Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 23:02, курс лекций
Тема 1 Введение в макроэкономику
1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика
Например, функция потребления С = 0,7Y + 100 предполагает, что она в рассматриваемый период зависит от дохода (Y) и параметра поведения домохозяйств — предельной склонности к потреблению, который не объясняется доходами (0,7), часть потребления, не зависящая от дохода (100), она — структурный параметр. Но и 0,7, и 100 могут в следующий рассматриваемый период измениться, то есть носят по времени кусочно-постоянный характер.
Таким образом, каузальная связь между макроэкономическими переменными неизбежно ставит смежные проблемы:
1. Связь между микро- и макроэкономическими поведениями;
2. Определение экзогенных переменных, соответствующих величинам, которые ожидают субъекты.
Микроэкономические основы макроэкономических отношений — направление изысканий, согласованное с принципом оптимизации деятельности субъекта. Например, уровня национальной безработицы между группами, работающими по найму.
Другой важный аспект — инвариантность модели, — обязательно базируется на прочных макроэкономических основах. То есть выбор экономической политики не должен изменять поведение субъекта, которое легло в основу макроэкономических отношений и определило отправные экономические параметры.
В третьем типе уравнений — условия равновесия реализуются, когда найдены величины эндогенных переменных, которые, собственно, и решают модель. Они являются решающими, поскольку предполагают, во-первых, механизм регулирования, посредством которою достигается равновесие, во-вторых, различные варианты движения к нему.
Механизм регулирования зависит от избранной переменной регулирования, например, цен. Рынок представляется тремя уравнениями:
1. спросом;
2. предложением;
3. ценами — переменными параметрами регулирования, которые определяют равенство спроса и предложения.
Следовательно, условие равновесия содержит механизм регулирования, который не обязательно направлен на цель, например, на рынке с фиксированными ценами регулируется количество. Иногда предполагается, что совокупное предложение автоматически следует за совокупным спросом, т. е. регулирование является, как бы, немедленным и автоматическим.
Формы равновесия определяются функционированием механизма регулирования.
• Если он плох или вообще не функционирует, то мы имеем ситуацию неравновесия, вызванную недостаточным изменением переменной регулирования или ее застывшим характером. Например, негибким уровнем зарплаты в Беларуси, неспособностью установить равновесие между спросом и предложением.
• Кроме того, равновесие может носить множественный характер, как например, при пересечении нетипичных кривых предложения и спроса в двух точках; мы имеем здесь два возможных равновесия и каждый из них является возможным вариантом решения.
• При невыполнении всех трех условий равновесия, оно может быть временным, и экономическая система будет двигаться от одного временного равновесия к другому. Оно возможно при негибкости механизма регулирования, например цен; низкой скорости регулирования или слабой информированности субъектов об их динамике. Понятие временного равновесия появляется во многих конкретных ситуациях негибкости и неопределенности.
Если в анализ ввести время и изучать экономическую систему в движении, т. е. применить динамический подход, то окажется, что экономическая система описанной модели находится в постоянном стремлении к равновесию. Если системе сообщается внешний импульс и она вынужденно движется к новому состоянию равновесия, то можно говорить о стабильном равновесии. Если этого нет, то экономика не стабильна.
Использование линейных и нелинейных динамических уравнений необходимо для изучения динамики экономических переменных. Но анализ иногда усложняется хаотическими характерами динамики, поскольку все возмущения имеют перманентные воздействия, приводящие к тому, что движение экономики становится результатом накопления возмущений. Возникла даже гипотеза: совокупность событий в прошлом влияет на поведение людей в настоящем.
Все это позволяет принять во внимание три вопроса, на которые модель дает ответ:
1. Каковы переменные, которые позволяют экономической системе двигаться к равновесию? Это, по существу, и есть механизм регулирования.
2. Как субъекты формируют свои ожидания? Учет ожиданий.
3. Как формируется память в экономической системе? Учет прошлого.
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрошенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных конкретным странам в конкретный период времени. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального Банка - изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
Обеспечиваемая с помощью моделей многовариантность способов разрешения экономических проблем позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетания инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Центрального Банка по управлению циклическими колебаниями экономики. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются модели, учитывающие динамику инфляционных ожиданий экономических агентов. Их использование в макроэкономическом прогнозировании позволяет снизить риск возникновения феномена неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее разрушительное влияние на экономику, а также смягчить являющуюся одной из самых сложных в макроэкономике проблему недоверия к политике правительства и Национальною Банка.
Такие обобщенные макроэкономические модели, как модель круговых потоков, AD-AS, крест Кейнса, IS-LM, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и т.д., представляют собой общий инструментарий макроэкономического анализа и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими переменными в разных странах. Оценка любой макроэкономической модели должна даваться не по критерию ее сиюминутной "пригодности" или "непригодности" для экономики конкретной страны, в том числе и России, а по критерию ее полезности в процессе познания экономической динамики и управления ее показателями.
Объективная трудность состоит в том, чтобы обеспечить достаточность предпосылок построения модели с точки зрения поставленной цели и избежать ошибочных выводов для макроэкономической политики. В то же время модель может быть достаточно реалистичной, но слишком сложной, тогда как простота модели - одно из важнейших требований к ней с точки зрения возможностей ее использования в процессе исследования. Однако и чрезмерная упрощенность модели может привести к исключению из анализа существенных факторов, вследствие чего выводы окажутся неверными. Поэтому наиболее сложным моментом построения любой модели является определение круга факторов, существенных для макроэкономического анализа конкретной проблемы.
1.2.3 Потоки и запасы в модели
Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату - начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д.
Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно "течение" экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д.
Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.
В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВВП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (Рис.1).
Рис.1 Модель круговых потоков
Экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других. Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.
Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются одновременно и непрерывно в противоположных направлениях. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики (т.е. без каких-либо связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.
Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов - правительство и остальной мир - то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки" в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки" - любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" - инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции" любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.
В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется (Рис.2). Государство устанавливает "правила игры" на национальном рынке: определяет налоговую политику, тарифные ставки, квоты, дотации, а также законы, согласно которым действуют участники экономических отношений. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, т. е. активно действующей стороной, отстаивающей национальные интересы.
Домашние хозяйства — основной потребитель рыночных продуктов являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения.
Фирмы, в свою очередь, поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получая взамен их денежный эквивалент. Основным покупателем на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значительную часть благ. Кроме того, фирмы предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.
Государство в лице различных организаций взаимодействует с домашними хозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, обеспечивая им со своей стороны социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий, бесплатного медицинского обслуживания и образования.
Налоги, которые выплачиваются фирмами правительству, уравновешиваются дотациями со стороны государства, инвестированием различных проектов и кредитами, выделяемыми центральной финансовой системой. Сбор налогов осуществляется государством для производства общественных благ. Последние в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, даются потребителям "бесплатно", т. е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Государство как производитель общественных благ способствует повышению продуктивности предпринимательского сектора и домашних хозяйств.