Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:29, доклад
Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федера-ции правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому об-служиванию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядите-лями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в веде-нии Министерства финансов
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета
Доклад
по дисциплине
Контроль и ревизия
на тему:
«Контрольные функции Казначейства РФ»
Выполнила:
студентка 4 курса 5 группы
дневной формы обучения
специальности «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Поспелова У.А.
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доцент
Самсонова Т.Т.
Иваново 2012
Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.
Было создано указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864.
Положение о Федеральном казначействе[1] утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе». В состав ведомства входит 83 управления и 2254 отделения.
В 2002 году большинство федеральных учреждений (кроме отдельных учреждений Министерства обороны) были переведены на обслуживание через органы федерального казначейства. С 2002 года в казначействе открыты счета по учёту внебюджетных средств 33 тыс. федеральных учреждений.
С 1 января 2005 года казначейство
выделено из состава Министерства финансов
с преобразованием в
С 5 октября 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Артюхин Роман Евгеньевич.
Организационная структура:
Центральный аппарат (первый уровень):
- Управление бюджетного учёта и отчётности;
- Управление обеспечения исполнения федерального бюджета (бывшее Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счётом;
- Управление финансово-бюджетных операций;
- Управление совершенствования функциональной деятельности;
- Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности;
- Административное управление;
- Управление финансовых технологий;
- Финансовое управление;
- Юридическое управление;
- Управление информационных систем;
- Управление режима секретности и безопасности информации;
Управление развития бюджетных платежей.
Межрегиональное управление Федерального казначейства — второй уровень — территориальный орган, располагается в Москве.
Управления Федерального казначейства по субъектам федераций — второй уровень — территориальные органы, располагаются в административных центрах субъектов Федерации.
Отделения Федерального казначейства — третий уровень управления — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах, ЗАТО по решению соответствующего территориального управления.
Анализ нормативных документов, изменений в Бюджетном кодексе Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в работе органов федерального казначейства произошел определенный сдвиг с последующего контроля в сторону предварительного и текущего. Это обусловлено прежде всего изменением концепции государственного финансового контроля и переходом от фискального подхода к процессу управления финансовыми потоками. В связи с этим значительно смягчились санкции за нарушения бюджетного законодательства и сделан упор на предупредительные (профилактические) меры.
Система реализации контрольных функций основывается на линейно-функциональной структуре организации органов федерального казначейства.
Горизонтальная структура управления базируется на функциональном разделении осуществляемой деятельности. В состав Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации включены следующие структурные подразделения, осуществляющие контрольные функции: отдел анализа доходов, отдел операций по доходам на едином казначейском счете, отдел платежей из федерального бюджета, отдел кассового исполнения бюджета, отдел учета внутреннего долга и бюджетных кредитов, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета, контрольно-инспекторский отдел.
Каждое подразделение проводит контрольную работу по своему направлению специализации. Например, контрольные функции отдела анализа доходов и отдела операций по доходам на едином казначейском счете заключаются в следующем:
- контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов на едином казначейском счете в соответствии с Бюджетной классификацией доходов;
- выяснение неклассифицированных поступлений;
- контроль за распределением доходов между уровнями бюджетов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством по нормативам отчислений;
- контроль за возвратом доходов на счета плательщиков в соответствии с бюджетным законодательством по представлениям администраторов доходов.
С 1 января 2005 г. в соответствии
с этими дополнениями были внесены
изменения в Бюджетную
Отдел платежей, главная бухгалтерия по операциям со средствами федерального бюджета организуют контрольно-экономическую работу по вопросам, входящим в компетенцию отделов:
- предварительный контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, в том числе сбор и учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и бюджетополучателей;
- текущий контроль и учет принятых распорядителями и бюджетополучателями денежных обязательств.
