Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

В России транспортно-экспедиционные организации быстро развиваются в ответ на требования рынка. Однако, ввиду отсутствия необходимой научно-методической базы по регулированию качества оказываемых услуг, уровень предлагаемого ими сервиса не соответствует мировым стандартам. Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) в нашей стране в большинстве случаев не является комплексным: транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие экспедиционные виды работ разбиваются на самостоятельные операции, выполняемые разрозненными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок..docx

— 163.74 Кб (Скачать файл)

При смешанных автомобильно-железнодорожных перевозках могут быть два варианта:

1) транспортно-экспедиционное  предприятие сопровождает груз  от склада грузоотправителя до  железнодорожной грузовой станции.  В этом случае предприятие  выполняет операции, связанные с  доставкой и сопровождением груза  до грузовой станции, отправлением  груза в адрес грузополучателя,  производством оплаты за перевозку  груза по железной дороге. Документом, свидетельствующим о выполнении  транспортно-экспедиционных операций, является квитанция железнодорожной  накладной.

2) транспортно-экспедиционное  предприятие принимает на себя  все операции, связанные с доставкой  груза со склада грузоотправителя  на склад грузополучателя. При  этом предприятие отправляет  продукцию от своего имени  с грузовой железнодорожной станции  и посылает документы транспортно-экспедиционному  предприятию пункта назначения  с поручением получить груз  и доставить его грузополучателю. 
       Плата за экспедиционные операции, выполняемые автотранспортным предприятием, включена в тарифы на перевозку грузов. За экспедирование груза специальными экспедиторами плата взимается в размере 20% основного тарифа. 
       Погрузочно-разгрузочные работы оплачиваются за тонно-операцию. 
       В дополнение к расходам на перевозку существуют также расходы на страхование товаров, находящихся в пути. Эти расходы оплачиваются либо грузоотправителем, либо грузополучателем в соответствии с условиями договора.

 

 

 

 

 

 

 

3. ФОРМЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ

         Когда транспортно-экспедиционные операции выполняют не сами отправители или получатели, а по их поручению специализированная организация, такая организация носит название транспортно-экспедиционной. В перевозочном процессе транспортно-экспедиционные организации выступают в роли посредника между грузовладельцем и перевозчиком. 
        Транспортно-экспедиционная организация выполняет роль организатора производства всех вспомогательных транспортных операций по единой прогрессивной технологии, о своевременности и качества выполнения вспомогательных операций зависит регулярность работы железнодорожного транспорта в целом. Централизованное выполнение транспортно-экспедиционного обслуживания силами специализированной организации вспомогательных работ значительно снижает стоимость этих операций. 
        Транспортно-экспедиционное обслуживание является необходимым звеном транспортного конвейера, без нормального функционирования которого нельзя осуществлять перевозочный процесс в оптимальном режиме. Оно обеспечивает ускорение доставки и повышение степени сохранности грузов, способствует организации ритмичности перевозок и регулярности поставок продукции, наиболее интенсивному использованию перевозочных средств, росту производительности труда на вспомогательных транспрртно-экспедиционных операциях на стыковых пунктах и, в конечном счете, значительному сокращению транспортных издержек. 
        Транспортно-экспедиционная деятельность может быть частичной или полной. Частичное обслуживание имеет место, когда выполняются транспортно-экспедиционные операции только при отправлении и прибытии или перевалке грузов или только транспортные операции. Полное транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает выполнение всего комплекса операций без участия владельца груза. При этом организация берет на себя ответственность за доставку груза от склада отправителя до склада получателя. Полное транспортно-экспедиционное обслуживание осуществляют железнодорожные. организации. Другие организации обслуживают владельца груза частично. При этом между ним и железными дорогами находится посредник, деятельность которого требует дополнительных затрат из-за дублирования штата на станциях и вызывает задержку грузов. Такое транспортно-экспедиционное обслуживание называют еще местным. В этом случае организация - посредник, выполняющая транспортно-экспедиционные операции с грузом в пункте отправления, не несет ответственности за его доставку по назначению. В пункте прибытия груза либо действует другая организация, либо эти операции выполняет сам получатель. 
         Транспортно-экспедиционное обслуживание может осуществляться как при перевозках грузов внутри страны, так и в международном сообщении. 
        Транспортно-экспедиционное обслуживание может осуществляться в зависимости от объема и характера операций средствами специализированных и неспециализированных предприятий и организаций. К числу неспециализированных организаций железнодорожного транспорта относятся станции, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, расчетные конторы, отделения дорог, узловые расчетные конторы и другие. Эти организации могут взять на себя выполнение всех или части транспортно-экспедиционных операций. Например, станции и механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ выполняют полный комплекс транспортно-экспедиционного обслуживания отправителей и получателей, включая централизованный завоз и вывоз грузов: расчетные конторы отделений и узловые расчетные конторы -только оформление перевозочных документов и расчетные операции за перевозку грузов, а также дополнительные операции. 
          При необходимости железные дороги могут создавать в установленном порядке специализированные транспортно-экспедиционные организации и предприятия, городские товарные станции, дистанции контейнерных перевозок и транспортно-экспедиционных операций, транспортно-экспедиционные конторы, агентства и др. К специализированным организациям автомобильного транспорта относятся транспортно-экспедиционные конторы, комбинаты, тресты, агентства, управления и др. 
           Экономически наиболее целесообразно организовать всю транспортно-экспедиционную работу в системе железнодорожного транспорта, на долю которого приходится 90% перевозок, требующих экспедиционного обслуживания. Для этого дороги располагают складами, погрузочно-разгрузочными машинами, контейнерами, поддонами, служебными помещениями, средствами связи, постоянными рабочими, т.е. всем, что необходимо для транспортно-экспедиционного обслуживания и обеспечивает единую ответственность за весь цикл транспортирования груза с момента приема на складе отправителя до сдачи на складе получателя. Это исключает многократную передачу грузов и документов в процессе перевозки, устраняет дублирование и параллельное выполнение ряда операций, значительно повышает производительность труда и позволяет снизить себестоимость экспедиционных операций. Железные дороги могут осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, учреждений и граждан. Им предоставлено право содержать транспортно-экспедиционные организации за счет платежей, поступающих за выполняемые операции. Транспортно-экспедиционные организации за счет платежей, поступающих за выполняемые операции. Транспортно-экспедиционные организации, принадлежащие не железнодорожному транспорту, а автомобильным предприятиям, городским администрациям и др., пользуются правами отправителей и получателей грузов и выполняют аналогичные обязанности. 
         Организационная форма транспортно-экспедиционных предприятий зависит от того, в чьем ведении они находятся и располагают ли собственным автомобильным транспортом. 
        В сети железных дорог применяются следующие формы организационного осуществления транспортно-экспедиционных операций:

- транспортно-экспедиционная  деятельность осуществляется железнодорожными  станциями и автомобильный транспорт  для их выполнения принадлежит  также железным дорогам;

- транспортно-экспедиционное  обслуживание возложено на железнодорожные  станции, но автотранспорт находится  в ведении автомобильных организаций  и доставка грузов происходит  на договорных условиях (Свердловск, Пермский, Новосибирский и другие  узлы);

специализированная транспортно-экспедиционная организация находится в ведении  городской администрации, ей же принадлежат  и автомобильные предприятия, осуществляющие завоз и вывоз грузов (Московский узел);

- транспортно-экспедиционная  организация принадлежит министерству  транспорта, которое прикрепляет  к ней специализированные автомобильные  хозяйства (Киевский, Рижский, Горьковский,  Алматинский и др. узлы);

- транспортно-экспедиционное  обслуживание при любых его  формах предусматривает обязательный  централизованный завоз грузов  на станции и вывоз прибывших  грузов автомобильным транспортом.

         В рыночных условиях наиболее эффективной формой транспортно-экспедиционного обслуживания становятся специализированные фирмы, общества с ограниченной ответственностью. 
        Применение наиболее совершенной формы организации транспортно-экспедиционной деятельности способствует повышению качества и культуры грузовой и коммерческой работы транспорта, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в перевозках, страховании грузов, контроле их передвижения, современной погрузке, выгрузке и доставке.

