Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, реферат
В Украине переход общества в новое качество получил разрушительный характер.
Вместо прогрессивных социально-экономических сдвигов, постройки
демократического государства, повышения материального благосостояния и
духовного уровня жизни народа, она очутилась в глубоком упадке. В результате
этого, а также острого дефицита инвестиций и инноваций, в нашем государстве
процессы рыночной трансформации с опережающим развитием базовых приоритетов
происходило на протяжении 1990-1999 гг. почти не улучшилось.
1.Введение.
2. Кризисное состояние
3. Нарастание экономического и политического кризиса к середине 90-х годов ХХ века.
4.Причины экономического кризиса
5.Вывод
Спис ок литературы
1.Введение.
2. Кризисное состояние
3. Нарастание
экономического и
4.Причины экономического кризиса
5.Вывод
Спис ок литературы
Введение.
В Украине переход общества в новое качество получил разрушительный характер.
Вместо прогрессивных социально-экономических сдвигов, постройки
демократического государства, повышения материального благосостояния и
духовного уровня жизни народа, она очутилась в глубоком упадке. В результате
этого, а также острого дефицита инвестиций и инноваций, в нашем государстве
процессы рыночной трансформации с опережающим развитием базовых приоритетов
происходило на протяжении 1990-1999 гг. почти не улучшилось. Объемы товарного
производства для насыщения спроса непосредственно потребительского рынка
сокращалось быстрейшими темпами, чем объемы производства промышленных средств производства. Зато и тут, произошло существенное уменьшение внутренней добычи топливно-энергитических ресурсов, выпуска ВПК наукоемкой и
высокотехнологичной продукции ( конкурентоспособных систем вооружений). Эти
предприятия очень медленно осуществляли конверсию и очень быстро сворачивали
свои производственные программы и даже выводились с хозяйственного оборота.
2. Кризисное состояние
Основная характеристика кризисного состояния Украины.
Больше двадцяти лет прошло с того времени, когда “Третья Украинская Республика”
направила свои усилия на восстановление украинской нации. В отличие от первых
двух, и прежде всего первой, это третье возрождение получило широкое
дипломатическое признание со стороны мирового общества: более 100 стран,
включая наиболее развитые, установили официальные отношения с новым
независимым государством. Явным свидетельством уверенности в прочности
Третьей Республики является увеличение штата посольства США в Киеве до 100
человек до конца 1994 года.
30 августа 1993 года, выступая в парламенте, еще премьер-министр, Л. Кучма
перечислил экономические “болезни”: сокращение производства в большинстве
отраслей, стремительный рост инфляции до 20-30% в месяц в начале весны, с
перспективой увеличения до 50% в месяц (10000% в год), что означало бы
появление гиперинфляции. Стоимость карбованца на черном рынке упала с 1000
крб. за один американский доллар в январе 1993 года до почти 50000 в
середине июня 1994 года, и с 3 крб. за один российский рубль до 28 крб.
Платежный баланс Украины характеризуется очень значительным дефицитом (2
млрд. долларов, а то и больше) особенно в расчетах с Россией, являющейся
основным источником импорта нефти.
В публикации МВФ об Украине экономическая ситуация в период с 1992г. до
середины 1993г. описывается следующим образом: “Процессы в денежной и
кредитной сферах в течении 1992г. отражали, прежде всего, отсутствие
последовательной денежно-кредитной политики. Контроль за инфляцией в самом
лучшем случае рассматривался как второстепенная цель экономической политики,
что нашло свое отражение в ускоренном увеличении денежной массы, быстром
падении курса национальной валюты и угрожающе высоких темпах роста цен.
Ситуация с того времени ухудшилась, поэтому в стратегическом обзоре
украинской экономики инвестиционной фирмой “Морган Стэнли” дана еще более
острая оценка: “Экономика страдает от гиперинфляции, стремительного падения
производства, бюджетного дефицита в размере почти 50% ВВП и быстрого
обесценивания национальной валюты. И состояние экономики продолжает
ухудшаться. Обусловленное чрезмерными ценами на продовольственные товары
при наличии богатых природных ресурсов и сельскохозяйственных земель
социальное напряжение– вот результат неоднократных попыток власти
инициировать реформы. Это путь к катастрофе, взрыв– это вопрос времени”. Оба
документа указывают на главную причину такого состояния– собственную
экономическую политику Украины. Соглашаясь в основном с этим утверждением, я
бы хотел несколько развить его в двух направлениях. Во-первых, коснусь
достаточно распространенного мнения, что внешние факторы заставляли Украину,
двигаться путем, неминуемо приводящим к обострению экономического положения.
Во-вторых, если для постороннего официального наблюдателя или частного
инвестора достаточно сказать “они должны навести порядок в доме”, то человек,
живущий в Украине и занимающийся ее проблемами, должен пойти дальше и
спросить “почему в доме нет порядка?”. Иначе говоря, в чем корни неудач в
экономической политике?
Существует длинный перечень трудностей, с которыми сталкивается новое
украинское государство, вызванных внешними факторами.
Высокий урівень инфляции в 1992 году в значительной степени можно объяснить пребыванием в рублевой зоне. Но такое объяснение не столь просто, как его формулируют украинские политики и парламентарии: “Россия имеет высокую инфляцию, а мы как часть рублевой зоны, импортируем инфляцию из России”. Пример двух других стран региона– Азербайджана и Молдовы– показывает ошибочность такой чересчур упрощенной точки. На протяжении, по крайней мере, первой половины 1992г. и даже позже центральные банки этих двух стран осуществляли монетарную
политику, пытаясь ограничить бюджетные расходы и банковские кредиты
предприятиям, достигнув при этом определенных успехов. Уровень инфляции у них
был ниже российского. Но это привело к занижению цен, что в свою очередь
вызвало отток товаров и рост дефицита. Как следствие– были введены
ограничения на экспорт, хотя и без большего успеха. В конце концов эти страны
отказались от напрасных попыток проводить монетарную политику менее
рестриктивную, чем Россия (или Украина в случае с Молдовой), пока не ввели
собственные валюты.
В 1992г. в Украине ни разу серьезно не пытались прибегнуть к более
рестриктивной денежно-кредитной политике за исключением, пожалуй, двух
месяцев после либерализации цен в России. Многие западные эксперты в
начале 1992г. пришли к выводу, что существование единой валюты для пятнадцати
независимых стран бывшего СССР, каждая из которых имела свой автономный
центральный банк, непременно вело к инфляции.
В ноябре 1992г. новое правительство Л. Кучмы, в состав которого входил
профессор В. Пинзеник как вице-премьер, отвечающий за экономическую реформу,
в конце концов отважилось на мужественный шаг– выход из рублевой зоны, хорошо
понимая, что в будущем инфляции можно будет обвинять только самих украинских
политиков (парламент, Центральный банк, правительство). Как известно,
инфляция выросла, но поскольку карбованец (купон) является
самостоятельной валютой со всеми соответствующими экономическими функциями,
то следует признать, что инфляции 1993г. имеет преимущественно внутренние
происхождение и не является результатом неэффективного функционирования
единой рублевой зоны. Другой аргумент– зависимость от импорта нефти– сам по
себе не может быть важным фактором инфляции, но является очень удобным для
объяснения экономической политики. Цены на энергию , составляющие 10-20%
мирового уровня еще в 1992г. возросли до 60-70%. Многочисленные исследования
мирового хозяйственного шока 1973 г. и его влияния на инфляцию в странах
Запада дает нам методику оценки роста инфляции, вызванной только повышением
цен на энергоносители. Учитывая, что энергоемкость хозяйства Украины
приблизительно вдвое выше, чем в странах Запада, можно весьма приблизительно
вычислить, что увеличение цен на энергоносители привело к росту инфляции на
100-120%, то есть не более, чем вдвое от общего уровня цен. На самом деле в
1993г. цены выросли более чем на в 30 раз. Общепризнано, что рост цен на
нефть привел к раскручиванию инфляционной спирали, составной частью которой
стала индексация заработной платы ( и возможно, даже прибылей), но эти
факторы имеют внутренний, а не внешний характер. Но, даже учитывая эффект
индексации, было бы некорректно увязывать высокий уровень инфляции с ценами
на нефть. Этот уровень обусловила политика крупномасштабного кредитования, а
если говорить проще, печатание “бумажек”, как говорят в народе.
Энергетическая зависимость в значительно большей степени повлияла в том
плане, что срочные антикризисные мероприятия по обеспечению энергетических
потребностей имели преимущественно московское направление и отвлекали
внимание от стратегии, сооринтированной на Запад.
Такая альтернативная стратегия могла бы состоять главным образом в финансировании западнями странами реалистической программы контроля за инфляцией, окончательного перехода на мировые цены в расчетах за энергию с потребителями в Украине и некоторых так называемых структурных реформ, среди которых ведущие место занимают приватизация, либерализация цен, устранение многочисленных нетарифных ограничений экспортно-импортных и валютных операций. Такие действия украинских властей могли бы проводиться по согласованию с МВФ и Мировым Банком с целью получения от этих институтов стартовых кредитов в объеме 700 млн. долларов и до 1,5-2 млрд. долларов в течение года.
3. Нарастание экономического и политического кризиса к середине 90-х годов ХХ века.
В 1 пол. 90-х годов ХХ века публичные социально-экономические реформы в Украине буксовали. При этом шла тайная бюрократическая приватизация государственной собственности, незаметно для общественности превращавшейся в частную капиталистическую. Социалистический уклад постепенно растворялся в формирующихся рыночных отношениях. Пользу от воровских социально-экономических преобразований имела лишь верхушка: депутаты, члены правительства, главари региональных администраций, руководители предприятий и учреждений. Основная масса населения не допускалась к участию в приватизации и в рыночные отношения вступила в качестве дешёвой и бесправной рабочей силы. То, что простому человеку делать было нельзя, за что можно было угодить за решётку в соответствии с остающимися в силе советскими законами, номенклатуре и опекаемым ею дельцам было дозволено. Поэтому они беспрепятственно крали банковские кредиты, богатели на валютных операциях, торговали с заграницей в обход налогов и таможни, заводили игорный бизнес, культивировали наркотики, проституцию и работорговлю, воровали государственное имущество и присваивали доходы от его эксплуатации.
Несмотря на препятствия со стороны власти неуклонно развивался и рос низовой слой капиталистов. Общество разделилось на тех, кто всеми правдами и неправдами делал деньги, и тех, кто послушно ждал команды: “Можно обогащаться!” Власть намеренно задерживала такую команду, так как это позволяло ей и её ставленникам продлить своё существование за счёт эксплуатации закабалённого государством народа.
К середине 90-х гг. ничтожное меньшинство населения сказочно разбогатело, а большинство зажило ещё хуже, чем при социализме. Дальнейший саботаж экономических реформ грозил обернущийся катастрофой.
• Национальный доход с 1991 по 1994 сократился на 56%, в том числе только за 1994 год – на 24,5%.
• По сравнению с 1993 годом объёмы промышленного производства сократились на 23%.
• Объёмы сельскохозяйственного производства падали: в 1991 – на 6,5%, в 1992 – на 5,1%, в 1993 – на 7,9%, в 1994 – на 17%.
• Из-за отсутствия финансирования прекратилось гражданское и промышленное строительство.
• С развитием приватизации сужалась сфера государственного контроля и регулирования цен. Приватизированные предприятия сами формировали цены на продукцию. Монопольное положение на внутреннем рынке позволяло завышать цены на свои товары, делая их недоступными массовому потребителю.
• На внешних рынках эти товары оставались невостребованными из-за низкого качества, технологического и технического несовершенства. За этим следовало разорение, если на помощь не приходило государство, дававшее кредиты и займы. Государственный протекционизм по отношению к плохим хозяевам заражал частный бизнес советской безответственностью и бесхозяйственностью, консервируя его слабость и неконкурентоспособность на мировом рынке.
• В условиях падения производства, чтобы не допустить социального взрыва правительство печатало “липовые” деньги, что приводило к новым виткам инфляции: её индекс в 1994 году составил 501%.
Ситуация когда всё, что делается одними, разворовывается другими рано или поздно неизбежно заканчивается хозяйственным хаосом и гражданской войной. Большинство населения продолжало работать на государство и не имело иных источников дохода, кроме зарплаты. Оно оказалось за гранью нищеты. Социальное напряжение между полюсами абсолютного богатства и абсолютной бедности нарастало.
С развитием капитализма множилось число людей нового типа, не желающих превращаться в наёмных рабов. Они по-разному зарабатывали деньги, богатели и с некоторых пор стали покупать политиков и администраторов, заставляя их действовать в своих интересах. Они создавали рабочие места, платили зарплаты, поставляли на рынок качественный товар и тем самым формировали в лице своих наёмных работников и потребителей социальную силу, заинтересованную в их существовании, способную выступить в качестве их политического союзника – за дальнейшее развитие капиталистических реформ.
Население всё больше убеждалось в том, что жить под Хозяином - капиталистом лучше, чем под Чиновником. Всё больше граждан осознавало необходимость и неизбежность последовательного рыночного развития страны, и всё активнее выступало в качестве его сторонников.