Кредитно-денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Стабильная денежно-кредитная система — основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом. Центральное место как в денежно-кредитной системе, так и в рыночной экономике в целом занимают деньги. Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов, цен, на выпуск продукции.

Содержание

Введение
Раздел 1. Деньги. Денежные отношения.
1.Происхождение, функции и виды денег.
2.Денежный рыно
3.Количественная теория денег
Раздел 2. Кредитные отношения и возникновение банков.
2.1. Понятия, функции и виды кредита.
2.2. Банковская система
2.3. Национальный банк Украины и его функции
Раздел 3. Денежно-кредитная политика
3.1. Понятия и развитие денежно-кредитной политики
3.2. Объекты и субъекты, цели и задачи денежно-кредитной политики
3.3. Современная кредитно-денежная политика Украины
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

          В основу реализации денежно-кредитной  политики многих стран был  положен так называемый принцип  компенсационного регулирования, который базируется на объединении двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на разных фазах экономического цикла.

          Исходя из теоретических концепций, которые являются основой для  проведения денежно-кредитной политики, основным объектом денежно-кредитного регулирования есть совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры центральный банк может реализовывать два основные типа денежно-кредитной политики, которые взыскивают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы.

          Рестрикционная денежно-кредитная  политика (политика «дорогих денег») - направленная на ограничение  объема кредитных операций, повышение уровня процентных ставок и торможение темпов роста денежной массы в обороте. Такая политика применяется как с целью сглаживания резких колебаний фаз экономического цикла, так и с целью борьбы с инфляцией и для стабилизации денежной системы.

           Экспансионная денежно-кредитная  политика (политика «дешевых денег») - сопровождается расширением объемов  кредитных операций, снижением уровня  процентных ставок и общему  ростом денежной массы. Политика  денежной экспансии применяется  с целью преодоления спада производства и оживление деловой активности стимулированием инвестиционных процессов и увеличением платежеспособного спроса на товары и услуги[8]. 
 
          3.2.Объекты и субъекты, цели, задачи  денежно-кредитной политики

         Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы - центральный банк и соответствующие правительственные структуры - министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку.

        Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:

  • предложение (масса) денег;
  • ставка процента;
  • валютный курс;
  • скорость обращения денег и др.

 

          Выбор индикатора (кроме выбора  цели) имеет решающее значение  для того, чтобы денежно-кредитная политика, преследуя промежуточную цель, вписывалась в логику предусмотренной конечной цели. Предвиденный индикатор должен владеть четырьмя признаками:

- отображать избранную  цель;

- быть легкоизмеряемым;

- отображать определенным  образом действия центрального банка;

- подвергаться эффективному  контролю со стороны центрального  банка.

         Выбор объектов денежно-кредитного  регулирования зависит от экономической  ситуации в стране и означает, что центральный банк может  в зависимости от ситуации  осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.

        В  общем виде задачи монетарной  политики заключается в том, чтобы  создать условия, за которые экономические  агенты, реализовывая свободу выбора, осуществляли бы действия, которые совпадают с целями экономической политики государства. Таким образом, денежно-кредитная политика не является автономной. Конечная цель денежно-кредитного регулирования совпадает с основоположными целями макроэкономической политики государства.

         Проведение денежно-кредитной политики  предусматривает определение ее  стратегии и тактики. Стратегия  политики заключается:

  • в выборе целей;
  • установлении определенной иерархии целей;
  • определении параметров целей.

       Цели  денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.

       Стратегические - это ключевые цели в общегосударственной  экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п.. Стратегические цели являются долгосрочными целями, они не измеряются непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка. Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели.

       Выбор  промежуточных целей денежно-кредитной  политики осуществляется по таким  критериям:- тесная взаимосвязь со  стратегическими целями;- возможность  четкого количественного выражения;- легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны центрального банка. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Так, если целью общегосударственной экономической политики определен экономический рост при сокращении безработицы, то промежуточной целью в этом случае должно быть оживление экономической конъюнктуры. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.

         Особенностью промежуточных целей является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказано их эффективность. Например, активизация конъюнктуры рынка путем роста денежной массы или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен и лишь при условии, что эти мероприятия активизируют инвестиционные процессы, рост производства. Возможно также обеспечить увеличение предложения, которое, в свою очередь, должен остановить рост цен и стабилизировать их, но для этого необходимый продолжительный период времени.

