Контрольная работа по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Содержание

. Теоретическая часть………………………………………………………………3
1.1 Сущность рынка…………………………………………………………………3
1.2 Товарное производство как основа рынка……………………………………..5
1.3 Структура рынка…………………………………………………………………7
1.4 Модели рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия……………………………………7
1.5 Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка…………………….8
1.6 Функции рынка…………………………………………………………………10
2. Практическая часть……………………………………………………………...13
2.1 Ситуационная задача…………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

экон.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Новосибирский государственный  университет экономики и управления

«НИНХ»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Номер группы: ТТПО21

Наименование направления  и профиля: Туризм

Студент: Дорофеев Александр Юрьевич

Номер зачетной книжки: 123395

Учебная дисциплина: Экономика

Кафедра: Экономической теории

Номер варианта контрольной  работы: 5

Дата регистрации  институтом: «____» _____________________20__г.

Дата регистрации  кафедрой: «___» ________________________20__г.

Проверил:

Оценка:

 

 

 

2012

 

Содержание:

1. Теоретическая часть………………………………………………………………3

1.1 Сущность рынка…………………………………………………………………3

1.2 Товарное производство  как основа рынка……………………………………..5

1.3 Структура рынка…………………………………………………………………7

1.4 Модели рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия,  монополистическая конкуренция,  олигополия……………………………………7

1.5 Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка…………………….8

1.6 Функции рынка…………………………………………………………………10

2. Практическая  часть……………………………………………………………...13

2.1 Ситуационная задача…………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………………14

 

1. Теоретическая  часть

1.1 Сущность рынка

         Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок многолик и столь  же разнообразно его определение. В  учебнике политэкономии под редакцией  В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного  и денежного обращения". Здесь  возникает ряд других вопросов: 
Что это за законы товарного производства и обращения? 
Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? 
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок - есть тип хозяйственных  связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

П. Самуэльсон определяет рынок  как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. Под это определение  подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

Рынки принимают самые  разные формы. Восточный базар и  отечественная 
"толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. 
Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. 
Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

На экономическом рынке  постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию  животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи  с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров  и производимых услуг.

1.2 Товарное производство  как основа рынка

Без товарного производства нет рынка, И наоборот. Товарное производство означает, что продукт создается  не для самого производителя, а для  обмена.

Товарное производство прошло длительную эволюцию. Возникло оно  в условиях разложения первобытной  общины, зарождения частной собственности, при первом общественном разделении труда. Известно, что простейшей формой разделения труда является естественное разделение в зависимости от пола и возраста. Первое же общественное разделение труда связано с отделением скотоводства от земледелия.- Это такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами хозяйственной деятельности, что привело к появлению избытка отдельных продуктов у производителей в результате роста производительности их труда и к значительному развитию обмена.

Общественное разделение труда — это первое необходимое  условие возникновения товарного  производства. С развитием общественного  разделения труда происходит специализация  производителей на выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает  необходимость обмена. Общественное разделение труда является материальным условием существования товарного хозяйства.

Причиной товарного производства следует считать экономическое  обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно экономическое обособление товаропроизводителей — условие, необходимое и достаточное  для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление возможно в условиях и частной, и коллективной, групповой, корпоративной собственности.

Следовательно, под товарным производством следует понимать такую организацию общественного  хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый из них специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

Такое понимание товарного  производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок, для обмена, но одновременно и указывает  на условия его возникновения.

В зависимости от степени  развития этих условий изменяется и  содержание товарного производства.

Первоначально оно возникает  и функционирует как простое  или неразвитое товарное производство, существенными чертами которого являются:

1) общественное разделение  труда как материальное условие

существования товарного  производства;

2) частная собственность  на средства производства и  результаты труда;

3) личный труд собственника  на средства производства;

4) удовлетворение общественных  потребностей посредством . купли-продажи  продуктов труда;

5) экономическая связь  между людьми через рынок.

Таким образом, простое товарное производство — это производство продуктов для обмена самостоятельными мелкими товаропроизводителями  — крестьянами и ремесленниками,

Изучение простого товарного  производства имеет большое теоретическое  и практическое значение, поскольку  оно является питательной средой возникновения развитого товарного  производства. Кроме того, оно имеет  и в настоящее время широкое  распространение, ибо 55% населения земного  шара — мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки  и Африки-до 90%.

От простого товарного  производства принято отличать развитое капиталистическое товарное производство.

Несмотря на то, что товарное производство в своей основе однотипно  с развитым (капиталистическим) товарным производством (ибо и то, и другое основано на общественном разделении труда, частной собственности и  производстве продуктов для рынка), они имеют существенные различия. Простое товарное производство базируется на собственном труде товаропроизводителя, продукт труда с момента его  производства до реализации на рынке  принадлежит товаропроизводителю. Развитое капиталистическое товарное производство базируется на применении наемного труда, а произведенный  продукт отчуждается от производителя (производится рабочим, а принадлежит  капиталисту).

Рынок представляет собой организованную структуру, в  которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и  их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.

1.3 Структура  рынка

Структура рынка - это  его наиболее существенные черты, к  которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия  или сходства товаров, легкость входа  на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность  оказывать влияние на формировании и уровень цен зависит от структуры  рынка.

1.4 Модели рыночных  структур: совершенная конкуренция,  монополия, монополистическая конкуренция, олигополия

Структура рынка  существует в 4 видах:

- Совершенной конкуренции. При этом виде существует большое количество мелких фирм с однородной продукцией. Вхождение и выход из отрасли не затруднено, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита, так как поддерживается государством. Существует в нескольких формах: функциональной конкуренции, видовой и предметной конкуренции.

- Монополии. Существует одна фирма, производящая уникальную продукцию. Доступ к информации частично ограничен, вход на рынок других организаций практически не возможен. При такой структуре организация сама устанавливает цены, которые выше чем могла бы быть при совершенной конкуренции. Государство стремится проводить антимонопольную политику, создать конкуренцию в реализации товаров и осуществлении услуг. Монополии существуют в следующих формах: закрытой, открытой и естественной. Первая защищена юридическими запретами на конкуренцию. Вторая специальной защиты не имеет. При третьей долгосрочные средние издержки фирмы являются минимальными, если она обслуживает весь рынок.

- Монополистической конкуренции. Такая структура рынка существует в виде множества небольших фирм. Продукция является неоднородной. Вхождение и выход из отрасли не затруднены, а доступ к информации частично ограничен.

- Олигополии. Свою деятельность осуществляет небольшое количество крупных фирм с однородной или неоднородной продукцией. Могут возникать затруднения при выходе фирмы из отрасли, доступ к информации частично ограничен. Обычно, такая структура рынка у технически сложный отраслей промышленности. Например, металлургии, автомобилестроении, самолетостроении, химии, электроники.

Количество фирм такой структуры, осуществляющих деятельность на рынке, немногочисленно и они  выпускают большую часть продукции. Существенная экономия на затратах обеспечивается за счет крупного размера фирмы, которая  имеет значительное преимущество над  более мелкими фирмами. Конкуренция  в таких отраслях практически  не возможна из-за больших затрат на оборудование и ограниченности емкости  рынка.

1.5 Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка

Рынок имеет собственную  инфраструктуру. Под инфраструктурой  рынка понимается совокупность государственных  и коммерческих предприятий и  учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений.

Существует инфраструктура рынка труда, товарного и финансового  рынка.

В зависимости от общественного разделения труда  рынок бывает местным, национальным и международным. По виду конкуренции  совершенной и несовершенной. Существует и много других классификаций.

Информация о работе Контрольная работа по экономике