. 1) - указывают

на высокую интенсивность  внутренних реорганизационных процессов  внутри МП,

способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной

экономики.

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий

     Федеральные  округа Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г.

РФ 611,7 29,7

Центральный 905,9 63,2

Северо-Западный 928,5 76,2

Южный 397,7 18,1

Приволжский 469,3 56,6

Уральский 452,1 4,0

Сибирский 448,3 -38,7

Дальневосточный 498,7 -74,0

 

 

За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось  на 5,1%,

составив на последнюю  дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г.

относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что

позволяет надеяться на продолжение  данной тенденции на протяжении и 2003 г.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Малый бизнес и государственная  политика.

 

Малый бизнес без поддержки  государства и без собственного внутригруппового

взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе

крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и  социальные

интересы.

К определению целей и  задач государственной политики в отношении

предпринимательства преобладает  чисто прикладной фискальный подход, который

обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения

предпринимательского сектора  в экономике. Малый бизнес рассматривается  лишь

как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение

безработицы, активизацию  инновационных процессов, развитие конкуренции,

насыщение определенных сегментов  рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как

инструмент решения тех  или иных социально-экономических  задач, использование,

которого зависит от множества  объективных факторов и не является

обязательным.

В России прослеживается опасная  тенденция. Экономическая политика продолжает

ориентироваться на поддержку  крупных государственных и пост государственных

хозяйственных структур и  их объединений, в первую очередь  финансово-

промышленных групп. В  формирующейся государственно - монополистической

хозяйственной системе малые  предприятия представляются как  некое инородное

тело, а их существование  допускается в основном для заполнения ниш,

непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости

или интегрирования в структуру  крупного капитала, для выполнения наиболее

тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.

Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные

предприятия имеют более  благоприятные условия доступа  к кредитным ресурсам и

возможности получения более  льготных кредитов банков, учредителями которых

они являются. Новой малой  фирме зачастую невозможно вырваться  на давно уже

поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным

заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку  отраслей

народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче

"пробить" выгодное  для него административное решение,  особенно на местном

уровне.

 

 

     5. Государственная  политика в области малого  предпринимательства.

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного  социально-

экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает

формирование и реализацию определённой государственной политики,

обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства

и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное

стимулирование, специальные  государственные институты, обеспечивающие

проведение в жизнь  такой политики. В настоящее время  государственная политика

по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации  только формируется,

определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые,

не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной

политики поддержки и  развития малого предпринимательства  и создания

механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования

деятельности малых предприятий  носят противоречивый характер. Например, в

области налогообложения  продление льгот по налогу на прибыль  сочеталось с

общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение

упрощенной системы налогообложения  для микро предприятий - с тенденцией к

общей отмене налоговых льгот  для малого предпринимательства.

Малый бизнес в силу своей  специфики имеет ярко выраженную региональную

ориентацию. Малые предприятия  обычно строят свою деятельность, исходя из

потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и  структуры

локального спроса. Они  предоставляют новые рабочие  места местному населению.

В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов малый  бизнес

может рассматриваться как  важное средство оптимизации структуры  региональной

экономики.

Государственная политика в  отношении и предпринимательской  деятельности в

целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда,

когда ее ориентация совпадает  с внутренним вектором развития самого

предпринимательства. Поддержка  со стороны государства не может  быть ничем

иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на

смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием

широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих  социально-

экономических целей, которые  каждый предприниматель в отдельности  перед

собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя  государство должно создать условия, в которых

он сможет эффективно достигать  своих целей, прежде всего экономических

(максимизация прибыли,  эффективность инвестиций, собственное  благополучие,

победа над конкурентами, минимизация риска).

С точки зрения государства  предприниматель призван обеспечить реализацию

целей и интересов более  высокого порядка. Именно в области  пересечения целей

и интересов государства  и бизнеса может осуществляться эффективная

государственная политика.

Главным принципом государственной  поддержки малого предпринимательства  должно

стать создание преимущественно  экономических и правовых условий  нормального

ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться

в формировании экономических  и правовых условий, стимулов для  саморазвития и

конкурентоспособности малых  предприятий с учетом отраслевых, географических,

национальных, исторических особенностей и традиций, а также  зарубежного

опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются

в том, чтобы обеспечить малым  предприятиям равные права, минимизировать

разрыв в условиях хозяйственных  возможностей между малыми и более  крупными

предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные

возможности ведения предпринимательской  деятельности в условиях свободы

выбора ее форм и методов  проявления самостоятельности и  предприимчивости.

Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии

политической воли государства  сформировать благоприятные социальные,

экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и

укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием

малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Потенциал малого предпринимательства.

 

Потенциал малого бизнеса  остается нереализованным. Существуют серьезные

экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий  на

рынок и развития их деятельности.

Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества  и

мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением,

ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого

предпринимательства практически  не учитываются при распределении

государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для

государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и

внешнеэкономическом регулировании.

Ориентируясь преимущественно  на макроэкономические реформы, государство, по

существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных

граждан, работающих в секторе  малого бизнеса, полагая, что его  развитие не

является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря,

мнение и позиция представителя  малого предпринимательства, его групповые

насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в

минимальной степени.

Рост занятости, объемов  производства, инвестиционной активности малых

предприятий в 2002 году (таблицы 2 и 3) позволяют сделать вывод  о наступившей

стабилизации в развитии малого предпринимательства.

Таблица 2 - Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.

     Федеральные  округа Объем производства в 2002 г. Справочно: 2001 г. в % к 2000 г.

млн. руб. На душу населения, руб. В % к 2001 г.

РФ 794 286,8 5 517,6 119,3 109,1

Центральный 248 575,5 6 813,7 117,8 113,6

Северо-Западный 117 114,3 8 213,3 133,2 97,6

Южный 78 780,3 3 669,1 127,9 103,6

Приволжский 159 192,2 5 031,1 148,8 98,3

Уральский 71 788,0 5 733,8 82,1 204,5

Сибирский 71 796,5 3 495,1 103,1 110,1

Дальневосточный 47 040,1 6 683,6 113,2 93,8

 

 

В январе-сентябре 2002 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло

на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При  этом

увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2001 г.

Информация о работе Контрольная работа по микроэкономике