Макро и микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:56, реферат

Краткое описание

Термин «политическая экономия» появилась к книге французского экономиста, меркантилиста Антуана Монкрентьена «Трактат политической экономии». Возникновение термина «экономикс» - наука об экономике, хозяйство, выгодность, практицизм, целесообразность - нет таких значений как система мироздания, постепенное раскрытие истины, божественный промысел, которые несет слово "экономика" - связано с именем английского экономиста второй половины 19 века Альфреда Маршалла.

Содержание

Введение.............................................………………...………….………………...……..........3

1.Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть…….........................3
1.1 Спрос. Факторы формирования спроса……………..........................3
1.2 Предложение……………………....…............................................5
1.3 Микроэкономический анализ…………….……..……...................6
2. Макроэкономика.……….………………………...…...........................................7
2.1 Инструменты и цели макроэкономической политики…….......7
2.2 Методы макроэкономики. Макроэкономические проблемы 8

Заключение………………………………………….…….……................................................9

Список библиографических источников…..………………..................................... 10

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 37.86 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ)

Кафедра архитектурной практики

Основы экономической теории

 

 

Реферат:

ПОНЯТИЕ МАКРО- И МИКРО ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Макаренко Петр Алексеевич

Выполнила студентка III курса 14  группы

Юлаева Р. И.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014  

Содержание

 

Введение.............................................………………...………….………………...……..........3

 

1.Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть…….........................3

   1.1 Спрос. Факторы формирования спроса……………..........................3

   1.2 Предложение……………………....…............................................5

   1.3 Микроэкономический анализ…………….……..……...................6

2. Макроэкономика.……….………………………...…...........................................7

   2.1 Инструменты и цели макроэкономической политики…….......7

   2.2 Методы макроэкономики. Макроэкономические проблемы 8

 

Заключение………………………………………….…….……................................................9

 

Список библиографических источников…..………………..................................... 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «политическая экономия» появилась к книге французского экономиста, меркантилиста Антуана Монкрентьена «Трактат политической экономии». Возникновение термина «экономикс» - наука об экономике, хозяйство, выгодность, практицизм, целесообразность - нет таких значений как система мироздания, постепенное раскрытие истины, божественный промысел, которые несет слово "экономика" - связано с именем английского экономиста второй половины 19 века Альфреда Маршалла. Первоначально экономикс имел одну составляющую – микроэкономику; с тридцатых годов 20 века, с зарождением кейнсианства, появилась другая его составляющая макроэкономика. Таким образом, в настоящее время экономикс подразделяется на микроэкономику и макроэкономику. 

1. Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть

 

Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Для экономических объектов важной категорией является цена. Вот поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.

Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл, который по праву считается основоположником микроэкономики. Как считал Маршалл, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и факторы, которые на них влияют. Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответствующая часть микроэкономики:

в первой части рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют;

во второй части анализируется предложение;

в третьей части исследуется соотношение спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции;

в четвертой части изучаются проблемы ценообразования, факторов производства.

Таким образом, микроэкономика начинается с изучения спроса и предложения.

 

1.1. Спрос. Факторы формирования спроса

Спрос – это сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Иными словами спрос - это количество товара, которое может себе позволить потребитель, за определенную сумму в определенный период времени. Этот термин, а точнее его полный вариант «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Мальтус.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, которая называется законом спроса.

Закон спроса: чем выше цена на определенный товар, тем меньше спрос на этот товар, и наоборот чем ниже цена, тем выше будет спрос. Информацию о возможных величинах спроса можно представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса.

 

d – кривая спроса; P – цена на товар; Q – количество товара. Точки А и В означают, что по определенной цене можно купить определенное количество товара, то есть чем выше цена, тем меньшее количество товара покупатель может приобрести и наоборот

 

Кривая спроса описывает картину спроса на данном товарном рынке, то есть зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:

1) Какова  будет величина спроса при различных уровнях цен?

2) Как  изменится величина спроса при  некотором изменении цены?

Величина спроса – объем товара определенного вида, который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены этого товара.

Сдвиг кривой спроса вправо или влево, происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся:

1. Вкусы потребителя , то, что предпочитает носить потребитель.

2. Мода на определенный товар повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо и наоборот мода прошла спрос упал.

