Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение денежно–кредитной политики как одного из направлений экономической политики государства.
В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:
– определение понятия денежно–кредитной политики;
– определение понятия рынка денег;
– рассмотрение основных инструментов денежно–кредитной политики;
– обзор денежно–кредитной политики в Республике Беларусь и других странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Кредитно–денежная политика и ее место в экономической политике государства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие кредитно – денежной политики, основные направления
и система целей……………………………………………………….……5
1.2 Рынок денег……………………………………………………………13
2. Кредитно–денежная политика и ее инструменты…………………………18
2.1 Изменение процентных ставок………………………………………18
2.2 Использование резервов…………………………………………….20
3. Особенности кредитно–денежной политики в Республике Беларусь….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….29
При этом состав, приоритетность и количественные параметры экономических целей, которые подразделяют на стратегические и тактические, зависят от национальных приоритетов страны, этапа ее развития, а также от тенденции в мировой экономике и странах-партнерах.
Центральный банк должен воздействовать на параметры конечных целей через промежуточные звенья. Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
Необходимость использования промежуточных целей в реализации денежно-кредитной политики обусловлена следующими основными причинами: во-первых, сложностью количественно и качественно отобразить взаимосвязи экономических и монетарных переменных; во-вторых, наличием временного лага между принимаемыми мерами в монетарном секторе и реакцией экономики; в-третьих, отсутствием точной и достоверной информации у органов денежно-кредитного регулирования о состоянии экономики[4, с.113].
.Кроме промежуточных целей, Центральные банки выделяют операционные цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей органы денежно-кредитного регулирования обеспечивают выполнение целей высшего порядка. В настоящее время к тактическим целям предъявляются следующие требования со стороны Центральных банков:
Проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих основных принципов:
* оперативное определение Национальным банком перечня и порядка применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей.
В экономической литературе выделяют четыре фазы развития импульса изменений:
Эффективность реализации денежно-кредитной политики в целом и функционирования трансмиссионного механизма в частности зависит от правильности выбора целей, инструментов и методов их реализации. Причем в основе выбора инструментов монетарной политики лежит правило компенсационного регулирования, заключающегося в увеличении или снижении доступа к ресурсам в зависимости от складывающейся экономической ситуации, что обеспечивает поддержание Центральным банком необходимого объема денежной массы и уровня ликвидности банковской системы.
Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, так как Центральный Банк расплачивается за нее своими обязательствами). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной.
Рынок денег
Рынок денег - это сфера бизнеса, где продается и покупается особый товар - деньги. Он включает в себя те финансовые институты и учреждения, которые двигают и регулируют денежные потоки, поддерживают рациональное соотношение между предложением денег и спросом на них, устанавливает количественную потребность денег.
Деньги - самый ликвидный товар. В нем нуждаются все: домохозяйства, государство, предприятия, фермеры, финансовые учреждения. Монополией на денежном рынке обладает государство, передавая и предписывая главному финансовому органу - Центральному банку - ряд специфических, одновременно исключительных функций. Именно Центральный банк осуществляет эмиссию денег и регулирует их количественное соотношение в сфере обращения и на денежном рынке в целом.
Главными элементами механизмами функционирования денежного рынка выступают: предложение денег, спрос на деньги и цена денег (процентная ставка).
Функцию средства обращения могут выполнять не только деньги в их буквальном смысле слова. Эту роль могут выполнять обязательства государства, коммерческих банков и других финансовых учреждений, используемых в качестве денег. В узком смысле предложение денег состоит из двух элементов: наличность, т.е. металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении; чековые вклады, т.е. вклады в коммерческих банках, различных сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки.
Металлические и бумажные деньги являются обязательствами государства и государственных агентов. Текущие же счета представляют обязательства коммерческих банков и сберегательных учреждений.
Металлические деньги в цивилизованных странах составляют малую часть денежного предложения. В США, например, их доля составляет около 2-3 % от всего денежного предложения. Металлические деньги - это по существу «удобные деньги» в том смысле, что они позволяют совершать любые виды мелких покупок. К тому же они являются символическими деньгами. Символическое их свойство состоит в том, что действительная стоимость, т.е. стоимость металлического слитка, содержащегося в самой монете, очень незначительная. Это делается специально для того, чтобы предотвратить переплавку символических денег с целью их прибыльной продажи в качестве золотых или серебряных слитков. В этом состоит один из потенциальных недостатков металлических денег. Если их ценность как металла превысит их ценность как денег, то они прекратят функционировать в качестве средства обращения.
Бумажные деньги гораздо более значимые в количественном отношении. В тех же США они составляют примерно 25 % денежного предложения.
Второй составляющей предложения денег в узком смысле выступают чековые вклады. Чековые расчеты очень удобны и безопасны.
Более широкое предложение денег включает в себя наличные деньги, чековые вклады, бесчековые сберегательные счета и мелкие срочные вклады.
Существуют две основные причины спроса на деньги. Они связаны с функциями денег как средства обращения и средства сбережения. Первая причина связана с тем, что люди нуждаются в деньгах как средстве приобретения товаров и услуг или заключения торгово-производственных сделок. Так, домашнему хозяйству нужны деньги, чтобы производить закупки товаров, оплачивать коммунальные услуги, а предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.
Количество таких денег определяется номинальной величиной валового национального продукта. Спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному валовому национальному продукту и находится в обратной пропорциональной зависимости по отношению к скорости оборота одноименной денежной единицы. Если каждая денежная единица в среднем за год оборачивается 3 раза, естественно, что суммарная величина денежной массы должна быть в три раза меньше номинальной величины ВНП.
Вторая причина, по которой держат деньги, вытекает из их функции как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах: в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в наличности. Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов. Каждая из разнообразных форм, в которых могут находиться активы, имеет свои недостатки и преимущества. Возьмем для примера облигации и деньги. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, т.е. то, что деньги можно незамедлительно использовать для приобретения покупок. Как форма владения активами деньги особенно привлекательны, когда ожидается падение цен на товары, услуги, а также на другие финансовые активы. Когда падают цены на облигации, их владелец терпит убытки в том случае, если облигации должны быть проданы по истечении определенного срока.
Таким образом, спрос на деньги зависит от номинальной величины валового национального продукта, скорости оборота одноименной денежной единицы и ставки процента по активам.
Равновесие на денежном рынке устанавливается посредством равновесной цены, складывающейся под воздействием спроса на деньги и их предложения. Графическое выражение данного процесса представлено на Рисунке 2.
а)
б)
Рис. 2 . Равновесие денежного рынка: изменения предложения денег (а) и спроса на деньги (б).
Графически оно достигается при пересечении кривых спроса на деньги(Dm) и предложения денег(SM) в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента iE , т.е. цену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения как предложения, так и спроса на них. Процентная ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежного рынка.
Денежно-кредитная политика и ее инструменты
2.1 Изменение процентных ставок
Инструменты проведения денежно-кредитной политики можно разделить на две основные группы: прямые и общие.
К денежно-кредитной политике, проводимой на основе прямых инструментов, относятся:
* операции на открытом рынке;
* учетная политика Национального банка.
* денежно-кредитная политика на основе создания и хранения обязательных резервов в Национальном банке, который устанавливает эту норму.
Из трех видов денежного контроля государства наиболее важным механизмом являются операций на открытом рынке, так как они обладают преимуществом перед всеми остальными: государственные бумаги можно продавать или покупать в любых количествах.[18, с. 431]
Общими инструментами денежно-кредитной политики являются:
1) формы регулирования, касающиеся фондов биржи.
Так, устанавливаемая законом маржа (мера против излишней спекуляции на фондовой бирже и краха компаний) заключается в праве Национального банка устанавливать предписываемую законом маржу или минимальный процент первоначального взноса для покупателя акций;
2) покупки в рассрочку. Потребительский кредит, имея ограничения на получения займов потребителями, используется для сдерживания инфляции;
3) использование руководящими денежно-кредитными учреждениями метода убеждения с целью недопущения излишнего расширения или сокращения банковского кредита, что может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом.
В период инфляции Национальный банк проводит преимущественно политику дорогих денег, направленную на сохранение общего предложения денег. [10, с. 194-195]
Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента получило название дисконтной политики. Учетная (дисконтная) ставка -- это процент, по которому Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под учет их векселей. Центральный банк может влиять на объем рефинансирования, воздействуя на стоимость кредитов (величину учетной ставки). Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд субъектам хозяйствования. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.
Дисконтная политика имеет ряд недостатков, которые не дают основания рекомендовать ее в качестве эффективного инструмента контроля над денежным предложением. Во-первых, фиксация учетной ставки при изменениях рыночной ставки процента может привести к резким колебаниям разницы между рыночной ставкой процента и учетной ставкой, что ведет к незапланированным изменениям объемов рефинансирования и, соответственно, предложения денег. И, во-вторых, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке, поскольку объемы рефинансирования не полностью находятся под контролем, как объемы купли-продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк может изменить учетную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.
Информация о работе Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей