Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия кредитно-денежной………………………5
Глава 2. Инструменты кредитно-денежной политики………………..10
2.1.Политика обязательных резервов………………………………….10
2.2.Рефинансирование коммерческих банков…………………………11
2.3.Операции на открытом рынке……………………………………...13
2.4.Некоторые административные методы регулирования кредитно-денежной сферы………………………………………………………………….15
Глава 3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………17
Глава 4. Эффективность кредитно-денежной политики в России…..20
4.1.Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальные вложения……………………………………………………………….20
4.2.Долгосрочное кредитование населения на потребительские цены…………………………………………………………………………………27
Глава 5. Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики……………………………………………………………...35
5.1.Денежно-кредитная политика в Японии…………………………..35
5.2.Денежно-кредитная политика в Мексике………………………….38
Заключение……………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом  извне, а ставки  долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день".

Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена  дорыночного  уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -"своего рода искусственной селекции предприятий".Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,  перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его  крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному  рыночному  процессу. "Именно  способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы

Сходные черты  можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения  и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

5.2.Кредитно-денежная политика в Мексике

В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней  задолженности,  нарастающей  инфляцией  и  массовым бегством  частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики,  развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.

Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент деструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком  Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.

Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось  обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей. Административному регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, нетребующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных  банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.

Либерализация государственного  регулирования  банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь

по следующим направлениям:

- операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;

- поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

- хранение всеми банками депозитов  до  востребования, а также кассовой наличности в Банке Мексики;

- интервенции Центрального банка на денежном рынке;

- осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном  через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;

- введения для банков нового норматива контроля -  "коэффициента инвалютной ликвидности";

- создание специальных резервов банков  под  сомнительные

долги;

- разработка более строгих  правил  и  условий  для  предоставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;

- более четкое определение содержания должностного преступления в банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;

- разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.

Весь этот комплекс мер  позволил  к 1992 году добиться успеха  в  деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.


 

Заключение

В настоящее время денежно-кредитная сфера в России переживает, как, впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.

На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.

Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.

В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита в качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

Важное направление преодоления негативных результатов осуществления жесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в расширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.

Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц. Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.

И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелать главному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране - Центробанку удачи в его непосредственной деятельности.


 

Список использованной литературы

1) Аукуционес С.П., «Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ.» М: Наука., 1984.

2) Исаева Е. Б., «Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты.» Деньги и кредит. 1993. № 9.

3) Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное пособие. М., «Тандем» 1998 г.

4) Мамедов О.Ю., «Современная экономика.» М: Феникс .,  1996.

5) Обухов Н. П., «Кредитный рынок и денежная политик.а» Финансы. 1995. № 2.

6) Симонов В. В., «Кредитная система и государственное регулирование.» Деньги и кредит. 1992. № 4.

7)Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М:«Дело» 1993 г.

8) Хансен Э. «Экономические циклы и национальный доход. М:1959.

9) Хаберлер Г. «Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний» М., 1960.

10) Чекмаева Е. Н. «Межбанковский кредитный рынок и его регулирование» Деньги и кредит. 1994. № 5-6.


 


[1] Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит. 1992. № 4.

[2] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2.

[3] Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993.

[4] Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6.

[5] Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9.

[7] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995.

[8] Мамедов О.Ю.  Современная экономика.   М: Феникс .,  1996.

Чтобы оценить материал, вам необходимо зарегистрироваться

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии



Комментариев: 0



Информация о работе Кредитно-денежная политика