3. Доход . В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

4. Цены на сопряженные товары . Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие и дополняющие. Они по-разному влияют на спрос. Когда два продукта взаимозаменяемы рост цен на один из них вызовет увеличение спроса на другой. А когда два товара являются взаимодополняющими при росте цены на один, спрос на другой падает.

5. Сезон . В зависимости от времени года спрос на одни товары падает, а на другие возрастает.

6. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос.

7. Изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские товары.

Для определения чувствительности одного из факторов в результате воздействия на него другого используется понятие эластичности.

Эластичность – (от греч. elasticos - гибкий) - мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый[3] . Существует несколько видов эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 процент. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 процент.

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности (k).

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса к снижению цен. Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной слабой или нейтральной. Каждая реакция порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный и спрос, имеющий единичную эластичность.

 

1.2 Предложение и факторы формирующие  его

 

Предложение — это сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени от уровня цен, по которым этот товар может быть продан. Таким образом, предложение представляет собой количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале. В рыночной экономике действует закон предложения, согласно которому предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цены к ее уменьшению. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

P – цена товара; Q – количество товара; S – кривая предложения

Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина предложения, движение происходит вверх или вниз по кривой. Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов.

Неценовые факторы, влияющие на предложение следующие:

1. Цены  на ресурсы производства. Их снижение  уменьшит издержки производства  и увеличит предложение и сдвинет  кривую предложения вправо. Повышение  цен окажет обратное воздействие.

2. Технология  производства. Её совершенствование  снижает цены на ресурсы и  оказывает влияние, рассмотренное  в первом пункте.

3. Размер  налогов и субсидий. Повышение  налогов увеличит издержки производства  и сокращает предложение.

4. Цены  на другие товары. Фирма может  сократить производство одних  товаров, если повышается цена  на другие.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения, она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения.

Предложение неэластично , если изменение цены не вызывает изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным тогда, когда малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля.

Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков кривых.

Равновесная цена – это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи. Если цена будет выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и в результате произойдет затоваривание. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной.

 

1.3 Микроэкономический анализ

 

Предметом микроэкономики является механизм принятия экономических решений на уровне домашних хозяйств и фирм в заданных экономических условиях, а так же механизм формирования этих «заданных» условий в результате их совместных действий.

В микроанализе доход потребителей рассматривается как заданная величина, и акцент делается на распределении расходов домашнего хозяйства между различными товарами и услугами.

Исходной базой микроэкономического анализа является редкость благ. Блага – это способ удовлетворения потребностей, нужд человека. Есть два вида благ: даровые, объем которых больше потребностей людей и их потребление одними людьми не приводит к нехватке благ для других людей; и экономические блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей, которые доступны людям в объёме меньшем, чем эти потребности.

Исследование экономического поведения отдельных экономических субъектов в указанном аспекте и представляет собой область микроэкономического анализа. Особая его значимость заключается в том, что принимаемые на микроуровне решения действуют, совместно оказывая влияние на всю хозяйственную систему. Поэтому анализ экономического поведения на микроуровне является важнейшим звеном экономики.

Вывод: исходной базой макроэкономического анализа является редкость благ. Блага - это способ удовлетворения потребностей человека. Блага подразделяются на два вида экономические и даровые.

 
2. Макроэкономика

 

Макроэкономика – отрасль экономической науки, которая изучает функционирование национальной экономики в целом.

Возникновение макроэкономической науки относится к периоду 1930-х годов. Она была основана Джоном Кейнсом, который в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и что правильная налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу.

 

2.1 Инструменты и цели макроэкономической  политики

 

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

Система целей включает следующие элементы:

1. Высокий  и растущий уровень национального  производства, то есть уровень  реального валового внутреннего  продукта.

2. Высокая  занятость при небольшой вынужденной  безработице.

3. Стабильный  или плавно растущий уровень  цен в сочетании с определением  цен и заработной платы путем  взаимодействия спроса и предложения  на свободных рынках.

Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инструменты, которые оно может использовать для воздействия на экономику. Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способствующая достижению макроэкономических целей. Выделяют следующие инструменты макроэкономической политики:

Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование налогами с целью воздействия на экономическую ситуацию.

Информация о работе Макро и микроэкономика