Макроэкономическое равновесие в открытой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире нет экономики, которая не связана с внешним миром и не обменивается с другими странами товарами, услугами, инвестициями и финансовыми активами. С этой точки зрения полностью «закрытой экономики» не существует. Интенсивность международных связей постоянно возрастает, по мере усложнения структуры производства, потребления, развития финансовых рынков. При достижении определенного уровня интенсивности внешнеэкономических связей поведение экономики не может достаточно точно описываться только на основе методологического аппарата, адекватного экономике, характеризующейся невысокой относительной интенсивностью внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение………………………..…………………………………………………. 3
1. Понятие и виды открытой экономики…………..……………………………. 5
2. Внутреннее и внешнее равновесие…………………………………………… 12
3. Модель малой открытой экономики (модель Мандела-Флеминга)…..…… 27
4. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей………………. 32
Заключение……………………………………………………….……….……… 41
Список использованных источников………………………….……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.docx

— 184.60 Кб (Скачать файл)

В соответствии с реализацией принципа многовекторности в международном сотрудничестве определены следующие приоритеты:

  • углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономического пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ);
  • включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции;
  • расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Укрепление  интеграционного процесса со странами СНГ будет способствовать более  быстрому вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество.

Для расширения взаимоотношений с Европейским  союзом необходимо проводить работу по эффективному включению белорусской  экономики в европейские международные  экономические, финансовые, научные, экологические  структуры, содействовать углублению такого сотрудничества, развивать межрегиональные хозяйственные связи, принимать активное участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организации, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций.

Следует расширить внешнеэкономическое  сотрудничество с соседними государствами — кандидатами в Европейский союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие трансграничного сотрудничества.

Перспективным является расширение внешнеэкономических  связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией.

В целях  реализации задач внешнеэкономической  политики Республики Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества, в частности участвовать в реализации программ ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программы по окружающей среде (ЮНЕП), а также сотрудничать с Глобальным экологическим фондом (ГЕФ).

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику  невозможна без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование применения мер нетарифного регулирования) [4, с. 305].

Анализ  изменения таможенных пошлин, согласованных Российской Федерацией при вступлении в ВТО, показал, что в течение первого года после вступления ни одна ввозная пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от года до 7 лет. В течение этого периода пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 9,5 до 7,3%, по сельскохозяйственной продукции - с 13,2 до 10,8%.

Сохранится  относительно высокий уровень таможенно-тарифной защиты на продукцию сельского хозяйства (в течение переходного периода, до 2020 г.). Самые высокие тарифные пошлины (от 55 до 80%) имеет продукция, в отношении которой установлены тарифные квоты (говядина, свинина, мясо птицы) [13, с. 74].

Для белорусских  субъектов хозяйственной деятельности в период до 2015 г. реальная угроза потерять российский рынок в результате присоединения России к ВТО невелика. Предполагается, что по некоторым группам товаров объемы белорусского экспорта в Россию могут увеличиться, в частности: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства; сельскохозяйственные машины и оборудование; удобрения, шины, транспортные средства, изделия из металлов, строительные материалы и пр.

В перспективе  насыщение импортом из третьих стран части сегментов российского рынка, рост иностранных инвестиций, приход современных технологий обеспечат развитие и дальнейшую модернизацию российских предприятий, что будет сдерживать спрос на белорусские товары, среди которых: мясная продукция, стройматериалы, металлы, продукция автомобилестроения, сельскохозяйственная техника, бытовая техника, аппаратура для радио, телевидения и связи.

Таким образом, в январе-мае 2012 г. по основным показателям внешней торговли наблюдалось значительное превышение показателей, установленных прогнозом (согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23.12.2011 г. № 590). Так, темп роста экспорта товаров и услуг превышал установленные прогнозные значения на 21,3 п.п., отношение сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП было выше прогнозного на 11 п.п. [13, с. 76].

Основной  фактор развития данной тенденции в анализируемом периоде - существенный в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года рост экспорта по отдельным товарным группам - нефтепродуктам, растворителям и разбавителям, смазочным материалам, грузовым автомобилям, которые в совокупности обеспечивают более 90% абсолютного прироста экспорта товаров. В то же время сдерживали рост импорта главным образом снижение средних цен на природный газ и сокращение физических объемов ввозимых легковых автомобилей.

Для защиты интересов белорусских товаропроизводителей, сохранения объемов национального производства и уровня занятости в Республике Беларусь необходимо реализовать следующие меры:

  • продолжить работу по приведению законодательства в соответствие требованиям ВТО для завершения процесса вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию;
  • определить перечень продукции, на которую должны быть установлены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин и определить величину повышенной ставки. Необходимо подчеркнуть, что данные меры отвечают мировым тенденциям, однако при длительном применении ведут к снижению благосостояния страны. Введение протекционистского режима должно быть исключительной мерой, а их применение - носить временный характер, чтобы стимулировать повышение конкурентоспособности товаров национальных товаропроизводителей, а не усугублять их изолированность и технологическую отсталость;
  • установить пониженные или нулевые ставки ввозных пошлин на все товары, которые поставляются в страну для использования в производстве, или на продукцию, производство которой в стране отсутствует;
  • разработать предложения по снижению экспортных таможенных пошлин с целью уменьшения уровня налоговой нагрузки на экспорт;
  • передать данные предложения по защите национальных товаропроизводителей и внутреннего рынка на согласование в Комиссию по таможенно-тарифному регулированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России.

Для расширения внешнеэкономической деятельности предстоит активизировать участие  Республики Беларусь в работе международных  экономических и финансовых организаций: Международного валютного фонда, группы Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с этими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках

Перспективная форма интеграции экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных  связей — формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных  корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграционные отношения с участием межгосударственных финансовых и нефинансовых корпораций, создавать транснациональные структуры, межгосударственные альянсы предприятий. Статус малой индустриальной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегии проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных пpoизводственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет более устойчивой и иметь больший потенциал развития.

Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике  является создание и развитие свободных  экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса.

Сотрудничество  Беларуси со странами Азии, Африки и  Латинской Америки ориентировано  на достижение нового качества отношений, на развитие направлений, ранее не входивших  в сферу ее активной политики. Страны данного региона, реально претендующие на роль глобальных величин, представлялись важными объектами внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в рамках выделенных основных направлений  и приоритетов Республика Беларусь стала развивать полномасштабное  политическое, экономическое, правовое, социально-гуманитарное, культурное и природоохранное международное сотрудничество на базе двусторонних, региональных и многосторонних отношений. Особое значение приобрело установление всеобъемлющих межгосударственных, межправительственных и межпарламентских контактов и связей, создание прочной международно-правовой основы долговременных отношений с зарубежными странами.

Республика  Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. Правовое регулирование внешнеэкономических связей Беларуси обеспечивают более 80 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с более 50 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира [11, с. 800].

Наша  страна имеет общее положительное  сальдо со странами вне СНГ в торговле как товарами, так и услугами, которое в последние годы увеличивается. К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ можно отнести государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 50 млн. дол. США в год. Таких государств в 2011 г. было 24, в том числе 17 с товарооборотом более 100 млн. дол. США, и их удельный вес в товарообороте Беларуси со странами вне СНГ составил соответственно 82,4 и 79,2% [12, с. 601].

Беларусь  активно сотрудничает в экономической  сфере со странами Европейского союза (ЕС). На долю последнего приходится около 20% внешнеторгового товарооборота Беларуси.

Торговля  со странами-членами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.

Главными  торговыми партнерами Беларуси из стран  ЕС являются Германия и Великобритания. Необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Определилась тенденция сокращения отрицательного сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.

Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференций ЕС. Благодаря этому около 80% белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно.

Расширению  интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление на европейский рынок сельскохозяйственной продукции.

Ориентация  национальной экономики Беларуси на экспорт не позволяет ей замкнуться в узкогеографических границах постсоветского и европейского пространств и  требует поиска новых рынков сбыта  продукции во всех частях света.

Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия, на долю которых в приходится соответственно 2,1 и 0,8% общего товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Израиль, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами. Отрицательное сальдо — с Японией, Кореей и Турцией.

Особый  интерес для расширения внешнеэкономических  связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, Южно-Африканскую Республику и Гану [11, с. 805].

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в открытой экономике