Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:27, реферат
В Украине переход общества в новое качество получил разрушительный характер.
Вместо прогрессивных социально-экономических сдвигов, постройки
демократического государства, повышения материального благосостояния и
духовного уровня жизни народа, она очутилась в глубоком упадке. В результате
этого, а также острого дефицита инвестиций и инноваций, в нашем государстве
процессы рыночной трансформации с опережающим развитием базовых приоритетов
происходило на протяжении 1990-1999 гг. почти не улучшилось.
1.Введение.
2. Кризисное состояние
3. Нарастание экономического и политического кризиса к середине 90-х годов ХХ века.
4.Причины экономического кризиса
5.Вывод
Спис ок литературы
К середине 1993 года в оппозиции правительству
Украины оказалось абсолютное большинство
политически активного населения страны.
И “левые”, и “правые”, и “центристы”
- каждые по-своему хотели настоящих реформ
и требовали переизбрания Верховного
Совета и Президента.
Летом 1993 года забастовали шахтёры. Это грозило лишить хозяйство важнейшего источника энергии, после чего неминуемо последовал бы экономический коллапс, ответственность за который легла бы на Президента и правительство. Этим мог воспользоваться “левый” парламент и добиться отставки правительства.
26 сентября 1993 года правительство решило провести референдум о доверии Верховному Совету и Президенту. В ходе подготовки к нему противоречия между парламентом и Президентом достигли стадии конфронтации. Противники обвиняли друг друга во всех бедах и неустройствах в стране. В конце концов, было решено вместо референдума в 1-й половине 1994 года провести досрочные выборы Верховного Совета и Президента.
13 ноября 1993 года был принят Закон о выборах. Он сохранил мажоритарную избирательную систему, уменьшил срок полномочий депутатов с 5-ти до 4-х лет и установил, что новый парламент будет работать на постоянной основе, не допускающей совмещения парламентской деятельности с исполнением административных функций в аппарате исполнительной власти.
Готовясь к выборам, политические силы стали сбиваться в избирательные блоки и объединения. Понимая, что ни у одной из них не хватит собственных сил и авторитета, чтобы получить доступ к участию в выборах, они, временно, прекратили междоусобные свары и попытались организоваться в крупные политические блоки по идеологическому принципу.
Коммунистическая, Социалистическая и Селянская партии слиплись в блок левых сил.
Они поносили рыночные реформы, ругали правительство за неспособность преодолеть экономический кризис, прославляли советское прошлое и звали избирателей назад – в социализм.
Национал-демократам внутренняя грызня не позволила создать эффективного объединения правых сил. Потеряв главных противников – “коммуняк” и “москалей”, перед лицом которых приходилось как-то считаться друг с другом и держаться вместе, они увязли в междоусобных дрязгах за право возглавить правый блок. После нескольких попыток консолидироваться, они “сгуртовались” в вялом и рыхлом блоке Демократическое объединение “Украина” (во главе с Л. Лукьяненко), которому с трудом удалось дотянуть до выборов.
Политическая опора исполнительной власти
– центристы – в декабре 1993 года создали
Межрегиональный блок реформ (во главе
с Л. Кучмой и В. Гринёвым), шедший на выборы
с ясной программой:
• последовательных рыночных реформ в
экономике и демократических реформ в
политике,
• расширения прав регионов и последующего
перехода к федерально-земельному административному
устройству страны,
• возобновления тесного союза с Россией.
4.ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСА
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.
Основные причины, приведшие к кризису
Наиболее важными признаками социально-экономического кризиса в Украине
являются, во первых резкое снижение производства национального дохода,
промышленной продукции и продовольствия. Так , национальный доход в Украине
за 1991-1993гг. в неизменных ценах снизился на 42%, производства
продовольствия 47%, промышленной продукции 42%. За 9 месяце 1994г.
