Корпоративный бизнес в российской экономике: проблемы эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:38, реферат

Краткое описание

Принципиальная значимость для России корпоративного производственного потенциала во многом обусловлена и таким фактором как масштабность страны. В условиях больших стран наличие в них крупных корпораций гарантирует экономическую целостность рынка и препятствует его распаду на региональные субрынки. Наличие в дореволюционной России системы крупных трансрегиональных производственных образований способствовало то-му, что страна сумела преодолеть центробежные стремления, проявившиеся в годы гражданской войны в период установления в России власти Советов.
Развитие в нынешней России крупных корпораций, их устремленность к проникновению в экономическое пространство стран СНГ обеспечивает не только целостность российского рынка, но и позволяет вести интеграционную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………….………….3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОРПОРАЦИИ………………………….……….....5
1.1. Корпорация и ее функции………..…………………………….…………...5
1.2. Источники финансирования деятельности корпорации.....................…….7
1.3. Виды корпораций и их характеристика………………….………………...9
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА….…………………..12
2.1. Проблемы эффективности управления в бизнесе и их возможное решение………………………………….…………………………………..12
2.2. Совершенствование системы эффективного корпоративного управления…………………………………………………………………..14
2.3. Критерии эффективности корпоративных структур…..…………………18
3. ЗНАЧИМОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА…………...……………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по национальной экономике.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования РФ

Новосибирский государственный  архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН)

 

 

Кафедра общей экономической  теории

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Корпоративный бизнес в российской экономике: проблемы эффективности»

 

 

 

 

Выполнил студент   1 курса 151 группы                                                                                                   Шишебарова Е. А.

Проверил работу                                                                                                                  Баликоев В. З.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………….………….3

  1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОРПОРАЦИИ………………………….……….....5
    1. Корпорация и ее функции………..…………………………….…………...5
    2. Источники финансирования деятельности корпорации.....................…….7
    3. Виды корпораций и их характеристика………………….………………...9
  2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА….…………………..12
    1. Проблемы эффективности управления в бизнесе и их возможное решение………………………………….…………………………………..12
    2. Совершенствование системы эффективного корпоративного управления…………………………………………………………………..14
    3. Критерии эффективности корпоративных структур…..…………………18
  3. ЗНАЧИМОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА…………...……………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим итогом экономических преобразований в России явилось появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивших статус акционерных обществ, сформировавших, таким образом, корпоративный сектор экономики.

Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями, в частности:

  • за счет эффекта масштаба производства имеют более низкие затраты на единицу продукции или услуг;
  • обладают большими возможностями диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры;
  • охватывают более широкие сегменты рынка и получают за счет этого ощутимые конкурентные преимущества;
  • вызывают большее доверие у финансово-кредитных государственных учреждений и поэтому быстрее могут получить от последних различные преференции.

В то же время корпоративная  форма бизнеса, давно и прочно освоенная  в странах с рыночной экономикой, для современной России относительно новая и до конца еще не сформировалась. Большинство отечественных корпораций пока еще невелики по объему получаемой прибыли и уровню капитализации, однако процесс их укрупнения идет и обусловлен  он следующими обстоятельствами:

  • четко просматривается тенденция вытеснения отечественными корпорациями банков с позиций интеграторов собственности и капитала;
  • обостряется конкуренция на рынках инвестиций, а крупным корпорациям легче занять на этих рынках более прочные позиции;
  • качество менеджмента в крупных объединениях, как правило, выше, чем на мелких и средних предприятиях.

Российская  экономика может существовать и  развиваться в качестве самостоятельного образования, имеющего свои собственные цели и приоритеты, а не быть филиалом зарубежной экономики только при формировании мощной системы корпоративных объединений, нацеленных на обеспечение общенациональных хозяйственных интересов страны.

Принципиальная  значимость для России корпоративного производственного потенциала во многом обусловлена и таким фактором как масштабность страны. В условиях больших стран наличие в них крупных корпораций гарантирует экономическую целостность рынка и препятствует его распаду на региональные субрынки. Наличие в дореволюционной России системы крупных трансрегиональных производственных образований способствовало тому, что страна сумела преодолеть центробежные стремления, проявившиеся в годы гражданской войны в период установления в России власти Советов.

Развитие в нынешней России крупных корпораций, их устремленность к проникновению в экономическое  пространство стран СНГ обеспечивает не только целостность российского  рынка, но и позволяет вести интеграционную политику.

Эффективность крупной корпорации проявляется в наибольшей мере лишь тогда, когда составляющие ее предприятия  интенсивно взаимодействуют между  собой и дополняют друг друга. Это ведет к тому, что экономическая  мотивация становится тем фундаментом, который может обеспечить политическую интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство.

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОРПОРАЦИИ
    1. Корпорация и ее функции

Возникли корпорации в начале 19 века и в настоящее время являются ключевой формой предпринимательской деятельности в таких странах, как США, Япония, Канада, т.е. в индустриальных странах с развитой рыночной экономикой.

Корпорация –  это совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой – либо цели и образующих самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо. Как правило, корпорация предусматривает долевую собственность участников и осуществление функции управления профессиональными управляющими (менеджерами), работающими по найму.

Корпорация –  форма юридического лица в виде акционерного общества или объединения акционеров.

Корпорация несет  ответственность по обязательствам, ограниченную стоимостью выпущенных акций, корпорация обладает правом от своего имени производить товары и услуги, заключать контракты, получать и  предоставлять займы и совершать  любые другие гражданские действия. Помимо ограниченной ответственности, для корпорации характерны максимальная ставка налога на прибыль, двойное налогообложение (облагается как прибыль, так и  выплачиваемые дивиденды по акциям), принятие решений простым большинством голосов, свобода акционера распоряжаться  своей долей акционерного капитала.

Для обеспечения  деятельности корпорации создается  уставный фонд за счет денежных взносов  учредителей корпорации, произведенных  ими в течении 10 дней после ее регистрации. Уставный фонд корпорации определяется в несколько сотен минимальных окладов.

 

После внесения учредительного взноса в уставный фонд корпорации выдается свидетельство, которое не относится к категории ценных бумаг. Корпорация вправе увеличить уставный фонд за счет дивидендов, предназначенных для выплаты по акциям приватизируемых предприятий отрасли, принадлежащих государству, а так же посредством выпуска акций.

 

 

1.2. Источники финансирования деятельности корпорации

 

Все источники финансирования деятельности корпорации делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся: банковские займы, кредиторская задолженность, коммерческий кредит, продажа акций и облигаций, государственные субсидии, лизинг. Внутренние  источники – это прибыль компании и выручка от продажи своего  имущества.

Банковские займы. Большинство компаний использует заемное финансирование. Задача менеджмента при этом установить разумное соотношение между заемным и собственным капиталом, так как, если уровень доходов компании будет недостаточным для оплаты банковского процента на заемный капитал, компания может обанкротиться. Обычно рекомендуется, чтобы прибыль от заемного капитала превышала расходы компании по оплате банковского процента минимум в два раза.

Кредиторская задолженность. Основными элементами кредиторской задолженности являются: накопленная невыплаченная зарплата, накопленные неоплаченные  налоги.

Коммерческий кредит. В условиях жесткой конкуренции коммерческий кредит стал одним из основных инструментов привлечения клиентуры. Как правило, компания, предоставляя  кредит  своей  клиентуре, одновременно пользуется кредитом своих поставщиков. Коммерческий кредит очень удобен. Ряд компаний, которые не могут рассчитывать на кредиты финансовых организаций, могут с успехом пользоваться коммерческим кредитом.

Продажа акций и облигаций. Инвестируя корпорацию посредством покупки акций или облигаций, акционер может преследовать разные цели: заработать  как  можно  больше, рискуя при этом, или сохранить свой капитал при более скромном доходе. Учитывая это, акционерный капитал обычно делится на ценные бумаги разных классов:

  1.    привилегированные акции имеют преимущества по отношению к обыкновенным акциям в части первоочередности получения дивидендов (обычно по фиксированным ставкам) и возврата капитала при ликвидации компании. Держатели акций не участвуют в голосовании на общем собрании акционеров, если другое не предусмотрено уставом компании;
  2.    обыкновенные акции – размер получаемых акционерами дивидендов в значительно большей, чем в случае с привилегированных акций, степени связан с получаемой корпорацией прибылью. Держатели акций имеют право голоса на общем собрании акционеров, при выборах должностных лиц компании и при решении других вопросов;
  3.    отсроченные акции – держатели акций получают дивиденды после уплаты последних по всем видам акций. Обладателями таких акций обычно являются основатели и высший менеджмент корпорации;
  4.    облигации – не дают право собственности, являясь лишь заемным средством. Владельцы облигаций имеют первоочередное по сравнению с держателями акций право на получение процентов, а также гарантии возврата заемной суммы в конце оговоренного периода.

 

 

    1. Виды корпораций и их характеристика

 

Корпорация изначально представляла собой объединение  свободных хозяйственных субъектов  для достижения экономических целей. С течением времени сложились  качественно отличные друг от друга  ее виды.

Классическая корпорация. Важнейший принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, - максимальная эффективность производства (снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции и максимизация прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании. Ее сущность вполне адекватно отражает понятие «фордизм», сформировавшееся в середине ХХ века в социологии.

Однако не следует  считать, что классическая индустриальная корпорация в течение многих десятилетий  представляла собой нечто застывшее. Напротив, по мере развития общественного  производства, повышения уровня жизни, формирования разнообразных потребностей и перехода работников к иным внутренним ценностным установкам она меняла привычные  формы и совершенствовала свою внутреннюю структуру.

Этатистская корпорация. Большую часть ХХ века западный мир с его саморегулирующейся рыночной экономикой провел в условиях жесткого противостояния разным этатистским режимам, порой достигавшим серьезных экономических успехов. Там сформировался иной вид корпоративных структур. Хотя внешне они значительно отличались друг от друга, но при этом имели одну сущностную общность – их конфигурация в конечном счете обуславливалась тем, что крупнейшей корпорацией было само государство. Как следствие, такие образования не могли, во-первых, не быть строго иерархичными, во-вторых, адекватно оценивать свои конкурентные преимущества и недостатки, ибо были в той или иной мере выключены из конкурентной среды. В отличие от классических индустриальных корпораций этатистские фактически не способны к естественному развитию, и поэтому бессмысленно выделять этапы их эволюции.

Характерные черты  этатических корпораций:

  •    главная цель – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация задач, поставленных государством;
  •    способность добиваться успехов лишь на относительно узких направлениях;
  •    успехи достигались, как правило, в количественном, а не в качественном отношении, а главным инструментом их конкурентоспособности становились искусственно заниженные издержки;
  •    потребность в гигантских инвестициях для своего развития и неспособность обеспечить высокую эффективность производства;
  •    невосприимчивость к технологическому прогрессу. Этатистские корпорации не становятся источниками инноваций и не оценивают должным образом интеллектуальный потенциал своих работников.

Креативная корпорация. Важнейшей чертой конца ХХ века стала неудержимая экспансия «новой экономики», в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии. Правда, недавно многие исследователи поспешили объявить о резком торможении и едва ли не об окончании этого процесса. Причина – падение стоимости акций высокотехнологичных компаний, которым ознаменовался 2000 год. Но данный спад должен стать поводом не для реквиема по «новой экономике», а для активизации исследований закономерностей ее становления и развития. Развитие «новой экономики» привело к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую.

Информация о работе Корпоративный бизнес в российской экономике: проблемы эффективности