Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:29, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие «НАЦ.ЭК», ее характерные черты и условия функционирования.
национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:
• суверенитет нации и государства;
• территориальная целостность;
• единство экономического пространства и юридической среды;
• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

Вложенные файлы: 1 файл

NEB.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

 

24.Строительн  комплекс, его характеристика, проблемы  и перспективы развития.Строит комплекс основан на интеграцио связях строительства и промышленности. Он рассматр как межотрасл система, включ совокупн предприятий и организаций, деятельн которых направ на создание, реконстр и освоение объектов произв и непроизв назначения. Продукцией строит комплекса явл полностью завершен строительством и сданные в эксплуат здания и сооружения, производ мощности, объекты социал инфраструктуры.Строит комплекс объедин подрядн и специализ строител организации; производства строит материалов, строител индустрии, механизац и транспорта; проектно-изыскат, конструкторско-технол и научно-исслед организации; строит биржи; другие формиров, специализ в области строительства.Республ органом гос управления строит компл явл Министерство архитектуры и строит РБ.Капит строительство включ в себя как новое строительство, так и расширение, реконс действующих предприятий, их техническое перевооружение.Промышл строител материалов Беларуси представ более 1400 предпр и производс, которые выпускают цемент, известь, стеновые, облицовоч и отделочные материалы, сборные железобет и бетонные конструкции, кровельные материалы. Основные задачи строит комплекса на ближайш перспективу – наиболее полное обеспеч потребностей населения и национал хозяйства в высокоэфф строительной индустрии; сокращение сроков и стоимости строительства; снижение материало- и энергоемк; повышение качества и конкурентос продукции, а также уровня обеспеч внутрен рынка республики строител материалами (изделиями, конструкц) отечеств производства; увелич экспорта строит материалов и услуг.

 

 

25.Транспорт  и связь: особенности функциониров и перспект развития. Транспорт – одна из важн отраслей экономики, которая обеспеч производств связи промышлен и сельского хозяйства, перевозки грузов и пассажиров, явл основой географ разделения труда.Транспорт комплекс – совокупн различных видов транспорта, находящ во взаимод и взаимозавис, дополн друг друга, развиваю в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использ каждого вида.Транспорт сеть – совокупн всех путей сообщения, связыв населен пункты региона.Для оценки работы транспорта использ ряд показат: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др.Перевозки грузов – объем грузов в тоннах, перевез на транспор средствах страны.Перевозки пассажиров – количество пассажиров, отправл всеми видами сообщения. Грузооборот – произвед количества перевезен груза  и расстояния, на которое он перевезен. Пассажирооборот  – произвед количества перевез пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.Основными показателями, характериз эффектив использов того или иного вида транспорта, явл скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярн, безопасн движения, себестоим. Общим показат для всех видов транспорта явл стоимость перевозок.Связь – отрасль экономики страны, обеспечив передачу и распростр различных информац потоков. Связь подразд на почтовую и электрическую ( телефонную и телеграфную, телевидение и радиовещ, радиосвязь, передачу данных). Почтовая – регулярн доставка письмен корреспонд, периодич изданий, денеж перев, посылок, бандерол. Телефонная – осуществ гос предпр электросв «Белтелеком», обеспечив телеф перегов с любым городом, спутников связь и рассылку писем по электр почте, оказыв Интерн услуги. Телеграфн – перед на расстоян буквен-цифров сообщен. Мобильн – передача инф между перемещ абонент. К ней относят сотов телеф связь, пейджинг, радиотелеф связь.  Управление отраслью осущ Министерство связи и информатиз РБ и Министерство информации РБ

 

26.Комплекс  соц-культур отраслей, современ состояние  и перспект развития. Комплекс социально-культ отраслей – совокуп видов деятельности, задачами которых явл оказание населению социально значим услуг образов, культуры, здравоохр, физичес культуры и спорта, социал обслужив и др.Образов – система учрежд, осущест образоват деятельность; процесс обучения и воспит в интересах человека, общества, государства, направл на сохранение, приумнож и передачу знаний новым поколениям, удовлетвор личности в интеллект, культ, физич развитии, подготовку квалифиц кадров для отраслей национал экономики. Управл образов осущ Минист образов, др минист и ведомства, имеющ образоват учреждения, управлен и отделы образов местн исполн и распорядит органов.  Здравоохр – система государст, обществ и медиц мероприятий, направл на сохранение и укрепл здоровья людей, профилакт и лечение заболеваний.(Министер здравоохранен). Анализ функциониров здравоохр как отрасли национ эконом провод по следующ направл: *лечеб-профил помощь (комплекс меропр по сохран и укрепл здоров), * охрана здоров матери и ребенка (меропр направ на укрепл и охрану здоров матери и ребенка), * санат-курорт лечен (направ на укрепл здоров человека), * санитар-эпидемиолог служба (осуществ гос  санитар надзор, разраб и провед санит-профил и противоэпидемич меропр), * лекарств обеспечен населен ( произв через аптеки, котор обслужив населен, приготав и расфас лекарст, организ заготов и закупки лекарс сырья), * медиц экспертиза. Физич культура и спорт – самостоят отрасль национ эконом со сложив структурой управления, материально-технич и кадровым потенц, сетью специализ физкультурно-оздоров и спортив учреждений, организаций и учебных заведений. Культура и искусство – министер культуры. Приорит направл госуд политики явл сохранен и распростр белор национ культуры и языка. Социал обслуж – деятел государ, юридич и физич лиц по оказанию соц поддержки; предостав медиц, психолого-педагогич, правовых услуг; оказанию материал помощи; созданию условий для социальной адаптации и реабил граждан и семей, оказавшихся в трудной жизн ситуации.

 

 

 

27.Соц-потребител комплекс, его состав, тенденции развития отраслей. Социал-потребит комплекс объедин производство материал благ и услуг для населения и включает торговлю, обществ питание, бытовое обслуж населения и жилищно-коммун хозяйство. Торговля – обособивш на основе обществен разделения труда совокупн предприятий и организ, реализ потребит товары путем купли-продажи. Управл гос торгов осущ Минист торговли, в потреб копер Белар республ союз потребител обществ.Развитие и состоян розн торговли анализир с использ ряда показат. Важнейш явл: розн товарообор, котор отраж уровень жизни населен. В перспект развитие рознич торгов будет направл на стабильн обеспеч различн категор населен высококач товарами в широком ассортим при высок уровне обслужив.Обществ питание – отрасль эконом по производ и реализ готовой пищи населению через сеть специализир предпр (столовых, кафе, ресторанов, буфетов). Для повышен рентаб в отрасли предусматр создан сети предпр быстрого питан с высок окупаем, использующ лучшие традиции белор кухни.  Бытовое обслуж населения объедин предпр и организации, выполн индивид заказы населения на изготовл изделий личного потребл, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйств обихода и оказыв другие бытовые услуги. Систему управл отраслью образуют Белор госуд объедин организац бытового обслужив населен (ГО»Белбыт») и управл бытов обслужив облисполкомов и Минского горисполкома. Развитие услуг по ремонту бытов техники, личного автомоб, мебели, услуги парикмах, прачечн и химчистак. Жилищно-коммун хозяйство – отрасль, обеспеч воспроизв и содержан жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммун услуг до непосредст потребителей.Основн показат котор характер жилищ хоз явл наличие жилищ фонда

 

28.Региональн  соц-экономич комплексы. Регион– область, местность, т. е. конкретная террит, часть террит страны со специфич природными, историч и демограф условиями, специализ и комплек развит произв, единой производств и социал инфраструк.

Район – это территория, по совокупн насыщающих ее элементов отлич от других террит и облад единством, взаимосвязан составл элементов, целостн, причем эта целостн – объективное условие и законом результат развития данной территории.Экономич район – территориально-целостная часть государства, объедин всю совокупность отраслей и производств на определ территории, имеющая соответств производ специализ, тесные внутренние социал-эконом связи.Территор разделение труда – процесс специализ территорий и обмена между ними специализ продукцией и услугами. Регион как соц-эконом объект во многом отлич от отрасли, в нем соедин различн отрасли хоз-ва, охватыв произв, распред, обмен, потребл благ и услуг. В соответ со сложивш в РБ территор разделением труда образов шесть регионов, границы которых совпад с границ областей. В каждом регионе в силу наличия определ природ и трудов ресурсов, историч развития, географ положения сложил свои отрасли специализ промыш и сельского хозяйства. Важнейш задачей эконом развития регионов счит более эффектив использ имеющ и потенц факторов повышения конкурентоспособ: выгодн геогр положен, высок уров развития произв и инновац потенц, более благопр услов для веден сельскохоз произв, налич историко-культ среды и соответ инфрастр для развития туризма, отдыха, рекреционной деятельн.

 

 

29.Проблемы  перехода от централизов планируемой  к рыночн экономике . Рыноч эконо – социально-эконом система, развив на основе частной собств, опирающ на принципы свободы предприним и выбора.Планов экономика – социал-эконом система, развив на основе централиз планиров и жесткого государ регулир эконом процессов.Переход от централ регулир экономики к рыноч сопровож существ преобраз экономич деятельности.Трансформац процесс – это процесс превращ одной экономич системы в другую.Продолжит переход периода в разных странах различна и зависит от многих факторов: первонач состояния экономики, общест и гос устройства страны, менталитета народа, значим различий дейст экономич системы и системы, идущей ей на смену. Переход период включ следующие три направл преобразов:· демонтаж старого эконом порядка; · становл нового эконом порядка; · структур перестройку. Демонт старого эконом порядка – ликвид устарев эконом структур и механиз функц предшеств эконом системы, что нередко связано с возникн кризисной ситуации в национ экономике. Станов нового эконом порядка – создание необход условий, способст зарожд новых эконом структур и механизмов. Структ перестройка – целью явл регулирующие воздей гос и рыночн механизм на национ экономику. Характер переход процессов определяет два типа переход экономики. Первый тип базир на процессах, развив эволюционным путем, другой – основан на радикал перестройке экономики, так назыв «шоковой терапии». Перех период от админис-командной экон к рыночн вкл след направ преобраз (решение проблем): · ликвид негатив послед экон кризиса на первом этапе перех периода; · обоснов перспект модели национ экономики; · создан законодат-нормат базы, правовых институтов, обеспечив развитие рыноч отношений; · расшир свободы экон деятел, полное или частичное снятие полит, юрид и админист огранич частной инициативы;· демонополиз экономики и созд конкур среды; · изменения отнош собствен, обеспеч равноправия всех форм собств;  · институцион изменения, формиров рыночн инфрастр (валютн, фондов и товарн бирж); · структур перест экономики на основе развития наукоемких ресурсосберег экспортно ориентир и импортозам производств, прогресс технологий и высокопр техники; · совершенст структуры образования, подготовки и переподг кадров; · повыш роли з/ платы как основного источника формир денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности; · разраб системы социал защиты населения;  · повыш эффектив методов гос регулир экон деятельн.

 

 

30.Формирован  и развитие институтов рынка. Рынок – это совокуп эконом отнош купли-продажи товаров, в рамках которых формир спрос, предлож и цена на них. Совокупн рыночн институтов: 1) Объекты управления: *Производство, распред, обмен и потребл товаров и услуг(экон инстит), * Власть и доступ к ней (полит инст), * Брак, семья (инст родства), * Распредел статусов и ролей (инст стратифик), * Религиоз, научная и худож деятельность( культ инст). 2) Выполн функции: * Управлен эконом, * Социал-полит управление, * Управл духовной жизнью. 3) Формырегулиров: * Нормы, * Законы и нормат акты, * Правила, * Традиции. Рынок труда – многоур система рыночных институтов, организ и учреждений госуд сектора, бизнес-сообщества и обществ объед (профсоюзов), решающих всю совокуп проблем воспрои рабочей силы. Рынок капитала – это рынок финан средств, явл органич частью рынка факторов произв, который функцион подраздел на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг. 1)Рынок ссудного капитала – это рынок среднеср и долгоср ссуд, опосред соединение предлож средне- и долгоср денежных накоплений нефинан сектора и спроса на средне- и долгосроч ссуды, необход для финансирования. 2)Рынок ценных бумаг – часть рынка капитала, где осуществл эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.Ценные бумаги – это платежные документы (чеки, вексели, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации ) в национ и иностр валютах.Валют рынок – это система эконо и организ отношений, возник между домохоз, фирмами, коммерч банками и другими финанс учрежд по поводу междунар сделок с валютами. Валютная система - совокуп двух элементов – валютного механизма и валютных отношений. Валютные отношения – это повседн связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютн и денежн рынках в целях осуществления междунар расчетов, кредитных и валютн операций. Валютн механизм – это правовые нормы, с помощью которых регулируются валютные отношения как на национальном, так и на международном уровне. Фондов рынок – осущ эмиссия и купля продажа ценных бумаг. Его назначен в обеспеч аккумул временно свобод денеж средств для инвестир в перспек отрасли экономики. Товарные рынки– это рынки, которые образуют кругооборот товаров в сфере купли-продажи товаров и услуг. Основн  цели развития товар рынка: *удовл потребн насел и народ хоз в товарах народ потребл и продукц произв-технич назнач, * создан условий для реализ товар и обеспеч высокой эффективности произв собств производителям, * обеспеч положит внешнеторг баланса.

 

35.Денеж-кредитн   система. Деньги –особый товар, призв служить всеобщим эквивал, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме меновой самостоят стоимости и меры труда; капитал; универс средство ликвидн, использ для оценки стоимости (или ценности) и представл собой единство финанс активов и обязательств. .Денежн обращ – движ денег, опосред отношения физич лиц, субъектов хозяйствов и государ органов, или кругооб доходов и продуктов в национ экономике. Различ две формы денежного обращения: наличн и безнал. Наличн деньги использ для кругообор товаров и услуг; для расчет по выплате з/пл, премии, пособ, пенсии; для платеж насел за коммун услуги; выпл страх возмещен по договор страхов. Безнал обращ – перечисл ден средств по счетам кредитн учрежден. Денежн масса – совокупн всех денежн средств, которые наход в обращ в наличной и безнал формах, обеспечив кругооб товаров и услуг, экономич связи субъектов хозяйс и государства. Агрегаты денежной массы, использ в РБ – М0, М1, М2, М2*, М3. Денежная система – исторически сложивш в каждой стране и законод установл форма организ денежного обращения Кредит система – совокуп кредитн отнош, форм и методов кредит, а также система кредит учрежд. Включ три уровня: централ (национ банк), коммерч банки, специализ кредитно-финанс учрежд. Денежно-кредит политика – совокуп государ меропр, регламентир деятел денеж-кредит системы, показатели денеж обращения, рынок ссудных капиталов.Основн направл денежно-кред политики РБ на очередной год разраб Правлением Национ банка РБ для представл совместно с Правител РБ ежегодно до 1 октября Президенту РБ. Прямые инстр денежно-кред политики – целевое кредит, «кредит потолки», администр контроль над уровнем проц ставок.

Косвен инструм  денежно-кредит политики – регулир офиц ставки рефинансир, изменен нормы обязат резервир, рефинансир коммерч банков, операции на открытом рынке. Антиинфляц политика.Инфляция – наруш равновесия между денежн массой и товарн предлож, переполн каналов денежн обращ бумажными знаками стоимости, покупат способн которых падает (рост цен); обесценение денег.Антиинфляц политика – система мер по предупрежд и преодол инфляции. Принимаемые государ меры зависят от характера и уровня инфляции. Меры антиинфл политики, примен в РБ – комплекс мер по огранич издержек и ресурсосбер; меры по огранич монетарн факторов инфляции; комплекс мер поструктур регулир рынка товаров и услуг, соверш системы ценообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44.Экономич  безопасн , её уровни, виды, показатели и индикаторы. Экономич безопасн – это такое состояние национ экономики, которое позвол обеспеч ее устойчив функционир в условиях воздейст неблагопр внутрен и внешн факторов, достаточ удовлетв обществ потребн, необход обороноспособ, защиту национ интерес. Экономич безопасн  следует рассматр как систему взаимосв уровней: междунар, национ, регион, отрасл, отдельн предприятий, личности.   Эконом безопасн страны представл собой сложную систему, важнейш составл которой явл следующ виды безопасн: *производст ( способн реальн сектора эконом обеспеч произв необход продук для удовл потребн страны с учетом эффектив внешнеэк связей), * финанс ( улучшен финанс состоян организ реального сект эконом, уменьшен числа убыточн произв), * продов ( , * энерг( комплекс условий, позвол осущ достат и надежн снабжен страны топл-энерг ресурсами для устойч функционир эконом и обеспеч жизнедеят людей в норматив и чрезвыч ситуац), * инфрастр ( обеспеч устойч развития экономики и благоприятн условий жизнедеят населен), * инновац, * внешнеэк ( гарантир сохранен эконом суверинит страны, рост конкурентоспособн нац экономики и защиту интерес белор производит с учетом изменений мировых эконом процессов). Система эконом безопасн характериз совокупностью критериев и показат, котор определяют угрозы устойчивому развитию и порогов значен функционирования нац экономики. Покзатели и индикаторы эконом безопасн – наиболее значимые параметры, характериз состояние экон системы страны, её устойчив и мобильность. Угрозы эконом безопасн – негативн факторы и явлен, оказыв дестабилизир воздей на хоз страны и ухудшенающие соц-эконом условия жизнедеятельн человека. Порогов значен эконом безопасн – предельн величины, несоблюдение котор способств дестабилиз нац экономики, обострен соц и политич ситуации

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"