Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа
Состояние экономики конца 80-х начала 90-х годов характеризуется прежде всего кризисом директивно-административной системы управления, основанной на монополии государственной формы собственности на средства производства. Относительное благополучие застойных лет было обеспечено проеданием национального достояния, богатейших природных ресурсов нашей страны. С исчерпанием этих резервов потребность в новых экономических отношениях, которые ориентировали бы предприятия на повышения эффективности производства, а не на объемные валовые показатели «самоедского» хозяйствования, явно обострялась.
Введение
Состояние экономики конца 80-х начала 90-х годов характеризуется прежде всего кризисом директивно-административной системы управления, основанной на монополии государственной формы собственности на средства производства. Относительное благополучие застойных лет было обеспечено проеданием национального достояния, богатейших природных ресурсов нашей страны. С исчерпанием этих резервов потребность в новых экономических отношениях, которые ориентировали бы предприятия на повышения эффективности производства, а не на объемные валовые показатели «самоедского» хозяйствования, явно обострялась. Постепенно и в государственной политике окрепла позиция, согласно которой для регулирования общественного производства необходимо использовать механизм рынка. Но, как убедительно показала хозяйственная практика, в особенности наши прежние попытки реформирования экономики, ориентированного лишь на государственный ее сектор - не может быть реального рынка при том, что существует монополия одной формы собственности, охватывающей подавляющую долю производства, заинтересовать людей в его результатах, обеспечить состязательность предприятий во всех отраслях экономики, необходимо было искать новые и возрождать старые, забытые формы собственности и предпринимательства.
Первой формой, представляющей собой развитие свободного предпринимательства в стране, той сферой, в которой опробовались негосударственные формы и методы хозяйствования, стало в годы перестройки кооперативное движение. На этапе его становления в 1987-1988 гг. вокруг кооперации развертывались острые дискуссии, высказывались различные, часто взаимоисключающие точки зрения.
Что же представляет собой кооперативное производство? Каковы его традиции в нашей стране и почему именно эта форма была первоначально выбрана для возрождения свободного предпринимательства? Какие надежды возлагались на кооперативное движение и в какой мере они оправдались? Наконец, каковы перспективы и границы его дальнейшего развития?
Законодательство и кооперативы условиях перестройки общественных отношений
Кооперативы – это предприятия коллективной формы собственности, деятельность которых основывается преимущественно на личном трудовом участии их членов (собственников), несущих имущественную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности. Соответственно совместные собственники, работники и руководители (управляющие) в кооперативных предприятиях - это, исходя из самой данной формы, одни и те же люди. Указанная кардинальная особенность отличает кооперативы от других видов коллективных предприятий: полных и коммандитных товариществ, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Кооперативное движение в нашей стране имеет древние, хотя и основательно забытые традиции. Известно, что в дореволюционный период производственная, снабженческо-сбытовая и потребительская кооперация была широко распространена и активно изучалась. Кооперации в Советском Союзе развивались в обстановке постоянной неопределенности и неуверенности в своем будущем, постоянного вмешательства в хозяйственную деятельность, постоянного диктата партии и советского государства в области планирования материально-технического снабжения, сбыта, заработной платы, штатов, ценообразования, постоянных перемещений и репрессий против руководителей и рядовых членов кооперативов и их союзов.
Возрождение кооперации, кооперации, получающей современные формы, началось в нашей стране в 1987 г. В мае 1988 г. был создан Закон СССР «О кооперации», который при всех его недостатках все же дал правовую основу развития кооперативного движения.
Кооперативные объединения трудящихся являются порождением капитализма. Почему же они не возникли раньше, например, в эпоху феодального или рабовладельческого строя? Только на «стыке» феодализма и капитализма создаются исторические предпосылки возникновения кооперации. Хотя существовала бесчеловечная эксплуатация рабов рабовладельцами и крепостных крестьян феодалами, до победы и утверждения капиталистического строя массовое кооперативное движение было невозможно.
Различаются социально
– экономические и юридические
предпосылки возникновения
Экономическими предпосылками были ставшие при капитализме всеобщими товарно-денежные отношения, образование капиталистической кредитно- банковской системы. Еще в недрах рабовладельческого строя получили распространение торговля и ростовщичество. Однако, несмотря на это, важнейшей особенностью рабовладельческого и феодального общества было господство натурального хозяйства. Условия непосредственно потребительского характера производства исключали вероятность возникновения кооперативов, ибо последние еще не имели реальных шансов накопить средства, необходимые как для наращивания коллективной (групповой) собственности, так и для выдачи дивиденда (части прибыли) своим членам – пайщикам. Возможность накопления средств для указанных целей кооперативы получили благодаря операциям купли-продажи товаров на капиталистическом рынке при наличии менового денежного хозяйства.
Кроме того, кооперативы, как и вообще хозяйственные предприятия, постоянно или временно испытывают потребность в дополнительных оборотных средствах: потребительские общества – для приобретения товаров крупными партиями, промысловые кооперативы – для создания запасов сырья и т.д. Мелкий по своей форме и кабальный по характеру ростовщический кредит не может удовлетворить потребности кооперативов, и для них он неприемлем.
Среди юридических предпосылок следует выделить провозглашение формальных буржуазно-демократических свобод граждан и право буржуазии создавать акционерные общества. Создание кооператива означает образование его членами коллективной (групповой) собственности. С развитием капитализма закон провозгласил право буржуазии объединять индивидуальные капиталы и на этой основе создавать акционерные компании. Ранние объединения рабочих и мелких товаропроизводителей, будучи, по сути, кооперативами, вынуждены были вести свою деятельность формально, как акционерные учреждения или общества взаимопомощи. Лишь позднее под влиянием самого кооперативного движения в различных странах были изданы специальные законы, регламентирующие порядок создания и рамки деятельности кооперативов. Тем самым кооперативные организации были легализованы.
Кооперативные принципы
представляют собой совокупность организационных,
экономических и других основ
осуществления кооперативной
Современные кооперативные принципы действуют со второй половины 60-х годов нашего столетия. ХХ конгресс Международного кооперативного альянса в 1966 г. одобрил следующие основные принципы:
1.Членство должно быть добровольным и доступным, без искусственных ограничений или какой-нибудь дискриминации по социальным, политическим, расовым и религиозным соображениям.
2.Кооперативные общества являются демократическими организациями, их деятельностью должны управлять лица, избранные или назначенные членами этого общества.
3.Процент на паевой взнос, если он начисляется, должен быть строго ограничен.
4.Экономические результаты, которые образуются (например, в виде прибыли) в ходе деятельности общества, принадлежат его членам и должны распределяться так, чтобы исключить возможность наживы одного члена за счет другого.
Эти принципы кооперативного движения обязательны для различных кооперативных организаций.
Отсюда вытекает – деятельность кооператива основывается на принципах добровольности вступления в кооператив и беспрепятственного выхода из него; сочетания личных, коллективных и государственных интересов: хозяйственной самостоятельности кооператива; материальной заинтересованности; непосредственное участие пайщиков в управлении.
Во-вторых, вмешательство в хозяйственную и иную деятельность кооператива со стороны государственных органов не допускается.
В случае незаконного или некомпетентного вмешательства этих органов кооператив может обратиться в суд. Убытки же причиненные кооперативу таким вмешательством, а также вследствие не надлежащего выполнения вышестоящим кооперативным органом своих обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмещению указанным органам.
В-третьих, в целях эффективного использования своих возможностей, расширения производства и реализации товаров, работ, услуг, кооперативы могут часть своих средств добровольно объединять со средствами государственных и иных организаций.
Безусловно, что потребительская кооперация в современных условиях получает достаточную самостоятельность.
Необходимость кооперации связывалась исключительно с отстаиванием тех или иных сфер народного хозяйства по уровню обобществления производства и социально-экономического развития. Потребительская кооперация принимает участие в решении многих социально- экономических задач, стоящих перед страной. Ведь от ее функционирования в значительной мере зависит благосостояние значительной части общества. Степень и интенсивность удовлетворения первостепенных потребностей.
Возрождение кооперации, кооперации, получающей современные формы, началось в нашей стране в 1987 г. В мае 1988 г. был создан Закон, который при всех его недостатках все же дал правовую основу развития кооперативного движения.
Сейчас уже можно дать определенную оценку самого закона и некоторых последствиях его действия. Верховный Совет СССР принял Закон “О кооперации в СССР”, который исключил вмешательство государственных и кооперативных органов (союзов и объединений кооперативов) в хозяйственную и иную деятельность кооператива.
Развитие различных форм
хозяйствования, многоукладности началось
и на практике. В 1988 г. более половины
государственных предприятий
По имеющимся данным, 86% современных (периода перестройки) кооперативов не только созданы различного рода государственными ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями, но и официально функционировали как элементы государственных структур. В то время создали «свои» кооперативы Госснаб, Минторг, Минбыт, Минместпром, Центросоюз, ВЛКСМ, ВЦСПС, ДОСААФ и другие. Каждое ведомство определо потребность в организации подобных кооперативов, разрабатывало и утверждало “примерные” уставы, регламентировало основные направления их деятельности.
Во-первых, закон исходит из объективной неизбежности господства в нашем обществе внешнеэкономических отношений, принимая их как нечто неизменное. Наиболее четко это проявляется в статьях, регулирующих экономическую деятельность кооперативов. Так, централизованно ресурсами обеспечиваются те из них, которые выполняют госзаказ, государственными предприятиями (статья 27). Тем самым игнорируется то, что кооперативы как хозяйственные организации. Производящие товары и услуги, могут нормально функционировать только в условиях рыночных отношений, в принципе исключающих централизованное распределение ресурсов.
Информация о работе Кооперация в сферах производства и услуг