Кризис 90-х годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

В Украине переход общества в новое качество получил разрушительный характер.
Вместо прогрессивных социально-экономических сдвигов, постройки
демократического государства, повышения материального благосостояния и
духовного уровня жизни народа, она очутилась в глубоком упадке. В результате
этого, а также острого дефицита инвестиций и инноваций, в нашем государстве
процессы рыночной трансформации с опережающим развитием базовых приоритетов
происходило на протяжении 1990-1999 гг. почти не улучшилось.

Содержание

1.Введение.
2. Кризисное состояние
3. Нарастание экономического и политического кризиса к середине 90-х годов ХХ века.
4.Причины экономического кризиса
5.Вывод
Спис ок литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кризис 90 х, обработано.docx

— 92.13 Кб (Скачать файл)

 
К середине 1993 года в оппозиции правительству Украины оказалось абсолютное большинство политически активного населения страны. И “левые”, и “правые”, и “центристы” - каждые по-своему хотели настоящих реформ и требовали переизбрания Верховного Совета и Президента.

Летом 1993 года забастовали шахтёры. Это грозило лишить хозяйство важнейшего источника энергии, после чего неминуемо последовал бы экономический коллапс, ответственность за который легла бы на Президента и правительство. Этим мог воспользоваться “левый” парламент и добиться отставки правительства.

26 сентября 1993 года правительство решило провести референдум о доверии Верховному Совету и Президенту. В ходе подготовки к нему противоречия между парламентом и Президентом достигли стадии конфронтации. Противники обвиняли друг друга во всех бедах и неустройствах в стране. В конце концов, было решено вместо референдума в 1-й половине 1994 года провести досрочные выборы Верховного Совета и Президента.

13 ноября 1993 года был принят Закон о выборах. Он сохранил мажоритарную избирательную систему, уменьшил срок полномочий депутатов с 5-ти до 4-х лет и установил, что новый парламент будет работать на постоянной основе, не допускающей совмещения парламентской деятельности с исполнением административных функций в аппарате исполнительной власти.

Готовясь к выборам, политические силы стали сбиваться в избирательные блоки и объединения. Понимая, что ни у одной из них не хватит собственных сил и авторитета, чтобы получить доступ к участию в выборах, они, временно, прекратили междоусобные свары и попытались организоваться в крупные политические блоки по идеологическому принципу.

Коммунистическая, Социалистическая и Селянская партии слиплись в блок левых сил.

Они поносили рыночные реформы, ругали правительство за неспособность преодолеть экономический кризис, прославляли советское прошлое и звали избирателей назад – в социализм.

Национал-демократам внутренняя грызня не позволила создать эффективного объединения правых сил. Потеряв главных противников – “коммуняк” и “москалей”, перед лицом которых приходилось как-то считаться друг с другом и держаться вместе, они увязли в междоусобных дрязгах за право возглавить правый блок. После нескольких попыток консолидироваться, они “сгуртовались” в вялом и рыхлом блоке Демократическое объединение “Украина” (во главе с Л. Лукьяненко), которому с трудом удалось дотянуть до выборов.

Политическая опора исполнительной власти – центристы – в декабре 1993 года создали Межрегиональный блок реформ (во главе с Л. Кучмой и В. Гринёвым), шедший на выборы с ясной программой: 
• последовательных рыночных реформ в экономике и демократических реформ в политике, 
• расширения прав регионов и последующего перехода к федерально-земельному административному устройству страны, 
• возобновления тесного союза с Россией.

 

 

4.ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСА

 

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.

               Основные причины, приведшие к кризису

 

Наиболее важными признаками социально-экономического кризиса в Украине

являются, во первых резкое снижение производства национального дохода,

промышленной продукции и продовольствия. Так , национальный доход в Украине

за 1991-1993гг. в неизменных ценах снизился на 42%, производства

продовольствия 47%, промышленной продукции 42%. За 9 месяце 1994г.

произведенный национальный доход сократился на 19,8% по сравнению с

аналогичным периодом предыдущего  года. Во-вторых бурные темпы инфляции:

1992г. она составила около 3000%, 1993г.– свыше 10000%. Оптовые цены на

промышленную продукцию за десять месяцев 1994г. повысились в 2,1 раза. В-

третьих, в резком снижении жизненного уровня населения. По разным оценкам

этот показатель ухудшился минимум в 10 раз. В-четвертых быстром росте армии

безработных. В-пятых, скачкообразном росте дефицита государственного бюджета.

Так, если в 1991г. такой дефицит составил около 12%, то 1992г.– 17%, и 1993–

6,9% внутреннего валового продукта.

                             Государственный бюджет                            

    

Года

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

млрд. крб.

млн. грн.

Доходы

643,8

27096,8

355907

12243,5

19632,5

16796,4

16266,1

19982,2

35655,7

в % в ВВП

12,8

18,3

29,6

22,5

24,1

18

15,9

15,4

20,4

Расходы

1513,2

37306

468214,4

15951,8

23608,1

23099,5

18379,8

21947,5

34738,2

в % в ВВП

30,1

25,2

38,9

29,2

29

24,7

17,9

16,9

19,9

Дефицит

869,4

10209,2

112307,4

3708,3

3975,6

6303,1

2113,7

1965,3

-917,5

в % в ВВП

17,3

6,9

9,3

6,8

4,9

6,7

2

1,5

-0,5

                     

 

    

    

 

 

В-шестых, в резкой поляризации общества: с одной стороны, быстро формируется

класс мафиозно-номенклатурной элиты, а с другой– происходит катастрофическое

падение жизненного уровня большинства населения. Уровень ежемесячных и

годовых доходов первых в тысячу и более раз превышает доходы последних, а

минимальная заработная плата покрывает не более 20% физиологического

минимума. Вследствие этого оказался под угрозой генетический фонд украинской

нации, ее будущее.

Всю совокупность причин экономической катастрофы в Украине целесообразно

разделить на три основные группы. К первой из них относятся те, которые были

унаследованы от бывшего СССР, а ко второй– те, которые были созданы

“реформаторами” со времени провозглашения независимости Украины. К третьей

группе причин следует отнести проблемы, обусловленные необходимостью

трансформации существующей в нашем государстве экономической системы.

Все три группы причин органически связаны межу собой. Вместе с тем, каждая из

них, вследствие своей масштабности, относительной самостоятельностью может

стать предметом отдельного исследования.

Почти полное и тотальное огосударствление экономики, собственности,

когда 92% всех средств производства находились в руках государства, которым

распоряжались общесоюзные министерства и ведомства. В то время иронически, но

справедливо употреблялась фраза о том, что “в руках государство было все: от

производства канцелярских скрепок до изготовления космических кораблей”.

Вследствие этого в экономике господствовал монополизм, почти полностью

отсутствовал плюрализм форм собственности (колхозно-кооперативная форма

собственности была в значительной степени тоже огосударствлена) и

соответствующих форм  хозяйствования, что исключало действие такой мощной

движущей силы развития, как конкуренция между товаропроизводителями различных

форм собственности за удешевление продукции, за рост качества произведенных

товаров и услуг, за потребителя. Это в конце концов вело к чрезвычайно низкой

конкурентоспособности промышленности СССР на мировых рынках, к экспорту на

эти рынки преимущественно энергоносителей, к существованию затратной

экономики. Так, в конце 1993г. доля негосударственных предприятий в их общей численности составляла 32%, произведенные ими товары и услуги– 29%.  В строительстве эти данные, соответственно, составляли 64 и 48%, в розничном товарообороте и общественном питании– 54,3 и 59,7%. Согласно данным Министерства, эти предприятия после изменения форм собственности работали стабильно, используя внутренние резервы для разрешения производственных и финансовых проблем. Но экономический кризи не обошел и их. Что же касается предприятий государственного сектора экономики, то они находились в состоянии глубокого экономического кризиса, в частности, платежного. Так, на конец 1993г. их кредитная задолженность иным предприятиям Украины и других государств, банкам превысила 127 трлн. крб., что почти вдвое больше задолженности дебиторов. Суммы их кредитор ской задолженности таковы, что на каждого работника предприятия имеют в бреднем более 5 млн. крб. чистого долга. Кредиторская задолженность между предприятиями и организациями Украины и субъектами хозяйственной деятельности стран бывшего СССР увеличилась за 9 месяцев 1994г. в 3,4 раза.

Казалось бы, что в условиях сильного энергетического кризиса и уменьшения

роли государственного сектора энергозатраты на единицу продукции и

национальный доход в целом должны уменьшиться. Но этого не произошло.

Энергоемкость национального дохода в 1991-1993гг. увеличилось на 25%, а

электроемкость – на 41,1% при снижении объемов производства в 1992-1993гг. на

20,6%. Ухудшилось и показатели конкурентоспособности промышленной продукции.

В 1993г. только 0,5% от общего количества произведенных новых машин и

оборудования по своему техническому уровню были конкурентоспособными.

Наличие глубоких диспорций в экономике. Так, доли группы “А”

(отраслей, в которых производились средства производства) составляли 70%, а

группы “Б” (отраслей, в которых производились предметы потребления)– 30%, в

то же время как конечное потребление промышленной продукции в США составляет

около 70%. Все это означало существование экономики, ориентированной не на

человека, а на производство ради производства. За 1992-1995гг. соотношение

между группой “А” и “Б” не улучшилось, а еще больше ухудшилось: первая группа

составляла в конце 1993г. 73%, а вторая лишь 27%. Это объясняется, прежде

всего, большей глубиной кризиса в отраслях легкой, пищевой промышленности и

других отраслей группы “Б”.  Эта тенденция продолжалась и в 1994г. Так, при

сокращении произведенного национального дохода на 19,8% за 9 месяцев 1994г.,

выпуск потребительских товаров уменьшился на 33,1%, выпуск товаров

предприятиями легкой промышленности– на 58,8%.Антидемократический характер управления государственной собственностью и государственными предприятиями, то есть господство административно-командных рычагов в народном хозяйстве при почти полном отсутствии экономических (при помощи налоговой, кредитной, финансовой политики и т. д.) рычагов, чрезмерная централизация первых в руках

общесоюзных министерств и ведомств. После значительного развала

государственного управления в государственном секторе всеми предшествующими

правительствами (со времени провозглашения независимости), Кабинет Министров,

возглавляемый и. о. премьер-министра Е. Звягильским, восстанавливал, в

основном, административно-командные рычаги управления экономикой.Сосредоточение 95% всей расположенной в Украине собственности

в руках общесоюзных ведомств и министерств. Именно поэтому на территории

нашего государства образовались “гнилые” моря, строились атомные

электростанции вблизи крупных городов, концентрировалось чрезмерное

количество грязных производств и т. п.

Собственность общесоюзных министерств, ведомств бывшего Союза, как известно,

перешла во владение Украинского государства (исключение составляют лишь доля

Украины в золотом, алмазном фондах, в собственности представительских органов

за пределами СССР, доля Украины в зарубежных активах бывшего СССР– согласно

имеющимся данным, она равняется около 33 млрд. долларов). То есть, на первый

взгляд, указанный  фактор в Украине прекратил свое разрушительное действие.

Но на самом деле это не так, поскольку одна лишь Чернобыльская катастрофа

лежит страшным грузом на наших плечах и будет причиной растущего

отрицательного эффекта в течении многих поколений. Значительная милитаризация экономики, при которой на военные цели расходовалось около 35% союзного бюджета, или около 250 млрд. рублей в год (хотя официально названные М. Горбачевым данные были в несколько раз ниже). В Украине после распада бывшего Союза осталось около 30% военнопромышленного комплекса (ВПК) СССР, приблизительно 80% предприятий отраслей машиностроения  были вовлечены в производство оружия. Кроме того СССР был крупнейшим экспортером оружия в мире (около 37% рынка вооружений) и

Информация о работе Кризис 90-х годов ХХ века