Кредитно-денежная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством: противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики в России.

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 82.99 Кб (Скачать файл)

 Принципиально новым  у Кейнса является введение  в совокупный спрос на деньги  второго элемента — спекулятивного  спроса, связанного с куплей-продажей  ценных бумаг. Наличие спекулятивного  спроса на деньги обусловлено  тем обстоятельством, что люди  в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.                           

 Поскольку курс ценных  бумаг обратно пропорционален  процентной ставке, то, когда она  повышается, рыночная стоимость  ценных бумаг снижается. Более  того, ожидается, что, достигнув "естественного  уровня", процентная ставка в  будущем начнет падать и ценные  бумаги можно будет продать  с выгодой и по более высокой  цене. Естественно, что каждый хозяйствующий  субъект, инвестирующий активы, предпочтет  вкладывать деньги в ценные  бумаги, вследствие чего спекулятивный  спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной  ставке ожидается ее будущий  рост, что приведет к снижению  курса ценных бумаг и вызовет  потери капитала держателей ценных  бумаг. В этих условиях возникает  всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического  роста путем инвестиций в ценные  бумаги, и спекулятивный спрос  на деньги растет.              

 Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует  обратную связь между величиной  спроса на деньги и ссудной  процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.             

 Используя методы денежно-кредитной  политики, государство может оказывать  воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость  и обеспечивая экономический  рост.             

 Однако Дж. Кейнс и  его последователи отдавали приоритет  бюджетно-налоговой политике. Для  объяснения этого можно привести  несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.           

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка  находится на достаточно низком  уровне и изменение ее возможно  только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы  денег не будут стремиться  к их инвестированию. Складывается  ситуация, когда даже очень низкая  процентная ставка не стимулирует  инвестиции и не способствует  росту дохода. Весь прирост денег  поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка  не изменяется, то инвестиции  и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного  оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.            

 Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.            

 И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.            

 Исследовав каналы, по  которым фискальная и денежно-кредитная  политика правительства воздействует  на состояние экономики, и исходя  из теоретических предпосылок, Кейнс  сделал вывод о том, что в  условиях депрессии методы монетаристского  подхода к регулированию и  стимулированию экономики потерпели  крах. Изменения налоговой системы  и структуры государственных  расходов он считал более эффективными  способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей  Кейнса к провозглашению известного  тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя  из "ловушки ликвидности", считали  монетарную политику неэффективной  и подчеркивали абсолют фискальной  политики.                

 Поздние кейнсианцы  считали также эффективной и  денежно-кредитную политику. Предпочтение  отдается смешанной монетарно-фискальной  политике: сравнительно жесткая  фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится  роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового  регулирования. Денежно-кредитная политика  необходима для того, чтобы удержать  процентную ставку на низком  уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет  противодействовать росту процентной  ставки и таким образом не  допускать вытеснения частного  инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных  расходов. 

 

Монетаристская количественная теория денег

 

 

           Послевоенный период  вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными  процессами социально-экономического  развития ведущих западных стран  за все предшествующие 100 лет. Однако  на рубеже 60—70-х гг. обнаружились  просчеты кейнсианской концепции  экономического регулирования.           

 Они состоят в недооценке  опасности развития инфляции, преувеличении  роли прямых государственных  инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.             

 Монетаризм — школа  экономической мысли, акцентирующая  внимание на изменениях в количестве  денег в обращении как определяющей  функции цен, доходов и занятости.             

 Монетаристы расходятся  с кейнсианцами не только в  вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке  функционирования рыночного хозяйства  в целом. Они считают, что рыночная  экономика довольно устойчива  и рыночный механизм способен  самостоятельно восстанавливать  экономическое равновесие. Поэтому  монетаристы выступают против  активного вмешательства государства  в экономику, отстаивают принципы  свободной конкуренции вообще  и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами  как решающий фактор развития  производства. Чрезмерное государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может спровоцировать, по  их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили  не только в кризисах середины 70-х — начала 80-х гг.              

 Анализ деловых циклов  и денежного обращения позволил  М. Фридмену и его единомышленникам  существенно модернизировать классическую  количественную теорию денежного  обращения, особенно для краткосрочных  временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения  денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими  теория позволяет предсказать  поведение этой переменной. В  качестве основных факторов, определяющих  скорость обращения денег, они  выделяют ожидаемый уровень инфляции  и процентную ставку.           

 Монетаристы также  выявили взаимосвязь между изменением  темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП  и показали, что изменение темпов  роста денежной массы влияет  на реальный объем производства  быстрее, чем на цены. Например, в  пределах одного делового цикла  темпы роста денежной массы  в обращении после некоторой  задержки, обычно в несколько  месяцев, вызывают изменения в  темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений  в номинальном ВНП отражает  изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве  товаров и услуг, производимых  в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной  массы значительно превосходят  среднегодовые темпы экономического  роста, существенную часть изменений  в номинальном ВНП составляют  изменения абсолютного уровня  цен.                                 

 Таким образом, ускорение  роста номинального ВНП, вызванное  увеличением денежной массы, лишь  вначале приобретает форму возрастающего  реального объема производства, сопровождающегося уменьшением  безработицы. Впоследствии замедление  темпов роста реального производства  приводит к тому, что рост цен  поглощает все большую часть  влияния на экономику, обусловленного  изменением темпов роста денежной  массы. При замедлении темпов  роста денежной массы замедляются  в обратном порядке соответствующие  изменения номинального и реального  ВНП.           

 Исходя из того, что  хорошие намерения слишком часто  выполняются неправильно, монетаристы  выступили против проведения  активной денежной политики, направленной  на стабилизацию одновременно  предложения денег и процентной  ставки.              

 Кейнсианскую концепцию  они считали ошибочной и внутренне  противоречивой. Поэтому главным  объектом регулирования, по их  мнению, должна быть не процентная  ставка, а темпы роста предложения  денег. Центральный банк должен  проводить в жизнь постоянную  предсказуемую денежную политику  и следовать простому правилу  постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы  должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать  рост реального ВНП, а с другой  стороны, не вызывать инфляционных  процессов в экономике.       

 В целом же в экономической  науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический  синтез", которое включает разнообразные  точки зрения по ряду вопросов  теории и практики функционирования  современной смешанной экономики.

 

1.3 Противоречия  денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная политика имеет свои сильные и слабые стороны.

Сильные стороны:

  1. быстрота и гибкость. Она способна быстро менять свои ориентиры: например, масштабы покупки или продажи государственных облигаций могут изменяться ежедневно. Лаг решения в сфере денежно-кредитного регулирования гораздо короче по сравнению с соответствующим лагом в бюджетно-налоговой сфере. Так, в США комитет открытого рынка Федеральной Резервной Системы собирается для принятия политических решений довольно часто, в то время как в области фискальной политики для выработки приемлемого решения необходимо подготовить законодательство, рассмотреть его в обеих палатах Конгресса и получить их одобрение. Поэтому не случайно факт чрезмерной длительности законодательного процесса в бюджетной политике США вызвал к жизни постановку вопроса о предоставлении президенту права предпринимать определенные действия в сфере бюджетно-налогового регулирования без законодательного оформления Конгрессом (но при сохранении за последним права "вето"). Подобных проблем в монетарной политике фактически не существует. Правда, в монетарной политике может оказаться весьма продолжительным лаг воздействия, в то время как в фискальной сфере изменения налоговых ставок, объема госзакупок и программ трансфертных платежей способны достаточно быстро стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
  2. изоляция от политического давления: относительно меньшая коррумпированность руководителей центрального банка, которые обычно назначаются на длительный срок (в США - 14 лет), а потому имеют большие возможности проводить непопулярные мероприятия. Кроме того, кредитно-денежная политика мягче, является более тонкой. Поэтому ее труднее критиковать, нежели политику сокращения государственных расходов или увеличения налогов.

Слабые стороны:

  1. трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма. Данный механизм реализуется лишь при условии усиления центрального банка, государственный контроль за которым затруднен. К тому же, по убеждению кейнсианцев, неэффективность монетарной политики объясняется непредсказуемостью спроса на деньги.
  2. политика дорогих денег в целом достаточно результативна - особенно в плане борьбы с инфляцией. А вот политика дешевых денег сталкивается с проблемой, выражаемой пословицей: "можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его напиться". Коммерческие банки в результате проведения центральным банком данной политики получают возможность выдавать больше ссуд и тем самым положительно воздействовать на инвестиционную активность предприятий. Но приказать коммерческим банкам расширить предложение денег, а фирмам больше вкладывать в производство (особенно в условиях экономического спада, когда кредитные риски велики) никто не сможет. Таким образом, против глубокого спада политика денежной экспансии мало что дает. Хотя денежная политика, бесспорно, способна лечить экономику во время неглубоких спадов, однако никакой значительный спад при больших незагруженных производственных мощностях и высоком уровне безработицы не удавалось остановить посредством повышения доступности кредита. Дело в том, что кредиты, полученные домохозяйствами и фирмами, в результате проведения политики дешевых денег, могут быть направлены ими не на покупки потребительских и инвестиционных товаров, а на погашение уже имеющейся задолженности. По мнению кейнсианцев, Великая депрессия доказала невозможность при помощи денежного регулирования вернуться к процветанию: политика дешевых денег, проводимая в эти годы ФРС, не привела к увеличению банковских ссуд и расходов частного сектора.
  3. не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки. С одной стороны, пониженная ставка процента побуждает значительную часть населения меньше сберегать и больше потреблять. С другой стороны, для тех, кто сберегает с целью обеспечить старость или накопить на образование детей, более низкая процентная ставка заставляет больше отказывать себе в текущем потреблении. Конечно, многие из указанных слабостей денежно-кредитной политики проявляются лишь в экстремальных условиях глубокой депрессии. В нормальных условиях политика дешевых денег все же порождает кредитную экспансию и подстегивающий экономику рост денежного предложения.
  4. некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег. Так, некоторые статистические данные показывают, что при сокращении предложения денег автоматически возрастает скорость их обращения, поэтому сдерживание денежной массы, ее таргетирование не способно адекватно снизить инфляцию. Именно инфляция при прочих равных условиях заставляет хозяйственных агентов всеми способами убыстрять денежные расчеты, избавляться от обесценивающихся денег, что, в конечном счете, приводит к увеличению V и нейтрализации проводимой политики дорогих денег. И, наоборот, проводимая в период спада политика дешевых денег, характеризуемая низкими ставками процента, побуждает население не торопиться с вкладами сбережений в банки, что замедляет V и нейтрализует позитивный эффект данной политики.

Информация о работе Кредитно-денежная политика России