Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 04:31, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.
Задачи данной работы состоят:
- рассмотреть понятие городской агломерации;
- выявить особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;
- определить крупнейшие городские агломерации мира.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие городской агломерации……………………………………….…….4
2. Пространственная структура городских агломераций и проблемы
больших городов ………………………………………………………….……..7
3. Крупнейшие городские агломерации мира
3.1 Зарубежная Европа………………………………………………………..…11
3.2 Зарубежная Азия……………………………………………………..….…..12
3.3 США и Латинская Америка……………………………………………..….13
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….….….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие городской агломерации…
2. Пространственная структура
больших городов …………………………………
3. Крупнейшие городские агломерации мира
3.1 Зарубежная Европа………………………………………………………..…
3.2 Зарубежная Азия……………………………………………………..….….
3.3 США и Латинская Америка……………………………………………..….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………….….….
Введение
Невиданные темпы и масштабы урбанизации во второй половине ХХ в., получившие название «городской революции», усиление её воздействия у нас и за рубежом на трансформацию общества способствовали значительному углублению исследований этого глобального процесса в различных странах мира.
Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов - каменная летопись человечества - хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города - главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.
Городские агломерации - развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.
Целью работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.
Задачи данной работы состоят:
- рассмотреть понятие городской агломерации;
- выявить особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;
- определить
крупнейшие городские
Для написания данной работы в основном использовались научно-популярные журналы, а так же учебные пособия: Лаппо Г.М., Пивоваров Ю.Л., Слука Н.А., Шуканова З.Н.
1. Понятие городской агломерации
В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».
Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен. В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.
Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.
В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.
Существует и множество определений слову «агломерация».
По Н.В. Петрову
городскими агломерациями называются
компактные скопления территориально
сосредоточенных городов и
Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации. А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.
Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.
Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.
Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.). В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).
Компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Этап урбанизации.
Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).
Близость населённых пунктов даёт так называемый агломерационный эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях.
2. Пространственная
структура городских
В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования [6].
Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.
Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:
Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.
В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах [7]. В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 – в развивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).
Таблица 1. Тридцать крупнейших городских агломераций мира в 1990 году [7]
Городская агломерация |
место |
млн. человек | |
1 |
2 |
3 | |
Токио |
1 |
25,0 | |
Нью-Йорк |
2 |
16,1 | |
Мехико |
3 |
15,1 | |
Сан-Пауло |
4 |
14,8 | |
Шанхай |
5 |
13,5 | |
Бомбей (Мумбаи) |
6 |
12,2 | |
Лос-Анджелес |
7 |
11,5 | |
Пекин |
8 |
10,9 | |
Калькутта |
9 |
10,7 | |
Буэнос-Айрес |
10 |
10,6 | |
Сеул |
11 |
10,6 | |
Осака |
12 |
10,5 | |
Рио-де-Жанейро |
13 |
9,5 | |
Париж |
14 |
9,3 | |
Тяньцзин |
15 |
9,3 | |
Джакарта |
16 |
9,3 | |
Москва |
17 |
9,0 | |
Каир |
18 |
8,6 | |
1 |
2 |
3 | |
Дели |
19 |
8,2 | |
Манила |
20 |
8,0 | |
Карачи |
21 |
8,0 | |
Лагос |
22 |
7,7 | |
Лондон |
23 |
7,3 | |
Чикаго |
24 |
6,8 | |
Стамбул |
25 |
6,5 | |
Лима |
26 |
6,5 | |
Эссен (Рур) |
27 |
6,4 | |
Тегеран |
28 |
6,4 | |
Бангкок |
29 |
5,9 | |
Дакка |
30 |
5,9 |