 

4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИЙ  СЕРВИС

        Необходимость комплексного экспедиторского обслуживания внешнеторговых перевозок грузов была осознана многими представителями внешнеэкономического комплекса. Кое-где грузовладельцы объединяют свои ресурсы и совместно создают общие экспедиторские организации. Интерес к развитию внешнеэкономического экспедиторского дела проявляют почти все транспортные ведомства, экспедиторские предприятия внешнеэкономического профиля могут возникнуть практически повсеместно на базе автотранспорта, железных дорог, торговли, агропрома и других организаций, имеющих в своем распоряжении склады, средства механизации, автомобили, контейнеры/рабочую силу, средства связи т.д. 
        Однако без организующего и направляющего начала стихийный процесс образования экспедиторских предприятий был бы медленным, от этого пострадали бы внешняя торговля, развитие современных транспортных технологий. 
         Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). Эта организация занимается вопросами транспортно-экспедиторского обслуживания на мировом уровне, а также защищает интересы экспедиторов. 
        Федерация была основана 16 национальными ассоциациями экспедиторов 31 мая 1926 г. в г. Вене. 
        ФИАТА - неправительственная, некоммерческая международная организация. Штаб-квартира находится в Швейцарии. 
         Главная цель ФИАТА - обеспечение интересов экспедиторов на международном уровне. В этой связи основные задачи организации: объединение экспедирования как отрасли и доведение до общественности экспедиторских услуг при помощи соответствующих публикаций и других мер по привлечению общественного внимания; улучшение качества услуг организаций - членов ФИАТА путем внедрения стандартных экспедиторских документов, стандартных торговых условий, обмена информацией и организацией исследований; защита интересов экспедирования путем участия в качестве советников или экспертов в заседаниях других международных организаций; профессиональное обучение на международном уровне; поиск практических решений технических вопросов, возникающих в рамках работы комитетов; способствование установлению хороших деловых отношений среди экспедиторов; развитие связи с перевозчиками и их организациями; упрочение связи с фирмами - экспортерами и их организациями; способствование развитию международной торговли и товарообмена между всеми странами мира.

      В соответствии с Уставом предусмотрены две категории членства.

1. Действительные члены  ФИАТА, ими могут быть все  национальные экспедиторские ассоциации  или отдельные фирмы, зарегистрированные  в стране, где они являются  единственной организацией, осуществляющей  экспедиторские функции. 
2. Ассоциированные члены, они могут быть представлены частными экспедиторскими фирмами, таможенными брокерами, местными группами экспедиторов и другими частными объединениями, имеющими общие интересы с ФИАТА (например, порты, аэропорты и т.д.). 
       Членами ФИАТА являются около 35 тыс. экспедиторских фирм из 130 стран мира. Членами ФИАТА являются в/о РФ “Союзвнештранс”, ЦФТО (дочернее государственное предприятие РГП “Казахстан темир жолы").

Органы ФИАТА - Генеральная  ассамблея, Исполнительный комитет. Президиум, Секретариат и комитеты. Высшим органом  ФИАТА является Конгресс, который  проводится в разных странах через  один год по приглашению какой-либо организации. 
      В составе ФИАТА работают 9 технических комитетов:

1. Комитет по связям  с общественностью.

2. Комитет по юридическим  вопросам, документации и страхованию:  устанавливает минимальные стандартные  условия для экспедиторов, составляет  новые документы ФИАТА, совершенствует  стандартные документы, а также  способствует развитию страховой  ответственности экспедиторов.

3. Комитет по железнодорожному  транспорту:

способствует упрощению  процедур при передвижении грузов через  пограничные железнодорожные станции, получает от железных дорог выгодные условия и тарифы, укрепляет связи  с Международным союзом железных дорог (МСЖД).

4. Комитет по автотранспорту: способствует решению проблем,  связанных с помехами в движении  и с транспортировкой опасных  грузов, укрепляет связи с Международным  союзом автомобильного транспорта (МСАТ).

5. Комитет по авиаперевозкам: способствует развитию и защите  интересов экспедиторов при авиаперевозках  с помощью института авиаперевозок,  ведет поиск путей к совершенствованию  тарифов и условий перевозки,  развивает связи с международной  ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).

6. Комитет по морским  и смешанным перевозкам:

устанавливает взаимовыгодные сотрудничества между экспедиторами  морских перевозок, сотрудничает с  конференциями и международными организациями, а также способствует улучшению морских и смешанных  перевозок.

7. Комитет по таможенным  вопросам: помогает экспедитору  в осуществлении его деятельности  в качестве таможенного брокера,  укрепляет сотрудничество с организациями  при ООН и Советом таможенного  сотрудничества.

8. Комитет по профессиональному  обучению:

осуществляет программу  ФИАТА по обучению в странах- членах и организует обучающие семинары.

9. Комитет по упрощению  торговых процедур:

способствует упрощению  торговых процедур, обеспечивает информацией  членов ФИАТА.

       Каждый комитет заседает обычно 2 раза в год. 
       Бюджет ФИАТА образуется в основном из ежегодных взносов стран-членов, а также из вступительных взносов и доходов от продажи документов. 
       Деятельность ФИАТА выражается в организации и проведении конгрессов и генеральных ассамблей, ежегодных открытых форумов, рабочих заседаний технических комитетов и различных временных рабочих групп. 
       Одним из значительных достижений ФИАТА явились разработка и внедрение в практику экспедиторских документов, получивших официальное признание во всем мире:

- экспедиторская расписка (ФУР);

- транспортный сертификат  экспедитора (ЮУР);

- коносамент ФИАТА на  смешанные перевозки (ФБЛ);

- складская расписка (ФВР);

- декларация грузоотправителя  на перевозку опасных грузов (СДИ).

       Значительное место в практической деятельности ФИАТА занимает предоставление услуг своим организациям-членам; оказание различного рода консультаций, касающихся экспедирования грузов.

       Ежеквартально ФИАТА публикует выпуск новостей по общим проблемам транспортно-экспедиторской деятельности. Официальные языки - английский, французский и немецкий. С целью ускорения процесса формирования экспедиторских предприятий была образована Ассоциация железных дорог СНГ - негосударственная организация, поставившая одной из своих целей повышение качества перевозок по территории России и других стран СНГ. 
       До недавнего времени все доходы от перевозки внешнеторговых грузов поступали в госбюджет. Инвалютные доходы были недосягаемы для отдельных железных дорог, которые выступают как перевозчики экспортно-импортных грузов. Ассоциация • железных дорог и была создана для совершенствования отраслевой внешнеэкономической деятельности. 
       Ассоциация включает все железные дороги государств СНГ, дороги стран Балтии, а также научно-производственное объединение “Союзжелдоравтоматизация”, внешнеторговую фирму “Желдорэкспорт”, Главный вычислительный центр и Канадский вагоноремонтный завод. Ассоциация выполняет следующие главные задачи: перевозка внешнеторговых грузов, транзитные перевозки грузов иностранных грузовладельцев, информационное обслуживание зарубежных потребителей транспортных услуг на коммерческой основе, арендные операции с подвижным составом, а также организация железнодорожного туризма. Все это делается с высоким качеством. В частности, фирменные поезда стали уже привычной формой обслуживания и в области грузовых перевозок; увеличиваются контейнерные перевозки. Причем из Азии в Европу становится выгоднее возить грузы по железной дороге, нежели морским путем. В связи с этим сохранение “контейнерного моста” между Европой и Азией, способного выдержать конкуренцию с морскими судоходными компаниями, - главная задача Ассоциации. 
        Одной из задач Ассоциации является также улучшение обслуживания грузовых .перевозок, а без заинтересованности каждой железной дороги это трудно сделать. Объединение железных дорог дает им возможность работать на новом качественном уровне, заинтересовывает тем, что более высокий уровень обслуживания грузовладельцев позволяет и хорошо зарабатывать. Создана экономическая модель, по которой каждая дорога получает свою прибыль и в валютных отчислениях. Но Ассоциация на только заботится об интересах своих участников, но и делает шаг для расширения транспортных услуг грузовладельцам. И в этом направлении только начинается работа по использованию существующих больших возможностей. 
        Ассоциация явилась одним из учредителей акционерного товарищества “Аппарель”, которое занимается перевозкой автомобилей.