произведенный национальный доход сократился на 19,8% по сравнению с
аналогичным периодом предыдущего года. Во-вторых бурные темпы инфляции:
1992г. она составила около 3000%, 1993г.– свыше 10000%. Оптовые цены на
промышленную продукцию за десять месяцев 1994г. повысились в 2,1 раза. В-
третьих, в резком снижении жизненного уровня населения. По разным оценкам
этот показатель ухудшился минимум в 10 раз. В-четвертых быстром росте армии
безработных. В-пятых, скачкообразном росте дефицита государственного бюджета.
Так, если в 1991г. такой дефицит составил около 12%, то 1992г.– 17%, и 1993–
6,9% внутреннего валового продукта.
Государственный бюджет
Года |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
млрд. крб. |
млн. грн. | |||||||||
Доходы |
643,8 |
27096,8 |
355907 |
12243,5 |
19632,5 |
16796,4 |
16266,1 |
19982,2 |
35655,7 | |
в % в ВВП |
12,8 |
18,3 |
29,6 |
22,5 |
24,1 |
18 |
15,9 |
15,4 |
20,4 | |
Расходы |
1513,2 |
37306 |
468214,4 |
15951,8 |
23608,1 |
23099,5 |
18379,8 |
21947,5 |
34738,2 | |
в % в ВВП |
30,1 |
25,2 |
38,9 |
29,2 |
29 |
24,7 |
17,9 |
16,9 |
19,9 | |
Дефицит |
869,4 |
10209,2 |
112307,4 |
3708,3 |
3975,6 |
6303,1 |
2113,7 |
1965,3 |
-917,5 | |
в % в ВВП |
17,3 |
6,9 |
9,3 |
6,8 |
4,9 |
6,7 |
2 |
1,5 |
-0,5 | |
В-шестых, в резкой поляризации общества: с одной стороны, быстро формируется
класс мафиозно-номенклатурной элиты, а с другой– происходит катастрофическое
падение жизненного уровня большинства населения. Уровень ежемесячных и
годовых доходов первых в тысячу и более раз превышает доходы последних, а
минимальная заработная плата покрывает не более 20% физиологического
минимума. Вследствие этого оказался под угрозой генетический фонд украинской
нации, ее будущее.
Всю совокупность причин экономической катастрофы в Украине целесообразно
разделить на три основные группы. К первой из них относятся те, которые были
унаследованы от бывшего СССР, а ко второй– те, которые были созданы
“реформаторами” со времени провозглашения независимости Украины. К третьей
группе причин следует отнести проблемы, обусловленные необходимостью
трансформации существующей в нашем государстве экономической системы.
Все три группы причин органически связаны межу собой. Вместе с тем, каждая из
них, вследствие своей масштабности, относительной самостоятельностью может
стать предметом отдельного исследования.
Почти полное и тотальное огосударствление экономики, собственности,
когда 92% всех средств производства находились в руках государства, которым
распоряжались общесоюзные министерства и ведомства. В то время иронически, но
справедливо употреблялась фраза о том, что “в руках государство было все: от
производства канцелярских скрепок до изготовления космических кораблей”.
Вследствие этого в экономике господствовал монополизм, почти полностью
отсутствовал плюрализм форм собственности (колхозно-кооперативная форма
собственности была в значительной степени тоже огосударствлена) и
соответствующих форм хозяйствования, что исключало действие такой мощной
движущей силы развития, как конкуренция между товаропроизводителями различных
форм собственности за удешевление продукции, за рост качества произведенных
товаров и услуг, за потребителя. Это в конце концов вело к чрезвычайно низкой
конкурентоспособности промышленности СССР на мировых рынках, к экспорту на
эти рынки преимущественно энергоносителей, к существованию затратной
экономики. Так, в конце 1993г. доля негосударственных предприятий в их общей численности составляла 32%, произведенные ими товары и услуги– 29%. В строительстве эти данные, соответственно, составляли 64 и 48%, в розничном товарообороте и общественном питании– 54,3 и 59,7%. Согласно данным Министерства, эти предприятия после изменения форм собственности работали стабильно, используя внутренние резервы для разрешения производственных и финансовых проблем. Но экономический кризи не обошел и их. Что же касается предприятий государственного сектора экономики, то они находились в состоянии глубокого экономического кризиса, в частности, платежного. Так, на конец 1993г. их кредитная задолженность иным предприятиям Украины и других государств, банкам превысила 127 трлн. крб., что почти вдвое больше задолженности дебиторов. Суммы их кредитор ской задолженности таковы, что на каждого работника предприятия имеют в бреднем более 5 млн. крб. чистого долга. Кредиторская задолженность между предприятиями и организациями Украины и субъектами хозяйственной деятельности стран бывшего СССР увеличилась за 9 месяцев 1994г. в 3,4 раза.
