Корпоративный бизнес в российской экономике: проблемы эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:38, реферат

Краткое описание

Принципиальная значимость для России корпоративного производственного потенциала во многом обусловлена и таким фактором как масштабность страны. В условиях больших стран наличие в них крупных корпораций гарантирует экономическую целостность рынка и препятствует его распаду на региональные субрынки. Наличие в дореволюционной России системы крупных трансрегиональных производственных образований способствовало то-му, что страна сумела преодолеть центробежные стремления, проявившиеся в годы гражданской войны в период установления в России власти Советов.
Развитие в нынешней России крупных корпораций, их устремленность к проникновению в экономическое пространство стран СНГ обеспечивает не только целостность российского рынка, но и позволяет вести интеграционную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………….………….3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОРПОРАЦИИ………………………….……….....5
1.1. Корпорация и ее функции………..…………………………….…………...5
1.2. Источники финансирования деятельности корпорации.....................…….7
1.3. Виды корпораций и их характеристика………………….………………...9
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА….…………………..12
2.1. Проблемы эффективности управления в бизнесе и их возможное решение………………………………….…………………………………..12
2.2. Совершенствование системы эффективного корпоративного управления…………………………………………………………………..14
2.3. Критерии эффективности корпоративных структур…..…………………18
3. ЗНАЧИМОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА…………...……………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по национальной экономике.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

Не менее важным принципом оценки эффективности  корпоративной структуры является принцип использования корпоративных  информационных систем (КИС), которые  обладают мощнейшим потенциалом  повышения конкурентоспособности объединения.

Внедрение корпоративных  информационных систем направлено в  первую очередь на поддержку принятия управленческих решений менеджерами  высшего звена корпорации. Каждый проект в области корпоративной  информации должен рассматриваться  корпорацией как стратегические инвестиции средств, которые должны окупиться за счет улучшения управленческих процессов, повышения эффективности производства, сокращения затрат.

Создание единого  информационного пространства призвано обеспечить доступ к общей информации без ограничения географического  места и времени. Реализация этого  принципа предусматривает автоматизацию  рабочих мест, связанных с выполнением  текущих производственных функций  и оперативным управлением производственными  процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров с наделением их соответствующими программами и системными ресурсами.

В проектах создания корпоративных структур синергетическая  составляющая становиться оценкой  эффективности экономической интеграции. Применение тех или иных принципов  оценки эффективности управления корпоративной структурой зависит от принимаемого подхода. 

 

 

Основные критерии эффективности корпораций:

    1. При операционных слияниях основой для определения эффективности является учет комплекса слагаемых будущей синергии с использованием логики: «производственно-хозяйственные составляющие синергии – финансовый результат интеграции»;
    2. Обобщающим критерием эффективности признается «ожидаемый чистый выигрыш», равный разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и ценой, уплачиваемой за приобретаемую организацию. В соответствии с данным подходом организация-инициатор должна определить свободные потоки денежных средств после слияния. Наибольшую сложность представляет собой оценка будущих потоков денежных средств присоединяемой организации. Считается, что использование данного критерия предпочтительно для оценок долговременных эффектов слияния; 
    3. Критерием эффективности считается рост прибыли в расчете на одну акцию для акционеров обеих интегрируемых организаций. Причем результаты эмпирических исследований применения вышеуказанного критерия далеко не однозначны. Как правило, поглощающая организация многократно превосходит по размеру приобретаемую, при этом уплачивает премиальную надбавку за акции последней; рыночная стоимость акций покупаемой организации возрастает и в связи с объявлением о потенциальном слиянии;
    4. При оценке эффективности интеграции тщательному учету подлежат издержки, которые несет поглощающая организация. Выплаты акционерам поглощаемой организации могут осуществлять в виде обыкновенных или привилегированных акций, зачета долговых обязательств, денежных средств или комбинаций этих форм. Если при осуществлении сделки в качестве средства платежа используются ценные бумаги, то при расчетах они конвертируются в денежный эквивалент по рыночной стоимости. Аналогичный прием применяется, если поглощающая организация принимает на себя обязательства покупаемой организации.

 

  1. ЗНАЧИМОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА

Значимость корпоративного бизнеса в осуществлении стратегии инновационного развития определяется, прежде всего, той ролью, которую он играет в экономике страны, выступая в качестве «опорного звена» российской промышленности, обеспечивающего сохранение целостности хозяйственного механизма страны.

При определении политического  веса корпоративного бизнеса важное значение имеет также его возможность воздействовать на направленность принимаемых в стране политических решений и обеспечивать их воплощение в жизнь.

Анализ конкурентной среды  корпоративного бизнеса показывает, что конкуренция в нем характеризуется, с одной стороны, олигополией - сосредоточением производства однородной продукции в трех-четырех крупнейших компаниях, а с другой стороны - своеобразной двусторонней монополией, когда на рынке продукции есть один продавец и один покупатель.

Важнейшей особенностью современного корпоративного бизнеса является создание новых структур, выступающих «симбиозом» акционерных обществ и федеральных государственных предприятий - государственных корпораций. Глава государственной корпорации «Российские технологии» С.Чемезов, обосновывая необходимость создания госкорпораций, поясняет, что сегодня в экономике страны есть ряд чувствительных для государства отраслей, требующих особого внимания. Это авиационная, судостроительная промышленность, энергомашиностроение, станкостроение, нанотехнология, оборонно-промышленный комплекс. Им нужны перспективные разработки, передовые технологии и умение работать на внешних рынках. Раздробленные предприятия не имеют возможности проводить масштабную самостоятельную кредитную, инновационную политику, модернизацию производства на основе передовых научно-технических достижений. Необходима концентрация в единый структурный кулак интеллектуальных, финансово-производственных и кадровых ресурсов, обеспечиваемых в рамках госкорпораций. «Госкорпорации, - подчеркивает С.Чемезов, - это надежная узда, сдерживающая безудержную рыночную стихию, погоню за сверхприбылями даже в ущерб стратегическим интересам страны».

Значимость создания госкорпораций  во многом определяется и тем, что  только государство может быть эффективным  защитником интересов крупного бизнеса, отстаивать его позиции в планетарном масштабе. Выступая в качестве определяющего собственника в структуре госкорпораций, государство напрямую заинтересовано в защите их устремлений на мировых рынках, в отражении нападок на них со стороны других государств.

Однако главная задача государства не просто владеть госкорпорациями, защищая их собственность, а передавая  управление ими профессиональным менеджерам, обеспечивать получение прибыли в целях использования ее в интересах развития экономики страны, всего российского общества, а не узкого слоя собственников, менеджмента управленческих структур и чиновничества.

Из этого следует, что  основное предназначение госкорпораций  при их создании состояло не только в том, чтобы обеспечить технологический  прорыв в формировании производственного  потенциала страны, но и стать ядром  всей российской экономики. В социально-политическом плане главное предназначение госкорпораций - это создание для государства социально-политической опоры внутри корпоративного бизнеса, создание того социального слоя в лице высшего звена менеджеров госкорпораций и работающего в них персонала, которые были бы ориентированы, прежде всего, на укрепление в экономике страны стратегических позиций государства, а не на получение коммерческой выгоды в интересах небольшого слоя экономической элиты.

В стратегическом плане госкорпорации - это противовес компрадорской части корпоративного бизнеса, сужение его экономических и политических возможностей, разворота его в русло интересов России.

Принципиальное значение при этом имеет то, чтобы работа госкорпораций не сказывалась отрицательно на развитии конкуренции в стране, на экономической безопасности остальной части корпоративного бизнеса, его финансовой защищенности.

Но самое главное состоит  в том, чтобы работа госкорпораций  не переродилась в систему экономических отношений, основанную не на равной конкуренции всех секторов экономики, а на превалировании госсобственности, формирующей в стране режим госкапитализма. Неслучайно в Послании Федеральному собранию Президент РФ Д.А.Медведев 12 ноября 2009 г. особо остановился на вопросе о госкорпорациях. «Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной, - заявил президент. - В дальнейшем они (госкорпорации) сохранятся в государственном секторе, там, где это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам».

Все это свидетельствует  о сложности нахождения оптимальности  в отношениях между секторами экономики, базирующимися на частном капитале и хозяйствующими субъектами с преобладанием в них госсобственности, между корпорациями ориентированными на экспорт сырья и корпорациями, занятыми в промышленном производстве.

Корпорации с государственным  участием смогут стать определяющими в бизнес-сообществе и основными субъектами в реализации стратегии инновационного развития российского государства только тогда, когда смогут обеспечить более высокую производительность труда, по сравнению с другими хозяйственно-экономическими субъектами, иметь наиболее передовые технологии управления, приумножать свой социальный капитал, отвечающий требованиям экономики знания.

Таким образом, повышение  роли корпоративного бизнеса, ориентированного на сферу высоких технологий, упрочение его позиций в системе социально-экономических и политических отношений есть путь к укреплению стержневой основы всей российской экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Слово «корпорация» в словарях определяется как объединение, общество, союз. В словаре С.И. Ожегова  понятие «корпорация» толкуется  как «одна из форм монополистических  объединений». Действительно, корпорации, как правило, объединяют основных производителей однотипной продукции, что может приводить к монополизации производства.