        Для успешного решения всех вопросов, связанных с перевозкой по железным дорогам таких транспортных средств, необходимо создать специальные терминалы в портах (в частности, в Находке), и железнодорожных станциях, площадки для выгрузки, накопление автомобилей и многое другое. Все этот даст возможность модернизовать материальную базу железных дорог, повысить эффективность работы. 
       Еще одна разрабатываемая Ассоциацией транспортная услуга - перевозка скоропортящихся грузов. Западные фирмы готовы предъявить к перевозкам мясо, рыбу, молоко, яйца в рефрижераторных контейнерах в объеме, по оценкам внешнеторговой фирмы “Союзтранзит”, 500 тыс. в год. Для этого потребуется 13-14 тыс. сорокафутовых рефрижераторных контейнеров. Ставка фрахта из Европы в Японию за один контейнер будет достаточно высокой. Но экономическая целесообразность транзитных перевозок скоропортящихся грузов по Транссибу и Трансазиатской магистралям обусловливается на 1/3 более короткой протяженностью пути по сравнению с южным трансокеаническим направлением перевозок. 
        Вообще в вопросе транспортировки скоропортящихся грузов Ассоциация нашла вариант, выгодный для потребителей этой продукции. До сих пор перевозки таких грузов происходили с нарушением холодильной цепи, в частности из-за отсутствия хранилищ в пунктах перевалки. С участием железных дорог создается контейнерно-транспортная система, использующая крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры. Для этого требуются значительные капитальные вложения, но эта работа нужная. Дирекция Ассоциации решает некоторые другие вопросы, связанные с работой “контейнерного моста” между Азией и Европой. Ассоциация также не выпускает из поля зрения комплекс услуг клиентам, чтобы, отдав свой груз перевозчику, они были уверены в высоком качестве с точки зрения времени доставки и сохранности грузов. 
        Реформа внешнеэкономической деятельности в странах СНГ в конечном итоге направлена на интеграцию национальных экономик в мировое хозяйство. В продвижении в этом направлении очень важно совершенствовать транспортное обслуживание внешнеэкономических связей с зарубежными странами. А транспортно-экспедиторский сервис должен соответствовать качеству и уровню обслуживания, установившемуся в международных перевозках, иначе он окажется просто неконкурентоспособным. В этой связи полезно изучение и распространение в СНГ зарубежного опыта экспедирования грузов, а также сотрудничество в области транспортно-экспедиторского обслуживания. С этой целью и была создана совместная германо-российская транспортно-экспедиторская фирма Весотра, специализирующаяся на грузовых перевозках между ФРГ и СНГ. 
        Предметом деятельности являются осуществление транспортно-экспедиторской работы в сообщении между СНГ и ФРГ всеми видами транспорта, в т.ч. транспортировка сборных грузов, экспедирование экспортно-импортных грузов из СНГ транзитом через ФРГ, координация и посредничество при подготовке грузов для перевозок в транзите через СНГ и третьи страны, осуществление упаковки и хранения и любой другой вид деятельности, необходимой для нормального функционирования фирмы. 
       Концерном “Союзвнештранс”, помимо Весотра, созданы аналогичные совместные фирмы в Австралии, Италии, Афганистане, Иране, Финляндии. Весотра существует с 1976 г. и осуществляет в настоящее время примерно 50% перевозок между ФРГ и СНГ. 
        Это единственная транспортно-экспедиторская фирма, имеющая собственные бюро на всех пограничных переходах главных транзитных путей, сотрудничает с соответствующими железными дорогами, авиакомпаниями, а также автотранспортными предприятиями 'и пароходствами, гарантируя беспрепятственную транспортировку грузов по железной дороге, самолетами, автомобилями, пароходами и в контейнерах из и в СНГ. Центральное бюро фирмы в Кельне подразделяется на три функциональных отдела: железнодорожный, автомобильный и водный. 
         Договоры с железными дорогами России, Беларуси, Литвы и Украины дают Весотре возможность наблюдать все железнодорожные перевозки, которые осуществляются под ее контролем, чтобы вмешаться для решения возникающих проблем. Эта ситуация позволяет фирме создать комплексную транспортную сеть от отправителя до получателя и обеспечить надежную транспортировку грузов. 
         Фирмы - партнеры Весотры, которые занимаются более 20 лет упаковкой грузов специально для экспорта в бывший СССР, предлагают целую сеть своих отделений в Германии. Это позволяет производить упаковку грузов на заводах-изготовителях, на упаковочных предприятиях или даже непосредственно в порту перед погрузкой на суда. 
         Весотра имеет собственные бюро во Франкфурте-на-Одере, Берлине, Магдебурге, Ростове, Любеке, Мукране, а также несколько дочерних фирм в сопредельных и дальних странах. В Восточной Европе Весотра имеет дочерние фирмы в Польше, Чехии и Словакии. Представлена Весотра посредством собственных бюро, представительств в ряде совместных предприятий в важнейших промышленных центрах СНГ: Москве, Бресте, Киеве, Львове, Воронеже, Кемерове, Красноярске, Нижнем Новгороде, Ташкенте, Бишкеке.

Информация о работе Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок