Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:17, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonom_lekcii.doc

— 1,003.50 Кб (Скачать файл)

- выкуп имущества арендатором  или арендным предприятием по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;

- продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе - это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации. При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

      Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.

Продажа на аукционе - это приобретение физическими или

юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.

 

4.   Особенности приватизации в России.

В России разработаны  три варианта приватизации:

Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную

передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (не голосующих) акций в размере 25% уставно о капитала АО. Они не дают права голоса на собраниях акционеров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработало, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, который со временем организует их продажу. Следовательно, за государством сохраняется возможность контроля за деятельностью АО.

Второй вариант (рис.3.1, б) предусматривает приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51 % уставного капитала АО.

Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее выигрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51 %). Поэтому большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.

Третий вариант (рис.3.1, в) предполагает право приобретения всеми работницами обыкновенных акций до 20 % уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет. При этом размер первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госкомимущество для последующей реализации и контроля со стороны государства.

В России в целях безвозмездной  передачи всем гражданам части общегосударственной  собственности в 1992 г. была введена система приватизационных чеков.

Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.

С 1994 г. начался второй этап приватизации с переходом от безвозмездной передачи государственной собственности к продаже по рыночным ценам, что, несомненно, увеличивает поступление денег в госбюджет страны. О преимуществах и недостатках процесса приватизации в России будет изложено в главе«Переходная экономика».

 

Тема 3. Процесс производства в народном хозяйстве

 

       1. Производство  микро и макро уровне. Производственная  функция.

       2. Производственные  ресурсы и факторы.

 

 

1. Производство  микро и макро уровне. Производственная  функция.

      Экономика в широком смысле - это совокупность сфер, отраслей и видов производства народного хозяйства страны. В силу общественного разделения труда различаются следующие виды экономики:

. экономика сфер народного хозяйства (сферы производства, сферы услуг, сферы обращения и т.д.);

. экономика отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и т. д.);

. региональная экономика (отдельных отраслей, краев, республик и т.д.);

. экономика предприятия (фирмы, фабрики, завода, АО и т.д.).

Функционирование экономики  включает в себя три элемента (подсистемы): производство, реализацию и потребление.

Понятие «экономика»  по сути шире и емче понятия «производство». Производство - это процесс создания жизненных (материальных) благ. В условиях рынка жизненные блага называют экономическими благами, состоящими из товаров и услуг.

Производство является главным составляющим экономики  и выступает основой жизни  человеческого общества. Функционирование производства представляет собой модель «затраты выпуск» (рис А l), разработанную американским ученым экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым, за которую он в 1973 г. получил Нобелевскую премию. Затраты - это использование ресурсов (факторов) производства за определенный период времени. Выпуск - объем (поток) произведенной продукции за определенный промежуток времени. Все это характеризует процесс производства.

Производство (по Марксу) - это, во-первых, взаимодействие человека с природой, что характеризует степень владения человека природой (это уровень развития производительных сил) и, во-вторых, предполагает взаимодействие людей между собой, что характеризует производственно-экономические отношения. Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянной динамике.

Немарксистская экономическая  теория не пользуется этими терминами, хотя значения    этих понятий  можно найти у представителей неоклассической теории.

В процессе производства изменяется не только вещество природы, но и природа самого человека. Человек развивается, совершенствуется и обогащается знаниями и опытом.

Конечной целью любой  экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Именно на это направлен процесс производства.

Исторически производство прошло длительный путь развития - от изготовления простейших продуктов до сложнейших, гибких производств. Именно производство определяет социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества.

Экономические блага делятся на долговременные - используемые несколько раз (автомобиль, книги, электроприборы, видеофильмы и т. д.), недолговременные - используемые в течение короткого времени (хлеб, мясо, спички и т. д.). Среди них

выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты): поезд - самолет - автомобиль, кино - театр - цирк и Т.д.;  взаимодополняемые (комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские: пища, одежда, обувь) и косвенные (производственные: станки, оборудование, машины). Экономические блага обладают признаком ценности и распределяются путем рыночного механизма, принимая форму товара. .

Различают два уровня производства: индивидуальное и общественное.

Индивидуальное  производство - это деятельность в масштабах производственной единицы (предприятия, фирмы и т.д.).

Общественное  производство - это' совокупность производственных предприятий производственных связей между ними.  Выделяют материальное и нематериальное производство.

Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ и услуг. К нему относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, торговля, бытовое обслуживание, химчистка и т. д. Нематериальное производство связано с производством нематериальных благ и услуг. К нему относятся произведения культуры, искусства, науки, образование, здравоохранение, соцобеспечение, управление, научное консультирование и т. д.

Материальное и нематериальное производство тесно взаимосвязаны более того, они не могут существовать друг без друга. Любое экономическое благо производится с целью его потребления, Т.е. должно удовлетворять потребности людей.

Потребность - это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание. Потребности людей безграничны и постоянно растут, что выражается в «законе возвышения потребностей». Потребности бывают первичные и вторичные, материальные и духовные, производственные и личные, общественные.

К первичным  потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь и т. д.), К вторичным потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности. Это потребности досуга - кино, театр, спорт и т. д. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой.

Материальные  потребности - это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле и Т.д., духовные удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки и т. д.). Среди них выделяются личные производственные потребности. Личные потребности удовлетворяются предметами личного потребления (пища, одежда, обувь и т. д.). Производственные потребности - это потребности предприятий, фирм, предпринимателей и т д. в средствах производства (зданиях, сооружениях, машинах, сырье, материалах и т. д.). Кроме того, выделяют общественные потребности(школы, больницы, военная техника, автострада и т.д.).

Потребности изменяются под воздействием производства, рекламы, уровня духовного развития человека и т. д. Однако они могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми , не имеющими четко обозначенных границ.

Американский ученый А. Маслоу все человеческие потребности разделил на пять групп:

- физиологические потребности (сон, прием пищи, жажда и т.д.);

       - потребности  в самосохранении (безопасность, защищенность и т. д.);

- социальные потребности (общение  с людьми, любовь, власть и т.  д.);

      - потребности в  признании человека как личность  (статус, авторитет и т. д.);

      - потребность в  самоуважении (саморазвитие, самореализация и т. д.).

При осознании потребностей возникает мотивация (стимул) к труду. Потребности в данном случае превращаются в конкретную форму - форму интереса.

Экономический интерес - есть форма проявления потребностей. Он реализуется в определенном количестве материальных или нематериальных благ. Личный экономический интерес для предпринимателя - это прибыль при наименьших затратах, а для потребителя - заинтересованность в низких ценах и высоком качестве товаров и услуг. Работники всегда стремятся к более высокому вознаграждению за свой труд. В современных условиях большое значение приобретают и нематериальные интересы, такие, как возможность творчества, самовыражения и т. д.

Следует иметь в виду, что помимо чисто личных экономических интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы: национальные, общества в целом.

 

      2. Производственные ресурсы и факторы.

Средствами для удовлетворения потребностей людей, и производства экономических благ (товаров и  услуг) являются экономические ресурсы.

Ресурсы - это все то, то используется для производства и реализации товаров и услуг.

Экономические ресурсы - это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности. Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.

Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относительной. Абсолютная ограниченность характерна для природных И трудовых ресурсов, относительная - для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Выделяют природные (естественные), материальные, финансовые, информационные, трудовые ресурсы.

К природным ресурсам относятся земля, нефть, газ, растения, леса и т. д. Среди них различают возобновляемые ресурсы(леса, растения, почва и т. д.), не возобновляемые (нефть, газ, уголь), неисчерпаемые (морские приливы и отливы, солнечная радиация, воздух, энергия ветра и воды), заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию), незаменимые (воздух, питьевая вода, мясо и т. д.).

Информация о работе Лекции по "Экономике"