Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение денежно–кредитной политики как одного из направлений экономической политики государства.
В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:
– определение понятия денежно–кредитной политики;
– определение понятия рынка денег;
– рассмотрение основных инструментов денежно–кредитной политики;
– обзор денежно–кредитной политики в Республике Беларусь и других странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Кредитно–денежная политика и ее место в экономической политике государства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие кредитно – денежной политики, основные направления
и система целей……………………………………………………….……5
1.2 Рынок денег……………………………………………………………13
2. Кредитно–денежная политика и ее инструменты…………………………18
2.1 Изменение процентных ставок………………………………………18
2.2 Использование резервов…………………………………………….20
3. Особенности кредитно–денежной политики в Республике Беларусь….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….29
Частное учреждение образования
«Институт предпринимательской деятельности»
Факультет внешнеэкономической деятельности и предпринимательства
(Факультет экономики и бизнеса)
Кафедра экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей.
по дисциплине «Макроэкономика»
Студентка: очной (заочной) формы обучения
факультет, курс, группа (Ф.И.О.)
Руководитель:
ученая степень, звание (Ф.И.О.)
(указываются при их наличии)
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Кредитно-денежная политика и ее место
в экономической политике государства…………………………………………………
1.1 Понятие кредитно - денежной политики, основные направления
и система целей……………………………………………………….……5
1.2 Рынок денег……………………………………………………………13
2. Кредитно-денежная политика и ее инструменты…………………………18
2.1 Изменение процентных ставок………………………………………18
2.2 Использование резервов…………………………………………….20
3. Особенности кредитно-денежной политики в Республике Беларусь….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….29
Введение
Одним из ключевых секторов экономической системы является кредитно-денежная система (ДКС), которая структурно включает в себя два элемента - органы денежно-кредитного регулирования, банки и небанковские финансовые учреждения. Важнейшая функция органов денежно-кредитного регулирования (Центрального банка) - осуществление денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (ДКП) - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства. Денежно-кредитная политика является важнейшей частью общей экономической политики государства. Принципиальные цели деятельности Центральных банков определяются национальным законодательством - Конституцией, Законом о Центральном банке, Банковским кодексом. Отмечая традиционную задачу поддержания стабильного функционирования платежной системы, законы указывают на особую ответственность Центральных банков в обеспечении стабильности денег. При этом имеется в виду как внутренняя стабильность денег, которая понимается как стабильность цен, так и внешняя стабильность денег, понимаемая как стабильность обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Содействие Центрального банка общеэкономическому развитию не должно вступать в противоречие с выполнением его основной миссии.
Основными целями денежно-кредитной политики, представляющей часть экономической политики Республики Беларусь и направленной, соответственно, на обеспечение экономического и социального развития страны, являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.
Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как одного из направлений экономической политики государства.
В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:
- определение понятия денежно-кредитной политики;
- определение понятия рынка денег;
- рассмотрение основных инструментов денежно-кредитной политики;
- обзор денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и других странах.
Денежно-кредитная политика и ее место в экономической политике государства
Понятие денежно-кредитной политики и ее виды
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) Центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль;
в) ассоциация коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития. К ним можно отнести:
а) денежную массу;
б) ставку процента;
в) обменный курс.
Промежуточные цели непосредственно относят к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов (рис. 1).
Рис.1 Взаимосвязь конечных целей и инструментов денежно-кредитной политики.
В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.). .[1, с. 43]
Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики. [17, с. 93]
В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
2) подбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики с учетом доминирующих теоретических конструкций;
3) приведение в движение
4) передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов на экономические процессы.
В нынешних условиях нет сомнений в том, что рычаги денежно-кредитной политики оказывают прямое воздействие на состояние национального производства.
С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью.
На практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:
В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).
Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия ЦБ страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.
Во втором варианте -- при реализации политики «дорогих денег» -- мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.
Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.
Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
Можно выделить 4 звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:
1) изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;
2) изменение ставки процента на денежном рынке;
3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;
4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального Банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.
В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального Банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.
Большинство экономистов выделяет систему целей денежно-кредитной политики, отвечающую следующим параметрам: соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Согласно данным представлениям все эти цели можно классифицировать в зависимости от: границ действия: внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса) и внутренние (стабильность национальной денежной единицы, стимулирование экономического роста и т. д.);
Наибольшее распространение получила система целей денежно-кредитной политики в зависимости от времени действия. Под конечными целями системы денежно-кредитного регулирования понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:
Информация о работе Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей