Лизинг в агропромышленном комплексе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование особенностей лизинговых отношений в агропромышленном комплексе России.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты лизинга в России;
оценить состояние лизинговых отношений в АПК России;
проанализировать механизм функционирования и регулирования лизингового бизнеса в аграрном секторе;
э раскрыть особенности развития лизинга техники.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования лизинговых отношений в России
1.1 Предмет лизинга и его правовое регулирование
1.2 Виды лизинга
1.3 Лизинг - один из экономических механизмов развития сельского хозяйства
2. Лизинг в агропромышленном комплексе России
2.1 Состояние лизинга в сфере сельскохозяйственного производства
2.2 Проблемы развития АПК
2.3 Особенности лизинговых отношений на предприятиях АПК
2.4 Лизинг в сфере АПК как специфическая форма материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

оценка инвестиций.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Особенности лизинговых отношений на предприятиях АПК

 

Пока еще немноголетняя  отечественная практика (первые лизинговые сделки были заключены всего 10 лет  назад), научные исследования и зарубежный опыт подтверждают тот факт, что лизинговые отношения в агропромышленном комплексе являются менее затратной формой быстрого и эффективного обеспечения сельхозтоваропроизводителей основными видами тракторной и сельскохозяйственной техники, обновления машинно-тракторного парка. А для некоторых хозяйств - это вообще единственный способ приобретения техники.

Лизинг в качестве альтернативного варианта допустимо использовать по всем направлениям обеспечения аграрного производства необходимой техникой и оборудованием:

  • приобретение новых машин для обновления собственной материально-технической базы;
  • оснащение за счет средств лизингодателя машинно-технологических станций, пунктов проката, межхозяйственных кооперативов необходимым машинно-тракторным парком для выполнения по поручению заказчика и согласованной с ним технологии комплекса операций по производству сельхозпродукции;
  • организация рынка подержанной техники, создание и функционирование вторичного рынка восстановленной техники при использовании федеральных, региональных инвестиций, собственных средств сельхозпредприятий, направленных на ремонт машин в специализированных ремонтных предприятиях с последующей передачей их в лизинг.

Анализируя  проблемы АПК и схемы финансирования лизинга на предприятиях АПК, можно сделать вывод о том, что существует необходимость совершенствования системы организации финансирования лизинга сельхозтехники с использованием средств федерального бюджета. Так, в системе финансирования агролизинга часть выделенных ОАО «Росагролизинг» денежных средств из федерального бюджета на лизинг техники можно направлять напрямую сельхозпредприятиям (рис. 4).17

Создание  посредством лизинга благоприятных  условий для развития интеграционных процессов, которые можно рассматривать  как важное средство перевода сельхозпроизводства на промышленную основу, оптимизации развития сельскохозяйственного и промышленного производства, обслуживающих отраслей, позволит в дальнейшем сформировать рациональную систему производства и переработки сельскохозяйственного сырья, соответствующую инфраструктуру.

 

Рисунок 4 - Усовершенствованная схема финансирования лизинга в АПК за счет средств федерального бюджета

 

Данная  мера даст возможность сельхозпредприятиям  более рационально использовать финансовые ресурсы, предоставит более широкие возможности заказывать и получать именно ту сельхозтехнику и оборудование, которые им нужны, а также самостоятельно выбирать производителей и поставщиков данной сельхозтехники.

 

2.4 Лизинг в сфере АПК как специфическая форма материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей

 

Как уже отмечалось, высокий уровень износа сельскохозяйственных машин и оборудования показывает, что традиционный амортизационный механизм обновления основных средств не способен выполнить инвестиционную функцию в АПК, поскольку сроки службы сельскохозяйственной техники превышают нормативные, а амортизационные отчисления не могут компенсировать выбытие активной части основных средств.

Нарушение инвестиционных процессов усугубляется диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (за 1990-2005 гг. цены на сельхозпродукцию возросли в 3,2 тыс. раз, а на промышленную и услуги для сельских товаропроизводителей в 16,6 тыс. раз) и низким уровнем доходности сельскохозяйственных организаций.

