Кредитно-денежная политика и ее цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в данных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ(П).doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)


Введение.

Денежно – кредитная  политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых  Центральным банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения. 
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. 
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы, но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. 
Денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. 
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства. 
Актуальность данной темы заключается в том, что в большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть,  как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в данных условиях.

I. Основные направления денежно-кредитной политики.

 

1.1 Роль банков в кредитно-денежной политике

 

Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться достаточно успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

Банки выступают основными  институтами кредитно-денежной системы. Именно они организовывают обращение  значительной части кредитных денег, занимающих, доминирующее положение в общем объеме денежной массы. Более того, банки располагают возможностями создавать такие деньги и, тем самым, увеличивать их предложение.

Коммерческий банк представляет собой финансовый институт, который принимает вклады и выдает коммерческие ссуды. Иными словами, банк — это предприятие, которое покупает и продает деньги1.

Резервы коммерческих банков — это активы банков, которые  могут быть использованы для немедленного удовлетворения требований вкладчиков.

Норма резервов (резервная  норма) — это отношение суммы резервов к сумме вкладов, принятых банком.

Применение в банковском деле системы частичных резервов означает, что коммерческие банки  в каждый данный момент времени располагают  только частью денежных средств, необходимых  для покрытия всех выданных ими обязательств. Банки удерживают (резервируют) только часть полученных от вкладчиков денег, а остальные деньги отдают в кредит. Роль резервов-активов выполняют наличные деньги, которыми располагает банк. Немаловажное значение имеет ликвидность активов банка. Степень ликвидности активов определяется тем, насколько быстро и с какими издержками эти активы могут быть проданы.

Так, например, наличные деньги имеют абсолютную ликвидность. Высокой ликвидностью могут обладать акции ведущих предприятий. В  то же время, акции предприятий, снижающих эффективность, доходность своей деятельности, как правило, обладают низкой ликвидностью.

Применение банками  порядка частичного резервирования придает банковской системе ряд  важных свойств: во-первых, у банков появляется возможность увеличивать предложение денег и, во-вторых, возникает потенциальная угроза стабильности денежной системы в случае одновременного массового предъявления требований клиентов к банкам по возврату денег. Если же анализировать возможности появления «банковской паники», то следует отметить, что примеры банковских крушений действительно имеются. Однако вероятность наступления подобных событий в относительно широких масштабах в современных условиях расценивается экономистами как очень небольшая. Во многом это связывается с жестким контролем государства за деятельностью банковской системы.

Современная банковская система имеет двухуровневое  построение. Ее основание — нижний ярус — составляют коммерческие банки, а вершину — верхний уровень — центральный банк.

Особую роль в банковской системе любой страны занимает центральный  банк. Это государственная структура, выполняющая очень важные функции  по регулированию национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Центральный  банк и кредитно-денежная политика

Основные функции центрального банка:

1. кредитно-денежное регулирование.

Управляя предложением денег в национальной экономике, центральный банк имеет возможность  влиять на степень деловой активности предприятий, занятость и инфляцию. Здесь же укажем, что центральный банк является единственным эмиссионным центром наличных денег. Что касается предложения кредитных денег, то его расширение может быть связано не только с деятельностью центрального банка, но, как нам уже известно, и с работой коммерческих банков, способных создавать кредитные деньги. Центральный банк имеет возможность только ограничивать или расширять эту способность коммерческих банков;

2. контроль за деятельностью  коммерческих кредитных учреждений.

 Система частичных  резервов, применяемая в банковском деле, создает потенциальную опасность наплыва требований и появления банковской паники, что мы отмечали ранее. «Эффект падающего домино», когда крах одной финансовой структуры влечет за собой серию последующих падений (банкротств), может иметь разрушительные последствия для экономики. Поэтому банковское дело нуждается в достаточно строгих «правилах игры», разработкой которых и должен заниматься центральный банк. Эта его деятельность должна обеспечить надежность, оперативность, безопасность осуществления денежно-кредитных расчетов;

3. кредитно-расчетное  обслуживание правительства. 

Национальный банк функционирует в качестве банка, обслуживающего финансовые операции правительства страны;

4. формирование и хранение  официальных золото-валютных резервов страны.

  Такие резервы стремятся иметь любое государство. Они, в частности, необходимы для регулирования валютных курсов, обеспечения определенных внешнеэкономических операций и т. д.

Центральный банк располагает  рядом инструментов, которые он использует для макроэкономической стабилизации экономики. По оценке ЦБ, в прогнозируемом периоде будут формироваться устойчивый недостаток ликвидности в банковском секторе и значительный и регулярный спрос кредитных организаций на инструменты ЦБ по предоставлению денежных средств.

При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного  предложения Центробанк будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных учреждений, используя  рыночные операции предоставления ликвидности2.

Их действие, вся кредитно-денежная или монетарная политика в целом основываются на регулировании объема денежной массы.

1. Изменение учетной  ставки. Центральный банк может  кредитовать коммерческие банки.  Эти ссуды, как и любые другие, выдаются за плату. Учетная  ставка — это процентная ставка по ссудам, предоставленным центральным банком коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк оказывает определенное влияние на процессы, происходящие в экономике. На денежном рынке, как и на любом другом, действует закон спроса: количество покупаемого товара уменьшается при повышении цены за единицу и увеличивается — при ее снижении. Учетная ставка — это цена кредитных денег, продаваемых Национальным банком. Ее повышение будет стимулировать сокращение займов, в результате чего произойдет ограничение денежного предложения. Последнее должно выступить сдерживающим фактором инфляции. И наоборот, снижение учетной ставки делает кредитные деньги центрального банка более доступными для коммерческих банков, что в конечном счете приводит к увеличению денежного предложения, которое, в свою очередь, может стать стимулом повышения деловой активности, роста, создания новых рабочих мест.

2. Изменение резервной  нормы. Мы уже отмечали, что  коммерческие банки в обязательном порядке должны резервировать какую-то часть средств от принятых вкладов. Эти платежные средства не могут быть использованы коммерческими банками для кредитования. Резервная норма—это обязательный резерв платежных средств, который должны иметь коммерческие банки по отношению к сумме принятых вкладов.

Резервная норма для  коммерческих банков устанавливается  Национальным банком. Она может быть дифференцированной по видам вкладов. В результате применения резервной  нормы происходит ограничение кредитных  возможностей коммерческих банков: фактические кредитные ресурсы становятся меньше потенциальных.

Изменяя величину резервной  нормы, центральный банк влияет на объемы денежного предложения. Повышение  резервной нормы будет означать ограничение денежного предложения, уменьшение способности коммерческих банков создавать деньги путем кредитования, а снижение — расширение денежного предложения, увеличение указанной способности.

3. Проведение операций  на открытом рынке. Государство  в экономике выступает также  в роли продавца и покупателя ценных бумаг. Операциями на открытом рынке называются операции государства по покупке и продаже своих ценных бумаг, осуществляемые с домашними хозяйствами и предприятиями. Основным предметом купли-продаж и в этих операциях выступают государственные облигации. Когда государство покупает ценные бумаги у коммерческих банков, предприятий и населения, оно осуществляет денежные выплаты и, тем самым, увеличивает денежное предложение. У коммерческих банков в частности увеличиваются кредитные ресурсы и возрастает потенциал кредитования. Если же государство осуществляет продажу ценных бумаг, то это приводит к уменьшению денежного предложения, так как у коммерческих банков снижается потенциал кредитования.

В зарубежной экономике  этому инструменту кредитно-денежной политики отводится значительная роль. Возможности его применения в той или иной национальной экономике во многом зависят от авторитета государства и степени доверия к нему со стороны населения и хозяйственных структур, условий обращения ценных бумаг, финансового положения государства. Так, практика обращения государственных облигаций в СССР характеризовалась нестрогим выполнением государством принятых на себя обязательств, невыгодными условиями для кредиторов, т. е. для держателей облигаций, и другими моментами, вызвавшими отрицательные последствия в состоянии интереса домашних хозяйств и предприятий к таким операциям. В зависимости от целей на которые ориентирована кредитно-денежная политика, а также от порядка применения инструментов регулирования, принято различать рестриктивную и экспансионистскую кредитно-денежную политику.

Рестриктивная кредитно-денежная политика («политика дорогих денег») осуществляется путем ограничения денежного предложения и направлена на сдерживание инфляции. Она предполагает повышение процентных ставок по кредитам, делает кредитные ресурсы менее доступными, сокращает инвестиционные расходы. В результате этой политики уменьшается совокупный спрос и сдерживается рост общего уровня цен в экономике. Таким образом, цель политики дорогих денег — сдерживание инфляционного давления. Вместе с тем, рестриктивная политика несет в себе опасность роста безработицы, что связано с уменьшением инвестиционных расходов и степени деловой активности.

Информация о работе Кредитно-денежная политика и ее цели