         Тактические цели состоят в  регулировании ключевых экономических  переменных через банковскую  систему на основе управления  денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

         Основными признаками тактических  целей является краткосрочность  их действия, реализация их исключительно  оперативными мероприятиями центрального  банка и многоплановость. Эти  особенности значительно усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства[11].

 

         3.3.Новая кредитно-денежная политика в Украине

Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика Украины в 2005 году была такова, что продолжала действовать неформальная привязка гривни к доллару, при обязательной продаже 50% валютной выручки. Денежная масса формировалась преимущественно за счет выкупа НБУ избытка валюты на межбанке. На 17 сентября 2005 года было выпущено в оборот 26,8 млрд. грн. Все эти деньги плюс 0,8 млрд. грн. возвращенных кредитов и 0,7 млрд. грн. погашенных правительством вложений в государственные ценные бумаги были направлены на приобретение валюты для пополнения золотовалютных резервов, которые выросли с начала года с 6,9 млрд. долл. до 12,1 млрд. долл. Фактически, сохраняя принципы ДКП и ВКП почти неизменными, чиновники признают эффективность действующей модели регулирования, хотя часть банкиров и критикуют их за консерватизм.

До сентября 2001 года, пока доллар был сильным по отношению к евро и другим ведущим мировым валютам, привязка создавала ряд неудобств для отечественных экспортеров. Их продукция на мировых рынках была потенциально дорогой. Однако с началом девальвации доллара началась новая эра в развитии отечественной экономики. Стимул к развитию получили экспортеры, особенно с началом роста цен на металлопродукцию. За счет привязки к доллару росли их доходы в гривневом выражении. В итоге Украина после десятилетия спада начала наращивать производство. Не в последнюю очередь благодаря новой модели ДКП и ВКП. Получилась оптимальная схема осуществления денежно-кредитного регулирования, когда рост монетарных показателей может продолжаться до бесконечных объемов, не вредя ценовой стабильности.

Сейчас трудно представить развитие отечественной экономики в случае изменения концепции денежно-кредитной политики. Есть риск "давления определенных социальных доплат на ценовую динамику, прежде всего, товаров широкого потребления". Чтобы экономика не сорвалась в высокую инфляцию, потребуется экстренное вмешательство государства. Возможно, вплоть до корректировки основ курсовой и кредитной политики.

Рост денежных агрегатов в рамках сохранения курсовой стабильности безопасен до тех пор, пока экономика продолжает впитывать растущую денежную массу. Выражается это в росте коэффициента монетизации, который рассчитывается как отношение существующей денежной массы (агрегат М2) к текущему ВВП. По итогам 2001 года он составлял 19, по итогам 2005 года примерно 33.. Оптимальным является обеспечение экономики деньгами на уровне ведущих индустриальных стран (монетизация США - 54).

В 2005 году Нацбанк последовал принципу, чаще применимому к технике: если что-то работает, причем неплохо, не стоит вмешиваться с радикальными изменениями. А если что-то и должно делаться, то очень осторожно, чтобы не войти в противоречие с главным правилом. В 2005 году впервые с 2000 года был задекларирован курс не на девальвацию, а на укрепление гривни. Удешевить энергоносители и оборудование эта ревальвация вряд ли поможет. Не настолько она значительная - максимум 1,5%. Это, скорее, психологический прием, чтобы не дать участникам рынка засомневаться в национальной валюте. В том числе населению, активно наращивающему депозиты в банках (свыше 2 млрд. долл.). Неприкосновенность привязки сохраняла конкурентные преимущества для экспортеров. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение доллара против евро, фунта и иены. Вместе с ним против этих валют подешевеет и гривня, обеспечив конкурентные преимущества отечественным экспортерам. НБУ понимает, что при этом крайне важно сохранить ценовую стабильность в Украине (не более 10% в год), иначе инфляция "съест" всю выгоду от совместной девальвации гривни и доллара. Как это сделать - один из самых злободневных вопросов для НБУ, учитывая, что на розничные цены он никак не влияет, а на оптовые - очень слабо. Чиновники решили замедлить рост денежной массы [13].