За годы реформирования агропромышленного комплекса его  технический потенциал значительно  снизился. В настоящее время, по данным Всероссийского института механизации Россельхозакадемии, наличный парк тракторов в стране не соответствует потребностям сельскохозяйственного производства ни по количеству (31 % от потребности), ни по техническому уровню машин – около 80 % тракторного парка составляют машины, отработавшие свыше 15 лет. Например, машинно-тракторный парк АПК в настоящее время состоит из машин, изношенных на 70-80 %, однако покупательная способность хозяйств не превышает 10 % к потребности в ресурсах.18

Чтобы повысить уровень  обеспеченности сельского хозяйства  и в целом агропромышленного  комплекса машинами и оборудованием и достигнуть соответствия с нормативами по количеству и срокам их службы, необходимо увеличить имеющийся парк технических средств в 2–3,5 раза. Однако объем лизинговых услуг еще не отвечает реальным потребностям предприятий АПК в совершенствовании их технического парка.

Чтобы довести количество машин в АПК до нормативной потребности, ежегодно требуется 160 млрд.руб. при закупках в ныне действующих ценах, что в сумме составит 800 млрд.руб. Только для сохранения существующего уровня обеспеченности АПК техникой необходимо закупать ее на сумму не менее 70 млрд.руб. ежегодно.

За период с 1994–2001 гг. было поставлено в лизинг товаропроизводителям агрокомплекса страны более 130 тыс. ед. различной техники: перерабатывающего  и животноводческого оборудования – на сумму около 15 млрд. р., в том числе: тракторов – 29,1 тыс., автомобилей – 6 тыс., зерно- и кормоуборочных комбайнов – свыше 24,5 тыс., прочих сельскохозяйственных машин более – 30 тыс. единиц, оборудования для животноводства и перерабатывающих предприятий – на 800 млн.руб. Однако выделяемых госбюджетных финансовых средств крайне недостаточно. С учетом потребности в технике согласно нормативам эти объемы поставок должны быть увеличены в 8–10 раз.19

Понятно, что таких  финансовых ресурсов для восстановления технического потенциала АПК в ближайшей перспективе не будет выделено. Поэтому одной из наиболее востребованных форм лизинга является лизинг техники, который является эффективной государственной формой поддержки АПК. Это подтверждено практикой работы с хозяйствами и заводами и их положительным отношением к лизингу. За последние годы только по федеральному лизингу было поставлено значительное количество техники (табл.1).20

 

Таблица 1 - Поставлено техники по федеральному лизингу, шт.

Наименование

Год

2000

2001

2002

2004

2005

2006

Тракторы

6263

3845

1137

1472

1489

1660

Комбайны (разные)

1278

527

3203

2729

2849

2900


 

Известно, что лизинг в аграрном секторе нашей страны представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет, а экономическом смысле лизинг – кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в аренду имущества. Таким образом, для сельскохозяйственного товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы – приобретение техники и финансирование этих операций.

Лизинг  позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам выкупать предметы лизинга в рассрочку, и цена этих предметов остается неизменной на весь период аренды. Преимущество лизинга в сфере АПК состоит, кроме всего прочего, в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы.

Техника, переданная в лизинг селу, не облагается налогом на имущество, так как до полного выкупа она принадлежит государству и находится на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлены льготы по налогам.

С помощью лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и монополизм производителей сельскохозяйственных машин за счет использования других источников получения техники: импорта, восстановления изношенных деталей, многократного использования разными потребителями и др.

Наконец, лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает время по содержанию хозяйствами собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом.

Кроме того, для всех лизингополучателей установлена низкая арендная плата (3 % от остаточной стоимости предмета лизинга), дифференцированная оплата первоначальных взносов и сроки лизинга в зависимости от стоимости предметов. Таким образом, указанные преимущества лизинга позволяют утверждать, что лизинг техники наиболее эффективная форма поддержки АПК.

В то же время лизинг имеет и недостатки, главным из которых является удорожание продукта лизинговой сделки. Техника, приобретенная по лизингу, в конечном итоге обходится лизингополучателю в 1,5–2 раза дороже по сравнению с прямой покупкой. Это и является основным сдерживающим фактором широкого развития лизинга новой техники. Значительно дешевле обойдется сельскому товаропроизводителю приобретение в лизинг восстановленной техники.

Под лизингом восстановленной  техники следует понимать аренду централизованно отремонтированных машин. Ремонтный фонд этих машин предлагается выкупать у хозяйств – для восстановления с последующей передачей этим же или другим хозяйствам в лизинг.