Казалось бы, что в условиях сильного энергетического кризиса и уменьшения
роли государственного сектора энергозатраты на единицу продукции и
национальный доход в целом должны уменьшиться. Но этого не произошло.
Энергоемкость национального дохода в 1991-1993гг. увеличилось на 25%, а
электроемкость – на 41,1% при снижении объемов производства в 1992-1993гг. на
20,6%. Ухудшилось и показатели конкурентоспособности промышленной продукции.
В 1993г. только 0,5% от общего количества произведенных новых машин и
оборудования по своему техническому уровню были конкурентоспособными.
Наличие глубоких диспорций в экономике. Так, доли группы “А”
(отраслей, в которых производились средства производства) составляли 70%, а
группы “Б” (отраслей, в которых производились предметы потребления)– 30%, в
то же время как конечное потребление промышленной продукции в США составляет
около 70%. Все это означало существование экономики, ориентированной не на
человека, а на производство ради производства. За 1992-1995гг. соотношение
между группой “А” и “Б” не улучшилось, а еще больше ухудшилось: первая группа
составляла в конце 1993г. 73%, а вторая лишь 27%. Это объясняется, прежде
всего, большей глубиной кризиса в отраслях легкой, пищевой промышленности и
других отраслей группы “Б”. Эта тенденция продолжалась и в 1994г. Так, при
сокращении произведенного национального дохода на 19,8% за 9 месяцев 1994г.,
выпуск потребительских товаров уменьшился на 33,1%, выпуск товаров
предприятиями легкой промышленности– на 58,8%.Антидемократический характер управления государственной собственностью и государственными предприятиями, то есть господство административно-командных рычагов в народном хозяйстве при почти полном отсутствии экономических (при помощи налоговой, кредитной, финансовой политики и т. д.) рычагов, чрезмерная централизация первых в руках
общесоюзных министерств и ведомств. После значительного развала
государственного управления в государственном секторе всеми предшествующими
правительствами (со времени провозглашения независимости), Кабинет Министров,
возглавляемый и. о. премьер-министра Е. Звягильским, восстанавливал, в
основном, административно-командные рычаги управления экономикой.Сосредоточение 95% всей расположенной в Украине собственности
в руках общесоюзных ведомств и министерств. Именно поэтому на территории
нашего государства образовались “гнилые” моря, строились атомные
электростанции вблизи крупных городов, концентрировалось чрезмерное
количество грязных производств и т. п.
Собственность общесоюзных министерств, ведомств бывшего Союза, как известно,
перешла во владение Украинского государства (исключение составляют лишь доля
Украины в золотом, алмазном фондах, в собственности представительских органов
за пределами СССР, доля Украины в зарубежных активах бывшего СССР– согласно
имеющимся данным, она равняется около 33 млрд. долларов). То есть, на первый
взгляд, указанный фактор в Украине прекратил свое разрушительное действие.
Но на самом деле это не так, поскольку одна лишь Чернобыльская катастрофа
лежит страшным грузом на наших плечах и будет причиной растущего
отрицательного эффекта в течении многих поколений. Значительная милитаризация экономики, при которой на военные цели расходовалось около 35% союзного бюджета, или около 250 млрд. рублей в год (хотя официально названные М. Горбачевым данные были в несколько раз ниже). В Украине после распада бывшего Союза осталось около 30% военнопромышленного комплекса (ВПК) СССР, приблизительно 80% предприятий отраслей машиностроения были вовлечены в производство оружия. Кроме того СССР был крупнейшим экспортером оружия в мире (около 37% рынка вооружений) и