Основные параметры денежно-кредитной политики в 2006 году. Монетизация отечественной экономики хотя и недостаточна, но уже приближается к уровню стран Восточной Европы. Есть и другой подход к вопросу сдерживания роста денежной массы. Ограничение динамики монетарных агрегатов приведет к дефициту ресурсов для развития, тогда как скрытый потенциал к увеличению совокупного производства Украины огромен. Дополнительные деньги в обращении помогут стимулировать работу "застойных" секторов, не входящих в сферу интересов ведущих финансово-промышленных групп. Этот процесс циклический - чем больше ВВП, тем больше нужно денег в обращении, чтобы поддерживать необходимый уровень монетизации.

НБУ в 2006 году провел ряд нововведений, направленных на либерализацию валютного рынка. Вначале была отменена обязательная продажа 50% валютной выручки. С начала сентября банки смогли проводить «арбитражные» операции, то есть, одновременно выставлять свои заявки как на покупку, так и на продажу валюты. Упростилась и деятельность стратегических иностранных инвесторов: теперь им не надо использовать отдельные инвестсчета и переводить инвестируемую валюту в гривни. Усложнились финансовые прогнозы для портфельных инвесторов. Для них действовала обязательная норма резервирования 20% иностранных кредитов, вложенных в Украину на срок до 6 месяцев. Инструменты этой политики — учетная ставка, норматив обязательного резервирования и операции на открытом рынке. 10 августа 2006 года НБУ поднял учетную ставку на 0,5 % до 9,5% и тем самым заявил о борьбе с инфляцией. С 1 сентября 2006 года была ужесточена норма обязательного резервирования — с 7 до 8%. Специалисты же отмечают, что любое ужесточение денежно-кредитной политики негативно сказывается на росте ВВП, по крайней мере, в краткосрочной перспективе[14].

 

ВЫВОДЫ

В ходе данной курсовой работы я ответила на все поставленные мною задачи, а именно рассмотрела состав и структуру денежного рынка; проанализировала систему кредитных отношений; выяснила особенности кредитно-денежной политики Украины в прошедшем и текущем годах, тем самым только расширив свой кругозор в данной области.

В процессе написания данной курсовой работы я проанализировала полученную и изученную мною информацию, в ходе чего сделала выводы о том, что Денежно-кредитная система – сложнейшее социальное, экономическое, политическое и правовое явление. Без денежно-кредитной системы функционирование современного общества просто невозможно.

 Благодаря денежно-кредитной  сфере обеспечивается перераспределение денежных средств в целях экономического воспроизводства и достижения обществом социально-экономического роста. Участникам общественных отношений оказываются инвестиционные, страховые, пенсионные, банковские и иные услуги на денежно-кредитном рынке. Именно в рамках денежно-кредитной системы:

- обеспечивается свободное  перемещение капитала в те  отрасли экономики и на те  территории, где его использование  является наиболее прибыльным или социально полезным;

- организуется и регулируется  денежное обращение, включая платежно- расчетные механизмы;

- принимаются меры по  пресечению финансирования терроризма, легализации денег, нажитых преступным  путем, осуществляются иные контрольные и надзорные функции (валютный контроль, банковский надзор, страховой надзор, контроль и надзор на фондовом рынке и т.п.);

- реализуются иные задачи, способствующие эффективному функционированию  общества как единого социально-экономического и политико-правового механизма.

         А потому необходим более глубокий подход к изучению данной системе, это тематика - требующая бесперебойного  и усердного внимания, качественного контроля, так как общие ошибки при проведении реформ, неопределенность в выборе конкретной модели развития, подчинение экономики сиюминутным интересам отдельных экономических субъектов, а подчас даже и конкретных людей, отсутствие четкой законодательной базы и политическая нестабильность  способствовуют отрицательному, непоступательному развитию банковской системы в Украины.

 В заключение проделанной  мною работы хочется отметить, что полученный в данной сфере  опыт имеет для меня немаловажное  значение, поскольку в дальнейшем  он пригодится не только в  написании дипломной работы на государственной аттестации, но и при получении первичных навыков на рабочем месте (на прохождении учебной практики).

Информация о работе Кредитно-денежная система