Лекции по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:29, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие «НАЦ.ЭК», ее характерные черты и условия функционирования.
национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:
• суверенитет нации и государства;
• территориальная целостность;
• единство экономического пространства и юридической среды;
• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

Вложенные файлы: 1 файл

NEB.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

 

32.Структурн  трансформ экономики: цели и  задачи, основн принципы и механизмы  реализац. Структ трансформ экономики осуществ на базе научно обоснов инвестиц политики. К важней инвест проектам относятся следующие:· в промышлен – модерниз базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашин; точного станкостр; лесной, деревообрабат и целлюл-бумажн, химич и нефтехим, легкой и пищев промышлен) с целью увелич выпуска высокоэф и конкурентосп отечеств продукции; ускорен развитие наукоемких высокотехнолог производств, выпуск продукц экспортн назнач, а также импортозам производств; · в строител комплексе – модерниз и расшир производства высокоэф строител материалов и конструк, освоение новых мощност на базе энергосберег технологий;· в АПК – углубл специализ сельскохоз производ (развитие животнов, картофел и льновод); интенсифик произв, технич и технологич переоснащ отраслей АПК с целью сниж себестоим продукции и повыш ее качества; · впроизводст и социальн инфрастр – реализация инвестиц проектов, предусматрив решение проблем энерго- и водоснабж, транспорта и телекоммун, оздоровл населения. При опред направл структ преобраз необх исход из принцип: *многоукладн экономики, обеспеч равных услов хоз-ия всем юрид и физ лицам, * концентр ресурс на эффект использ конкурентн преимущ как базовых точек роста и приоритетн направл структ политики, * постепен трансф отнош собств, развит предприним-ва, либерализ всех видов эконом деятельн, * перехода на инновац путь развития, * соц ориент перспект структ экономики, * приоритетности развития наукоемк, высокотехнолог, конкурентосп отрасл и произв с высокой долей добавлен стоимости, * учета факторов глобализац экономики, региональн интеграц, * обеспеч рацион использ прир-экономич, демогр и др местн ресурсов, *комплекс развитие производительны сил страны и её регионов, *рационал сочетан системы гос регулир и рын саморегул, гос поддержки наиболее эффектив предпр и производст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Проблемы  развития предпринимат-ва. Ключев пробл в странах с переход экон явл реформир отношений собствен и развитие предпринимат-ва. Переход к рыночн эконом в обязат порядке предполог формиров субъектов рыночн отношений – независим, самостоят, эконом ответств товаропроизвод, что требует осуществлен разгосудар и приватиз предприят и организ различн отрасл народн хоз-ва.Разгосудар – передача имущества из гос собст в иную (акцион, коллек, коопер, частн, смешан). В Беларуси использ следующ методы разгосуд: * преобр в Акцион общества (ОАО), * выкуп арендован имущ арендной организ-ией, * продажа на аукционе и по конкурсу.

Приватиз – передача гос собств за плату или безвозм в частную собств. Гл целями явл повышен эффектив произв, создан конкурен среды, активиз инвестиц и инновац деятельн, привлеч иностр инвестиц.  Предприним может быть как частным, так и гос, и осущ как виндивид, так и в коллект форме. Гос предприним осуществ либо полностью гос предприятиями, либо организ со значит степенью гос участия (в капитале и управлении).Частн предприн – эконом система, в которой хозяйств деятельн занимаются незав физич лица или организ (предприятия) при миним вмешател государства. Малый бизнес – предприним деятельность, дающая прибыль на малых предпр, не входящих ни в одно монопол объедин. Малое предприним явл важным фактором социально-эконом развития. Простое товарищне явл самостоят субъектом хозяйств и действует без образов юридич лица. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противореч законодат цели. В полном товарищего участники занимаются предприн деятельн от имени товарищества и при этом солидарно между собой несут субсидиарную ответствен своим имуществом по обязател товарищества. Коммандитн товарищпризнается товарищ, в котором наряду с участниками, осуществ от имени товарищества предприним деятельн  и отвеч по обязател товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятел товарищества в пределах сумм внесен ими вкладов, и не приним участия в осущест товарищ своей деятельн.Обществом с ограни ответств (ООО)призн хоз общество с числом участников не более 50 чел., уставный фонд которого разделен на доли определ учредител документами размеров. ООО не может иметь одного участника.Обществом с дополнитответ (ОДО)призн хозяйств общество с числом участников не более 50 чел., уставн фонд которого разделен на доли определ учредител документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиар (дополн) ответств по его обязател своим имуществом в пределах, определяемых учредит докум общества, но не менее размера, установл закон актами, пропорц вкладам этих участников в уставном фонде ОДО). Акционер общес(АО)призн общество, имеющее уставный фонд, раздел на определ число акций равной номинал стоимости. Участн АО (акционеры) не отвеч по его обязат и несут риск убытков, связанных с деятел общества, в пределах стоимости принадлеж им акций. Акционер общявлоткрытым(ОАО), если акционер может отчуждать принадл ему акции без согласия других акционеров неогранич кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку своих акций и свободную продажу их на условиях, устанавл закон.Закрыт акцион обществом (ЗАО) счит такоеобщество, участник которого может отчуждать принадл ему акции с согласия других акционеров и (или) огранич кругу лиц. Такое общество не вправе проводить открыт подписку на выпуск им акции либо иным образом предлагать их для приобрет неогранич кругу лиц.

33.Цели и  функции госуд регулирован экономики. Государ регулир экономики – это система мер законодат, исполн и контролир характера, осуществл государств учрежден и обществ организ в целях стабилиз и приспособ существ социально-эконом системы к измен условиям.В рыночн эконом госуд не осущ непоср управл эконом сферой, основн  регулятором хоз отношен явл рынок. Госуд регулиров играет главн роль только в тех сферах, котор опред нац безопасность страны или в которых регуляторы в силу различных причин неэффективны. Функции гос: *эмиссия денег, ден-кред и налог-бюджет регулир, * обеспеч гарант прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хоз-ния, * формирован устойч макроэк ситуации, включ эффективн функционир финанс учрежден, * обеспеч минимал соц стандарт по предоставл благ и услуг общего пользован (образов, здравоохр, культ), * реализ антимоноп мер и поддержка конкурент среды, * развитие науки, инновац деятельн и инф технолог, * провед активн внешнеэк политики, развитие интеграц связей с соседн странами, * формиров произв, соц, экологич инфрастр общегосуд значения. * поддержка соц незащищен грууп населения, * охрана окруж среды. *обеспеч национ безопасн страны, * создан правов базы рыночных отношений и обеспеч неукоснит соблюден законов, развитие инстит инфрастр, * разраб и реализ стратегии соц-экономич развития. Задача гос управлен создать возможн для их эффектив работы с использован рыночн законов: конкуренции, спроса, предлож, стоимости. Цель гос регул экономики – стабильн соц-эконом системы и приспособл ее к изменяющ условиям. Структура гос управления. Правительство: Министерства, Госуд комитеты, Комитеты при Совете Министров, Объединен подчинен совету Министров.Система гос управл включ 25 министерств, 5 гос комитетов, 8 комит при Совете Министров и 8 гос организаций, подч Правительству. Министер явл республ органом гос управления, провод гос политику, осущест регулиров и управл в опред отрасли и координир деятельность в этой отрасли (сфере) других республик органов гос управления  (Министер архитектуры и строительства, здравоох, прир ресурсов и охраны окруж среды, торговли). Комитет при Совете Министров – это республ орган гос управл в конкрет сфере деятельности (Комитет по земел ресурсам, геодезии и картографии;  по проблемам посл катастр на ЧАЭС). На террит уровне гос

 

 

40.Интеграционные  процессы в экономике Содружества Независим Государств. СНГ– объеди суверенных государств (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины), образован в соответст с договором между ними в 1991 г.  СНГ было создано с целью как сохранен эконом, соц-транспотрн, культур и иных связей между бывшими советск республ, так и цивилизован решения на постсовет простр межгосуд проблем. СНГ обладает большими природ, человеч и экономич потенциал, которые дают ему значительн конкурентн преимущ и позвол занять достойн место в мире. Стратегич целями  эконом интеграц стран СНГ явл: максим использ междунар разделен труда; специализац и кооперац производ для обеспеч устойч соц-эконом развития; повышение уровня и качества жизни населен всех госуд Содружества. СНГ уделяет вниман решению соц проблем – безвизов перемещ граждан, учету трудового стажа, выплатам соц пособий, взаимному признан документов об образов и квалиф, пенсион обеспеч, трудов миграц и защите прав мигрантов. Одноврем реш вопросы кооперации в произв сфере, таможенного оформления и контроля, транзита природ газа, нефти и нефтепродук, согласования тарифной политики на железнодорож транспорте, разрешен хоз споров. Интеграц связи РБ со странами вне СНГ внастоя время развив в направл обеспеч сбалансиров торговых операций и создания условий для закрепл белор производит на освоенных рынках и расшир географии экспортн рынков, а также заверш процесса присоед  к ВТО.

 

34.Система  планирован и прогназирован нац  экономики. Планиров нац экономики – форма гос воздействия на экономику, связан с разраб и практич осуществ планов, определ будущее состояние эконом системы, путей, способов и средств его достижения. С помощ планиров гос поддержив соц-эконом систему в состоянии равновесия. Формы планиров: *Директивное планирование – форма народнохоз планир в условиях команд экономики, имеющ обязат характер. *Индикат планир – форма гос планир макроэкон развития, имеющая направл и рекомендат характер.* Програм-целевое планир – форма планир, в основе которой лежит ориентация деятел на достиж поставл целей. Прогнозир национ экономики – процесс разработки научно обоснов прогнозов по поводу будущих эконом и рыноч условий, тенденций их развития, явл основой для принят решения государством. Гл цель – достиж устойчив экономич роста, высокой степени занятости, внешнеэк равновесия и повышен на этой основе уровня жизни народа. Гос прогнозиров соц-экон развития рассматрив как деятельн госуд органов по разработке прогнозов и программ соц-экон развит на долгоср, среднеср и краткоср перспект. Система гос прогнозов соц-эконом развития включ: *на долгоср персп (Нац стратегия устойч соц-экон развития  на 15 лет и  Основн направл соц-экон развития РБ и регионов на 10 лет);* среднеср персп (Программа соц-экон развития на 5 лет); *краткоср персп ( Прогноз соц-экон развития РБ и регионов на 1 год). Разработ гос прогноз и програм соц-экон развития проводит Советом Министр. В Национ стратегии устойчивого соц-экон развития (НСУР) определ стратег направл эффектив использов социально-демограф, природн, производ и инновац потенц страны с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений. На основе НСУР разраб Основн направл соц-экономич развития, в которых определ цели социал-экон развития РБ, пути и средства их достижения. В Программе соц-экон развития РБ на 2006–2010 гг. опред цели и задачи, основ направл и приор развития страны в текущем пятилетии.

 

37.Международн  разделен труда и его факторы. Междун раздел труда (МРТ) – высшая форма регион раздел труда. Оно основано на устойчивом производ продукции определ вида в отдел странах и предпол товарный обмен между ними. Наиболее общими основн условиями формиров МРТ, предпосыл его развития явл следующие:· естеств (географ различия между странами, климат условия, запасы полезных ископ и неравном их распред, размер террит страны и числ населения, историч традиц);· экономич (уровень развит производ сил, темпы научно-технич прогресса (НТП) и научно-технич революц (НТР));

· соц-политич (обществ строй и преоблад форма собств на средства произв, внешнепол ориентация и национ-гос интересы страны).Факторы, определ участие страны в МРТ, делятся на национ и междун. Выделяют следующие национ факторы МРТ: 1. Природ-географ различия отдел стран:· природно-климат условия;· прир ресурсы; · величину террит; · числен населения;· эконом-географ положение страны. 2. Соц-эконом особен отдел стран: · положение страны в мировой экономике; · особен историч развития, производ традиций и традиций внешнеэконом связей; · достигн уровень экономики и научно-техн развития;· тип хозяйств (рыноч или планов); · законодат базу внешних связей. Различ следующие междун факторы МРТ:

· уровень НТП в мире (чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализ стран); · спрос на мировом рынке; · систему междун расчетов; · эколог проблемы, которые позвол по-новому рассматр вопросы стоимости природ ресурсов и качества товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Социальн  императив госуд регулирован  экономич-го развития. Соц политика – это деятел государства и обществ институтов по выработке и достиж комплекса целей социал развития государства, преобразов социал структуры и социал отнош в обществе, росту доходов и потребл населения, повыш качества различн сторон жизнедеят и социал защите граждан.В социал политике выдел ряд след направлений: · регулиров доходов и политика занятости населения; · соц защита населения, забота о наиболее социально уязвимых слоях общества; · развит соц сферы.Главной целью социал политики явл обеспеч стабил роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеч потенциала. Денежн доходы населения включ оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социал трансферты; поступл от продажи продуктов сел хоз; доходы от собствен в виде % по вкладам, ценным бумагам, дивидендам; доходы лиц, занятых предприним деятельн; доходы от продажи иностр валюты и др.Реальн денежн доходы – денеж доходы, скорректир на индекс потребит цен на товары и услуги.Прожит минимум – миним набор материал благ и услуг, необход для обеспеч жизнедеят человека и сохран его здоровья. Бюджет прожит минимума (БПМ)– стоимос величина прожит минимума, а также обязат платежи и взносы. БПМ предпол удовлетв физиолог потребн человека на миним уровне, пересматр с учетом роста потребит цен. Минимал потребит бюджет (МПБ) – стоимость набора материал благ и услуг, которые необход для удовле минимал физиолог и социал потреб человека определ пола и возраста. Размер МПБ больше, чем БПМ.Формы оплаты труда предст собой способы установл зависим размера з/ пл от общественно необход затрачен наемным работн труда. Выдел сдельн и поврем формы з/ пл. Под системой оплаты труда поним способ исчисл размера з/ пл, которая подлежит выплате работнику за резул его труда. Сдельная форма оплаты труда подраздел на прямую сдельную, сдельно-премиа, аккордную, косвен сдел и сдельно-прогрес системы.Поврем форма оплаты труда примен в основном для руковод, специал или рабочих в отраслях, где нецелесооб устанавливать номы выработки. Она подраз на две системы: простую и поврем-премиал.

 

41.Экономич  интеграция Беларуси и России. Союз Белар и России – интеграц образов двух стран СНГ, создан в соответ с Договором обобразов Сообщества Беларуси и России (1996 г.), с 1997 г. – Договором об образовании Союза, а с 1999 г. – Договором о создании Союзного государства Беларуси и России. Главн целью эконом интеграц Белар и России явл реализ общих для обоих государ стратегич и текущ интересов в решении проблемы повышен уровня жизни народа на основе эффектив использ преимущ межгосуд разделен труда, специализац и кооперац произв-ва, создан благопр условий для возобновл эконом роста. Достижен цели предполог провед согласов политики в области структ перестр экономики, гармонизац и единую направленность эконом реформ, осуществление единой политики в области гос регулир соц-эконом процессов, внешнеэк деятельн, а также согласованной соц политики. Создание общего эконом простран Союзн гос позволит: * повысить эффективн функционир реальн сектора эконом обеих стран на основе роста конкур товаропроизво-лей, * использ преимущ специализац и кооперац произв для устойч эконом роста, * обеспеч выход на мировые рынки с новой конкурентоспос продук высокого качес и новейш технич уровня, * увеличить выпуск прод с учетом роста платежесп спроса на внутрен рынке, * обеспечить эффектив использ природ ресурсов, * скоординировать соц-эконом политику обоих госуд с целью устойч роста экономики, повышен уровня и качества жизни народов.

Информация о работе Лекции по "Национальная экономика"