Контрольные функции контрольно-
- координация работы отделов управления и отделений по районам
- проверка финансово-хозяйственной деятельности отделений (целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения; постановка бухгалтерского учета; анализ контрольной работы, выполняемой отделением, эффективности работы отделов);
- проверка осуществления отделениями предварительного контроля при финансировании организаций через лицевые счета казначейства с целью определить правильность и своевременность работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.
В начале года территориальные органы федерального казначейства разрабатывают план основных вопросов экономической и контрольной работы, в котором предусмотрены следующие основные направления:
- исполнение доходной части бюджетов;
- исполнение расходной части федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также работа по обслуживанию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; учет и отчетность;
- контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и безвозвратной основе;
- контрольно-инспекторская работа;
- правовое обеспечение органов федерального казначейства;
- повышение квалификации, совершенствование кадровой работы;
- развитие и защита информационного обеспечения.
На базе годового плана, в котором отражены основные вопросы экономической и контрольной работы, каждый отдел Управления федерального казначейства по субъектам Российской федерации (УФК) формирует индивидуальный план работы отдела по вопросам, входящим в его компетенцию. Каждым отделом УФК составляется отчет о выполнении плана экономической и контрольной работы за I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Работа отделов строится на взаимодействии с другими подразделениями (проведение совместных контрольных мероприятий, анализ проводимой работы, составление отчетов). В целом контрольная деятельность отделов УФК составляет единую систему, направленную на реализацию стоящих перед органами казначейства задач по выполнению контрольных функций.
Вертикальная или линейная структура органов казначейства предполагает несколько уровней руководства и представляет собой систему «федеральное казначейство - управление - отделение», где каждый элемент выполняет свои контрольные функции.
Основные контрольные функции управления - организационно-методическая работа, проведение комплексных контрольных мероприятий, анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для передачи в федеральное казначейство.
Отделения федерального казначейства участвуют непосредственно в контрольных мероприятиях, подготавливают отчеты о своей работе. В условиях перевода средств на лицевые счета бюджетополучателей перед отделениями встает задача предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.
Связь в системе двусторонняя. При прямой связи «управление - отделение» направляются задания на проведение контрольных мероприятий, методические рекомендации по проведению проверок и оформлению их результатов, различные запросы. При обратной связи «отделение - управление» направляются материалы контрольных мероприятий, ежемесячные отчеты по их итогам, сведения о приостановлении операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях нарушений законодательства Российской Фёдерации.
Контрольная функция органов Федерального казначейства интересна тем, что проводимые контрольные мероприятия не исчерпываются лишь констатацией нарушений и контролем их устранения. Органам Федерального казначейства необходимо установить причинно-следственные связи выявленных отклонений полученных результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, которые позволили бы разработать конкретные предложения и рекомендации по улучшению проверяемого объекта.
Бюджетный контроль - это
составная часть финансово-
Бюджетный контроль, как и финансовый контроль в целом, по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль - это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов и направленный на предупреждение неэффективного и нецелевого расходования средств федерального бюджета.
Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кассовых и кредитных заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление учредительных договоров, договоров о совместной деятельности. Так, при выделении средств федерального бюджета на содержание бюджетной организации до утверждения сметы доходов и расходов проверяется обоснованность представляемых расчетов о предстоящих расходах и ожидаемых доходах. Аналогичные проверки проводятся при выделении на возвратной основе средств на выполнение федеральных целевых программ.
Для осуществления предварительного и текущего контроля по исполнению расходной части федерального бюджета в органах казначейства открываются и ведутся лицевые счета учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Лицевой счет - регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями и получателями. Лицевые счета подразделяются на следующие виды: лицевой счет распорядителя средств, лицевой счет получателя средств.
Лимит бюджетных обязательств - предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, на этапе предварительного контроля органы федерального казначейства учитывают на лицевых счетах бюджетополучателей утвержденные лимиты бюджетных обязательств, а также принимают к учету договоры, определяющие размеры долговременных бюджетных обязательств на финансовый год.
Основной упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета. В частности, территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на место. Круг проверок очень широк, он включает: