Кредитно-денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом. Центральное место как в денежно-кредитной системе, так и в рыночной экономике в целом занимают деньги. Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов, цен, на выпуск продукции.

Содержание

Введение
Раздел 1. Деньги. Денежные отношения.
1.Происхождение, функции и виды денег.
2.Денежный рыно
3.Количественная теория денег
Раздел 2. Кредитные отношения и возникновение банков.
2.1. Понятия, функции и виды кредита.
2.2. Банковская система
2.3. Национальный банк Украины и его функции
Раздел 3. Денежно-кредитная политика
3.1. Понятия и развитие денежно-кредитной политики
3.2. Объекты и субъекты, цели и задачи денежно-кредитной политики
3.3. Современная кредитно-денежная политика Украины
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

           Ипотечный кредит выдается на приобретение жилья, земли, или другого недвижимого имущества, а также под залог недвижимого имущества. Ипотечные кредиты предоставляются на длительный срок — 10—30 лет. Государственный кредит — это, как правило, заимствование государства или местных органов власти у бизнеса и населения. Инструментами государственного кредита выступают государственные ценные бумаги. Продавая ценные бумаги, государство получает в свое распоряжение до­полнительные денежные ресурсы, которые используются для финансирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. В отдельных случаях государство может выступать как кредитор (при предоставлении кредитов государственным банкам). Международный кредит включает в себя кредитные отношения между государством и международными финансовыми организациями, а также между национальными фирмами и зарубежными банками и другими финансовыми институтами.

           Совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования составляет кредитную систему общества. Современная кредитная система — многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:

1. Центрального банка, государственных  и полугосударственных банков.

2. Банковского сектора: коммерческих, сберегательных, ипотечных, инвестиционных  банков, специализированных торговых  банков.

3. Специализированных небанковских  кредитно-финансовых институтов: страховых компаний, пенсионных фондов, ссудосберегательных ассоциаций, кредитных союзов.

            Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства стран с рыночной экономикой[2].

       

        2.2. Банковская система

         Основными учреждениями, предоставляющими  кредит, являются банки. Банки —  финансовые институты, которые аккумулируют  и хранят денежные средства, предоставляют  кредиты, осуществляют денежные  переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, составляют банковскую систему. Банковская система — органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функционирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.

          В большинстве стран с рыночной  экономикой существует двухуровневая  банковская система. Первый уровень  составляет центральный банк  и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он является, как правило, государственным учреждением. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:

• эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка сохраняет свое значение, так как наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей;

• хранение золотовалютного резерва страны;

• предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов;

• аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерческих банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов;

• кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;

• регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;

• денежно-кредитное регулирование (совместно с правительством).

 

            Второй уровень банковской системы  составляют коммерческие банки. Коммерческий банк — универсальный  тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из которых является предоставление кредитов промышленным, торговым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки — важнейшее звено банковской системы — концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществляют широкий диапазон банковских операций и финансовых услуг для юридических и физических лиц[5].

 

           2.3. Национальный банк Украины  и его функции

           Национальный банк Украины (НБУ) организован  в  1991  году  на  базе  бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее  областных  управлений. Он представляет собой систему единого банка и включает  в  себя  центральный аппарат, расположенный в г. Киеве, Крымское республиканское управление и  24 областных управления. Управления  НБУ  действуют  от  его  имени  в  пределах предоставленных им полномочий и функций.  Они  подотчетны  правлению  банка. Функциональным  подразделением  НБУ  принадлежат  вычислительные,  расчетно-кассовые центры, региональные и Центральная  расчетные  палаты.  Структурным подразделением выступает аппарат инкассации.

            Руководящим органом  НБУ  является  правление,  состав  которого  назначается Президиумом Верховной Рады Украины.  Председатель  Правления  избирается  ВР Украины по представлению Председателя ВР Украины сроком на 4 года. Законодательство Украины предопределило построение ее банковской  системы  в соответствии  с  двухуровневым  принципом  организации. Национальный   банк является  банком  первого  уровня.  Он   выполняет   традиционные   функции, характерные для  центрального  банка  государства:  является  эмиссионным  и расчетным центром государства, банком банков и банкиром  правительства.  НБУ определяет  организационно-технические   принципы   осуществления   налично-денежного оборота: правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности; правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствующими субъектами создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты; устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков.

           Как  расчетный  центр   страны   НБУ   устанавливает   правила   проведения безналичных  расчетов  хозяйствующими  субъектами,  а  также  организовывает расчеты между коммерческими банками  в  Украине.  Он  представляет  интересы  государства  в  отношениях   с   центральными   банками   других   стран,   в международных кредитно-финансовых учреждениях . НБУ устанавливает правила  и  проводит  регистрацию  коммерческих  банков  и выдает  лицензии  на  ведение  валютных  операций,  осуществляет  надзор  за деятельностью  коммерческих  банков,   осуществляет   их   расчетно-кассовое обслуживание,  предоставляет  кредиты  коммерческим   банкам,   устанавливает  правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. Кроме этого, на НБУ возложены операции с функционирование  валютного  рынка Украины. Он по согласованию с  Кабинетом  Министров  Украины,  устанавливает официальный валютный курс  национальных  денег,  создает  валютные  резервы, организовывает операции с монетарными металлами. На НБУ возложено регулирование банковских операций,  связанных  с  обращением приватизационных ценных бумаг; установлением условий их  хранения,  учета  и погашения.

           Основной  экономической  задачей  банка  является  обеспечение  стабильности национальной денежной единицы. На  ее  решение  направлена  создаваемая  ими система денежно-кредитного регулирования.  В  процессе  работы  НБУ  активно использует следующие методы денежно-кредитного регулирования:

  • рефинансирование (учетная и кредитная политика);
  • регулирование норм и обязательных резервов;
  • регулирование ликвидности коммерческих банков.

 

Ниже  представлен  перечень  всех  функций  Национального  банка  Украины  в соответствии со Статьей 7 Закона Украины “Про Национальный Банк”.

  1. Согласно с разработанными Правлением Национального банка Украины  Основных  принципов денежно-кредитной  политики  определяет  и  проводит  денежно-кредитную политику.
  2. Монопольно выполняет эмиссию национальной валюты Украины и  организует  ее обращение.
  3. Выступает кредитором последней  инстанции для  банков  и  организовывает систему рефинансирования.
  4. Устанавливает  для  банков  и  других  финансово-кредитных   учреждений правила  проведения   банковских   операций,   бухгалтерского   учета   и отчетности, защиты информации, ценностей и имущества.
  5. Организовывает и методологически обеспечивает  систему  денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса.
  6. Определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе  между  банками и финансово-кредитными учреждениями.
  7. Определяет  направления  развития  современных  электронных   банковских технологий,  организовывает,  координирует  и  контролирует   изобретение  электронных  платежных   способов,   систем,   автоматизации   банковской деятельности и средств защиты банковской информации.
  8. Выполняет банковское регулирование и контроль.
  9. Ведет Реестр банков, их филиалов  и  представительств,  валютных  бирж  и финансово-кредитных  организаций,  выполняет  лицензирование   банковской деятельности и операций в предвиденных законами случаях.
  10. Составляет платежный баланс, производит его анализ и прогнозирование.
  11. Представляет  интересы  Украины  в  центральных  банках   других  стран, международных банках и других кредитных организациях,  де  сотрудничество происходит на уровне центральных банков.
  12. Выполняет согласно определенных специальным законом полномочий  валютное регулирование,  определяет  порядок  проведения платежей  в  иностранной валюте, организовывает и выполняет  валютный  контроль  за  коммерческими банками и другими  кредитными  организациями,  которые  получили  лицензию  Национального банка на проведение операций с валютными ценностями.
  13. Обеспечивает  накопление  и  сбережение   золотовалютных   резервов   и проведение операций с ними и банковскими металлами.
  14. Анализируют состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых  и  валютных отношений.
  15. Организовывает  инкассацию  и  перевозку  банкнот,   монет   и   других ценностей, выдает лицензии на право инкассации и перевозку банкнот, монет и других ценностей.
  16. Реализовывает   государственную    политику    по    вопросам    защиты государственных секретов в системе национального банка.
  17. Принимает участие в подготовке кадров для банковской системы Украины.
  18. Выполняет другие функции в  финансово-кредитной  сфере  в  рамках  своей компетенции, определенной законом[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.

         3.1.Понятия и развитие денежно-кредитной политики

         К определению понятия «денежно-кредитная  политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в  это понятие включаются все  действия правительства, которые  влияют на количество денег, которые  находятся в обращении». Другими  словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

         Другие авторы трактуют денежно-кредитную  политику как один из двух  ведущих средств (другой - фискальная  политика), с помощью которого  органы власти в рыночной экономике  регулярно влияют на темп и  направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

          Более полным и точным определением  денежно-кредитной политики есть  понимания ее как комплекса  взаимосвязанных, направленных на  достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

          Законом «О Национальном банке  Украины» определено: «денежно-кредитная  политика - комплекс мероприятий  в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса».

          Денежно-кредитную политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой в сфере управления количеством денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики есть наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.

          Эффективно функционирующая денежная система оказывает содействие максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов, и, наоборот, разбалансированная денежная система поднимает кругооборот доходов и расходов, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости, цен.

         Повышенное внимание к денежно-кредитной политике как инструмента обеспечения «вечного процветания», которая властвовала в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.

          В 50-х годах в западных странах  состоялась резкая активизация  денежно-кредитных инструментов. Деньги  снова заняли ведущее место  в программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную  стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.

          На сегодня теоретические проблемы  денежно-кредитной политики также  являются полем для острых  дискуссий между разными экономическими  школами. Главный раздел пролегает  между кейнсианским подходом, который воплощает идею оперативного использования денег как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста, и монетаризмом, который осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов.

          Теория кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и  быстро заняла ведущее место  в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в 50-середине х лет, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг «Деньги имеют значение», монетаристы дали сильный импульс развития денежных исследований.

           Общим методологическим подходом  кейнсианцев является концепция  активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации  внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной и денежно-кредитной политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.

           Подход монетаристов базируется  на том, что система рыночной  конкуренции обеспечивает высокую  степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики есть минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и денежно-кредитной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.

         Сторонники этого направления  предъявили обвинение ортодоксальным  кейнсианцам в игнорировании  важной роли денежных факторов  в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.

        В  результате выше указанных дискуссий в мировой экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. На сегодня много экономистов придерживаются крайних кейнсианских или крайних монетаристских взглядов, большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму[5].

Информация о работе Кредитно-денежная система