В США понятие  «акционерное общество» отождествляется  с понятием «предпринимательская корпорация» - предприятие, преследующее цель получения  прибыли. Следовательно, «корпорацию» необходимо отграничить от государственного сектора и общественных (некоммерческих) организаций. А поскольку любое  предпринимательство связано с  удовлетворением спроса на рынке, то можно зафиксировать две главные  цели, присущие любой корпорации: извлечение прибыли и удовлетворение спроса.

Как и в акционерном  обществе, в корпорации акционер несет  ограниченную ответственность по обязательствам и долгам компании. Капитал корпорации делится на акции и паи. Будучи владельцем собственности корпорации, акционеры имеют право на долю доходов, которые выплачиваются  пропорционально величине, приходящейся на одну акцию. Однако корпорация не обязана  ежегодно выплачивать дивиденды, и  может использовать эту прибыль  как источник финансирования инвестиций. Мера ответственности индивидуальных акционеров ограничена объемом их вклада в корпорацию, и возможные потери не могут превышать объема их вклада.

Каждый, кто работает на корпорацию, является наемным работником. Принцип полного объединения  в одном лице собственника и менеджера  неприемлем для корпорации в странах  аутсайдерского типа, таких как США, Великобритания и др. В этих странах  «владение» и «управление» отделены друг от друга. Однако этот принцип  нарушается в странах инсайдерского  типа (Германия, Япония), где собственники действуют и как менеджеры, получая  за это заработную плату.

Юридические особенности  корпорации делают ее привлекательной  для инвесторов по четырем аспектам корпоративной формы бизнеса:

  • самостоятельность корпорации как юридического лица;
  • ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов;
  • возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам;
  • централизованное управление.

Можно выделить и  другие отличительные особенности  корпорации. К таковым относят  крупные размеры компании. Однако характеристика «крупные размеры» носит  количественный, а не качественный характер, в силу чего такая характеристика сохраняет неопределенность.

Экономическая жизнь, на протяжении столетий представлявшая и сегодня еще представляющая основу всякой социальной организации, определяется преимущественно индивидуальными  мотивами и целями хозяйствующих  субъектов, пренебрежение которыми, как показывает опыт тоталитарных режимов, не может быть слишком долгим. Поэтому  важнейшим элементом конкурентных преимуществ той или иной хозяйственной  системы является место в ней  человека, воплощающего собой интеллектуальный капитал, создателя новых продуктов  и технологий. Три вида структур представляют собой особые формы  организации производственного  процесса, различающиеся прежде всего их отношением к человеческому фактору.

Креативные корпорации воплощают собой вид организации, наиболее адекватный потребностям развития интеллектуального капитала. Естественным образом возникая из самых развитых форм классической индустриальной компании, они соединяют присущий последней принцип экономической свободы человека с его мотивами и стремлениями, занимающими все более важное место в системе ценностей граждан постиндустриальных обществ. Именно поэтому, как мне кажется, в первые десятилетия ХХI века данные образования станут наиболее конкурентоспособными на мировых рынках. Это неизбежно приведет к ускорению хозяйственной поляризации, которая наблюдалась в последние годы ушедшего столетия, породит новые международные проблемы, однако вполне объективная тенденция интеллектуализации производства, возрастания свободы и перехода к неэкономическим ценностям вряд ли может быть заменена какой-либо иной. Одним из наиболее значительных этических вызовов, бросаемых человечеству новой эпохой, становится разделение и даже конфликт принципов свободы и равенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Гуревич Г.С. Корпоративное управление: истоки становления в России. М.: «Гранд Форум», 2004;
  • Докучаев М.В. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Academia, 2003;
  • Золотарев В.В. Повышение эффективности корпоративного управления в российской промышленности: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2003;
  • Корпоративное управление и экономический рост в России. М.: Нац. совет по корпоратив. упр., 2004;
  • И.Н. Иванов «Менеджмент корпорации: Учебник». М.:ИНФРА-М. 2004;
  • А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд «Стратегический менеджмент». М.: «ЮНИТИ», 1998;
  • Динамика корпоративного развития. М., 2004;
  • Быковский В.В. Актуальные проблемы российского менеджмента. - Тамбов: ТГТУ, 2005;
  • А.Н. Асаул, А.В. Батрак «Критерии эффективности деятельности

Информация о работе Корпоративный бизнес в российской экономике: проблемы эффективности