Торговля  восстановленной техникой на мировом  рынке завоевывает все более  прочные позиции, и в некоторых странах объем продаж достигает 20% от совокупных продаж машиностроительной продукции. В Германии в 2004 г. рынок восстановленной техники составил 14 млрд. долларов, в странах ЕС – 70 млрд. долларов. Спрос имеется, объемы растут. Хорошо развит вторичный рынок в странах Восточной Азии, в Индии, Бразилии, Турции.21

У фермеров ряда зарубежных стран объемы механизированных работ, выполняемых восстановленной  техникой, превышают 50–60 %. На рынки  подержанной техники эти машины поступают после 5–7 лет эксплуатации и используются до 15 и более лет. Экономически крепкие хозяйства, как правило, приобретают новые машины, которые через 5–7 лет эксплуатации реализуются экономически более слабым потребителям. Даже в развитых странах Запада, в США и Японии на каждый новый трактор приходится 3–4 года бывших в эксплуатации.22 Основными преимуществами такого рынка техники являются: короткие сроки поставок, низкие цены, увеличение объема закупок техники, удобство обслуживания (наличие запасных частей, ремонтно-обслуживающей базы, квалифицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и проч.).

В нашей  стране вторичный рынок техники  пока развит слабо. На селе из-за отсутствия финансовых средств из двух изношенных машин собирают одну, из трех – две  и т. д. Сельскохозяйственным товаропроизводителям восстановленная техника системно не предлагается, хотя предпосылки для развития вторичного рынка имеются: это и наличие ремонтно-обслуживающей базы, специалистов, и развитие лизинга как формы платежей, и сложившаяся система договорных отношений и т.д. Ремонтный фонд сельскохозяйственной техники относительно дешевый, не более 10 % стоимости новой машины. В то же время спрос на технику огромный. Из-за почти полной остановки отечественных машино-строительных предприятий и резкого снижения качества новых машин крестьяне стали покупать в кредит зарубежную технику, которая в 5–8 раз дороже отечественной.

Следовательно, вместо одной новой машины появляются возможности на те же средства ввести в строй 5–7 восстановленных, а вместо одной импортной – не менее 12 отремонтированных машин, используя оптимальные варианты восстановления парка машин, не прекращая его обновления. В таких условиях необходимость и целесообразность функционирования рынка восстановленной техники, основанной на инвестициях, направляемых на организацию ремонта машин с последующей передачей их в лизинг или в свободную продажу более чем очевидны. Это не требует больших затрат, но обеспечивает значительный экономический эффект за счет восполнения парка машин работоспособной техникой, повышения уровня ее готовности и увеличения объемов механизированных работ.

Итак, состояние экономики сельского хозяйства в настоящее время диктует необходимость поиска новых подходов к инвестиционной политике и механизмам её реализации, а также к формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере. Одним из способов улучшения финансового состояния для предприятий агропромышленного комплекса является особая форма инвестирования - лизинг.

Использование лизинга в комплексе мер поддержки сельского хозяйства, служит эффективным инструментом формирования инвестиционной привлекательности АПК, тем самым обеспечивая восстановление и активизацию воспроизводства активной части основных средств.

Экономические преимущества лизинга в АПК очевидны, это:

  • доступность приобретения любой сельскохозяйственной техники отечественного и импортного производства любой стоимости без начальных финансовых взносов;
  • высокая гибкость, которая дает возможность оперативно реагировать на изменения в рыночной инфраструктуре при приобретении оборудования;
  • широкий спектр сервисных услуг после приобретения техники;
  • финансовые лизинговые платежи, которые содействуют стабилизации финансовых планов лизингополучателя и частично смягчают последствия инфляционных процессов
  • налоговые льготы.

 

 

Заключение

 

Итак, проведенный анализ теоретических подходов к формированию лизинговых отношений в России позволил сделать следующие выводы.

Под лизингом следует  понимать весь комплекс экономических  отношений, складывающихся в основанной на кредите инвестиционной операции, состоящей из покупки и последующей аренды актива.

Лизинг содержит в  себе одновременно свойства кредита, финансово-инвестиционной и арендной деятельности, которые  неразрывно связаны друг с другом и образуют новую форму бизнеса.

Информация о работе Лизинг в агропромышленном комплексе России