Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:31, курс лекций
1. Основные этапы организации аналитической работы на предприятии.
Основные правила организации анализа. Организационные формы и исполнители анализа. Зависимость содержания экономического анализа от субъектов его проведения. Информационное обеспечение экономического анализа. Планирование аналитической работы. Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе хозяйственной деятельности. Оформление результатов анализа.
1. Понятие экономического
Сущность понятий «анализ» и «синтез» в общетеоретическом смысле. Понятие экономического анализа и направления его использования. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками.
2. Содержание и задачи
Роль экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений, его место в процессе управления. Основные принципы экономического анализа.
3. Предмет и объекты
Определение предмета экономического анализа. Специфика предмета экономического анализа. Зависимость содержания анализа от аспектов изучения его объектов. Объектами АХД являются хозяйствующие субъекты, экономические результаты хозяйственной деятельности (производство и реализация продукции, себестоимость, финансовые результаты деятельности и т.д.).
4. Виды экономического анализа.
Виды экономического анализа классифицируются по следующим признакам: по времени, по субъектам (пользователям анализа), по степени охвата изучаемых объектов, по содержанию программы, по пространственному признаку, по аспектам исследования
Тема 1.2. Организация аналитической работы на предприятии
Основные правила организации анализа. Организационные формы и исполнители анализа. Зависимость содержания экономического анализа от субъектов его проведения. Информационное обеспечение экономического анализа. Планирование аналитической работы. Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе хозяйственной деятельности. Оформление результатов анализа.
Информационное обеспечение вкл
Основные источники информации: учетные и внеучетные. Учетные – бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность. Внеучетные – нормы, планы, методические указания, материалы печати, материалы внутри и вневедомственной ревизии, материалы собраний трудовых коллективов и др.
Тема 1.3. Метод экономического
анализа. Способы обработки
1. Метод АХД, его характерные черты.
Характерные черты метода экономического анализа деятельности предприятия. Метод АХД предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. Под методикой понимается совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности. Любая методика представляет собой указания по исполнению аналитического исследования.
Разработка системы
Способы и методы обработки экономической информации. Традиционные статистические способы: сравнение, группировка, способ относительных величин, средние величины, индексный метод. Способы факторного анализа (балансовый способ, способ цепных подстановок, интегральный метод).
Цели и задачи анализа. Анализ объема и ассортимента продукции. В процессе анализа динамики объема продукции рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста показателей товарной и валовой продукции. Динамика показателей определяется для выявления тенденций в развитии предприятия с целью планирования и прогнозирования его деятельности.
В процессе анализа выполнения плана по выпуску продукции рассчитываются абсолютные отклонения и относительные показатели выполнения плана по выпуску продукции в целом, а также с учетом структуры и ассортимента.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории РФ классификаторе промышленной продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.
Выполнение плана по ассортименту оценивается тремя способами:
- по способу наименьшего процента;
- по удельному весу в общем
перечне наименований изделий,
по которым выполнен план
- с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска в пределах плана на плановый выпуск продукции.
Анализ структуры продукции.
Структура продукции – соотношение удельных весов отдельных изделий в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствие с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренными планом.
Ритмичность характеризуется прямыми (коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный выпуск продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный выпуск продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца) и косвенными показателями (наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складе).
Качество продукции – совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Обобщающие показатели качества - характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в ее общем выпуске; удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; удельный вес продукции высшей категории качества; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные показатели качества, характеризуют одно из свойств продукции: полезность, надежность, технологичность, эстетичность.
Косвенные показатели качества – штрафы за некачественную продукцию, удельный вес рекламационной продукции.
Анализ объема продаж проводится за каждый месяц, квартал и год. В процессе анализа выявляется динамика объема продаж и рассматривается влияние факторов на его изменение. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров (контрактов), видов продукции, сроков поставки. При этом выполнение договорных обязательств оценивается нарастающим итогом с начала года.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Определение степени использования трудовых ресурсов. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Анализ использования фонда оплаты труда. Анализ влияния трудовых факторов на изменение объема производства. Анализ влияния факторов на изменение себестоимости продукции.
Анализ обеспеченности предприятия основными фондами. Анализ эффективности использования основных фондов. Анализ влияния основных фондов на изменение объема производства. Анализ влияния основных фондов на формирование себестоимости
Анализ обеспеченности предприятия
материальными ресурсами. Анализ эффективности
использования материальных ресурсов.
Оценка влияния использования
Тема 2.3. Анализ себестоимости продукции (услуг) предприятия
Задачи анализа себестоимости. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (услуг). В процессе анализа общей суммы затрат необходимо выявить по каким статьям расхода произошел перерасход, а по каким получена экономия.
Изучение структуры затрат па производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции являются одним из основных этапов углубленного анализа себестоимости и с той же целью проводится изыскание путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.
Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции.
После оценки выполнения плана по себестоимости и ее структуры необходимо провести факторный анализ общей суммы затрат. На изменение общей суммы затрат оказывают влияние следующие факторы: объем производства, его структура, уровень переменных затрат на ед. продукции и сумма постоянных расходов.
Наиболее известный и широко используемый на практике обобщающий показатель - затраты на одни рубль товарной (реализованной) продукции УЗ. Он позволяет характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по предприятию, оценить уровень его конкуренции и определяется делением суммы затрат на производство товарной продукции (3) на ее объем (ТП):
УЗ = З / ТП
На изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние следующие факторы:
В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.
Большой удельный вес в себестоимости продукции - занимают прямые материальные затраты. Их размер зависит от влияния факторов: изменения объема продукции, ее структуры и уровня затрат в себестоимости отдельных изделий.
К косвенным затратам относятся те виды расходов предприятия, которые не включаются прямо в себестоимость отдельных видов продукции (изделий, работ), а для этого используются определенные методы (коэффициенты). Они носят общий характер и необходимы для обслуживания и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. В себестоимости продукции они представлены следующими основными комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, или общепроизводственные, расходы, общезаводские, или общехозяйственные, расходы, непроизводственные, или коммерческие, расходы.
Выявление и мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление производится путем анализа их динамики, причин отклонения от сметы затрат, а также обоснованности их распределения между товарной продукцией и незавершенным производством, отдельными видами продукции.
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье за счет конкретных организационно-технических мероприятий.
Информация о работе Лекции по "Теории экономического анализа"