Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1 Дать определение малому предпринимательству
2 Выявить его особенности
3 Определить место малого предпринимательства в экономике
4 Рассмотреть его эволюцию
5 Классифицировать проблемы малого бизнеса
6 Продумать возможные пути решения этих проблем
Введение 4
1. Характеристика малого бизнеса 5
1.1. Понятие малого предпринимательства 5
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства 6
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 14
2. Состояние малого предпринимательства в настоящее время 17
2.1. Темпы развитии малого предпринимательства 17
2.2. Теневая деятельность малого предпринимательства 20
3. Анализ финансовой устойчивости и структуры кадров малого предприятия (на примере ООО «Фирмы «Сатурн») 25
Заключение 27
Список использованных источников 30
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика предприятия»
на тему: “Малое предпринимательство в России: проблемы,
перспективы развития”
Выполнил: студент 2 – ЭД – 3с
Проверил: Трушкина А.П.
Санкт-Петербург
2011
Реферат
Курсовая работа содержит 30 страницы, 6 рисунков, 4 таблицы, 10 использованных источников.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Объектом исследования является прибыль ООО «Фирма «Сатурн».
Цель работы провести анализ финансовой устойчивости и структуры кадров малого предприятия (на примере ООО «Фирмы «Сатурн» ).
В результате исследования изучены теоретические аспекты проблем и перспектив развития малого предпринимательства в России, а так же проведён анализ финансовой устойчивости и структуры кадров малого предприятия ООО «Фирмы «Сатурн» за 2007-2009гг.
Содержание
Введение
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие малого предпринимательства
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
2. Состояние малого предпринимательства в настоящее время 17
2.1. Темпы развитии малого предпринимательства
2.2. Теневая деятельность малого предпринимательства
3. Анализ финансовой устойчивости и структуры кадров малого предприятия (на примере ООО «Фирмы «Сатурн»)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий
темпы экономического роста, структуру и качество валового национального
продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60- 70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной
рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе
развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем.
Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим
показателям развитых стран.
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого
предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1 Дать определение малому предпринимательству
2 Выявить его особенности
3 Определить место малого предпринимательства в экономике
4 Рассмотреть его эволюцию
5 Классифицировать проблемы малого бизнеса
6 Продумать возможные пути решения этих проблем
Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из
кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.
1. Характеристика малого бизнеса
1.1. Понятие малого предпринимательства
Основным фактором отнесения предприятия к малым является
среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -
50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с
Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.
1.2. Проблемы развития малого
предпринимательства
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально
развиваться?
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:
1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
4. Кредитная необеспеченность.
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
1. Недостатки налоговой системы
2. Отсутствие оборотных средств
3. Низкий платежеспособный спрос населения
4. Высокая арендная плата
5. Экономическая политика государства
6. Недоступность кредитов
7. Дороговизна сырьевых ресурсов
8. Слабое развитие внутреннего рынка
9. Высокие тарифы на перевозки.
10. Отсутствие производственных площадей.
Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов
предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки". Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.
Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации.
Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное объедение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.
Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное
предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий[6]. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый
бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть осударственной
собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на
конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий,
приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Одним из перспективных направлений поддержки малого
предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми
предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.
В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о
необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.
Созданию равных экономических условий мешает также деятельность
субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые
пытаются устанавливать произвольные налоги.
Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков
неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые
отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость
коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса - на 46,5%.
Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов):
- затраты на производство и реализацию - 15,3
- цены конкурентов - 16,5
- спрос со стороны покупателей - 15,4
- коммунальные тарифы - 5,2
- арендная плата - 8,1
- оптовые цены поставщиков - 14,6
- налоги - 10,2
- изменение курса валют - 14,7
Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.
Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого
предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.
Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.
Кредитные союзы - это сегодня, по сути, единственный финансовый
институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых
предприятий. В условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской
системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно.
Основная цель взаимного страхования заключается в перераспределении
рисков. Это особенно актуально для вновь созданных объектов малого
предпринимательства. По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства по Москве, около 75 % из общего числа охваченных обследованием малых предприятий вообще никогда не пользовались услугами страховых компаний. Основная причина кроется в том, что крупные страховые компании просто не рискуют их страховать.
Возрождение российского опыта по развитию взаимного страхования сегодня может стать первым шагом, направленным на расширение спектра страховых услуг для МП, который позволит минимизировать возможные финансовые потери, что повлечет за собой рост их деловой активности; расширить доступ к страхованию имущества и иных имущественных интересов (ответственности за причинение вреда, ответственности по договорам, предпринимательского риска); облегчить получение кредитных ресурсов на осуществление инвестиционных проектов за счет страхования рисков по этим проектам обществами взаимного страхования, участниками которых они являются; уменьшить число банкротств.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их
рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям различных форм собственности.
Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.
Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила
заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-
технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.
Российские ученые имеют много перспективных идей, но часто при этом не имеют коммерческих навыков, нам не хватает умения воплотить технологию в продукт, особенно продукт, пользующийся спросом. Перспективные идеи востребованы на Западе, но выход на иностранный рынок требует слишком много затрат, поэтому выход для предпринимателей состоит в том, чтобы развивать свое венчурное предприятие здесь, а ориентировать его в перспективе на иностранные рынки. Самыми перспективными направлениями венчура сейчас являются: медицина, энергетика, информационные технологии.
При разработке государственной поддержки для малого промышленного
бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от
перспектив развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с
диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая
промышленность), вторая - те отрасли, в которых возможности для развития
малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Т.к. у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.
1.3. Преимущества и недостатки
малого бизнеса
Преимущества:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
Недостатки:
1. По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. МП зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики.
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
2. Состояние малого предпринимательства
в настоящее время
2.1. Темпы развития малого предпринимательства
За последние годы структура малого предпринимательства изменилась слабо: на первом месте торговля и общепит, на втором строительство, на третьем промышленность, что отображено в таблице.
Таблица 2.1- Отраслевая структура малого предпринимательства, 2008г.(в %)
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок ниже показывает, что происходил значительный рост числа малых (включая микро-) предприятий в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Количественно сектор значительно
вырос. По состоянию на 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее.
Рисунок 2.1 - с 2008 года - новая система статистического учета МС
При этом активнее всего «рос» микросектор с числом занятых до 15 человек (на 30,6%) и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%). Если же учитывать еще и средние предприятия, и индивидуальных предпринимателей, то прирост числа «игроков» в сектор МСП в 2009 году по сравнению с предыдущим составил 9,3% (с 5126,9 до 5605,8 тыс. единиц).
На первый взгляд, кажется, что, несмотря на кризис, сектор не только не пострадал, но и продемонстрировал «бурный» рост предпринимательской активности, что должно было повлечь за собой и рост спроса на внешнее (в том числе банковское) финансирование.
Однако, посмотрим, где «порылась собака». Фактически в 2009 году в связи
с кризисными явлениями в экономике произошло
сжатие сектора малого предпринимательства.Предприним
При том, что число малых и микропредприятий в прошлом году выросло, количество занятых на них
составило 98,9% от уровня предыдущего года (10 254,0 тыс. человек). Официальная динамика численности малых предприятий отражена на графике.
Рисунок 2.2 - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период, напротив, увеличился на 0,72 процентных пункта и составил 21,7%. Вывод один: не «потреблял» легальный сектор малого предпринимательства высвободившуюся рабочую силу с крупных производств, а даже сокращал собственную. А относительная доля занятых в секторе по отношению к экономике в целом «подросла» только за счет того, что крупный бизнес в кризис сокращал число своих работников в большей мере, чем это делали «малыши».
Номинальный объем оборота МП (малых и микро-) в 2009 году составил 90,3% от уровня предыдущего года (а с учетом индекса потребительских цен оборот сократился на 17%,составив 16 873,1 млрд. рублей).
2.2. Теневая деятельность малого
предпринимательства
По данным опроса руководителей МП, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе весьма велики: не регистрируются до 50 % МП, реальная занятость на МП выше примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90 %, оборот занижается в среднем на 70 %.
Формирование неучтенных наличных средств осуществляется из двух источников: за счет теневого производства (оборот, не отражаемый в отчетности) и за счет обналичивания.
Динамика оборота типичного малого предприятия, не отражаемого
в отчетности, и идущего на «обналичивание».
Рисунок 2.1- Теневой наличный оборот
В целом, теневая активность предприятий с относительно небольшим оборотом выше, чем у крупных предприятий.
Суммарному сокращению теневого наличного оборота по источникам формирования соответствует сокращение использования неучтенных наличных средств по основным направлениям, которое иллюстрируется рисунком.
Таблица 2.1 - Доля предприятий, делавших теневые выплаты по отдельным статьям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля фирм, использовавших теневые выплаты по всем статьям, постепенно сокращается. Что же касается удельного веса «неучтенки» в объеме фактической оплаты труда, аренды и сырья, то теневая составляющая прекратила сокращаться и в 2009 году даже несколько выросла (исключение составила только аренда). В конвертах выплачивается 30% зарплат, 21% расчетов с поставщиками проходит «втемную», а неформальные платежи за аренду оценены в 23,6% от общей арендной платы.
Рисунок 2.2. - Доля теневых выплат для основных статей расходов предприятий (для фирм, делавших соответствующие теневые выплаты)
Предприятия, находящиеся на негативных стадиях жизненного цикла, демонстрируют большую приверженность к оплате факторов производства «втемную». Особенно значительное (и статистически значимое) различие зарегистрировано по расчетам с поставщиками и оплате труда.
Со взятками ситуация последние годы хотя и изменяется в лучшую сторону, но происходит это довольно медленно – если в 2005 году доля выплат чиновникам или госорганам в виде взяток, подарков, неформальных платежей в обороте малого бизнеса достигала 5%, то в нынешнем году сократилась до 4%. Правда, если брать типичное предприятие, которое сталкивалось с необходимостью давать взятки, то на них уходило 8% оборота. А вот доля выплат «крышам», неуклонно сокращавшаяся в последние годы, упала ниже 2% (типичное предприятие, имеющее такую статью расходов, в 2009 году вынуждено платить 5,5%).
Рисунок 2.2 – Доля неформальных выплат
В 2009 году различия в доле взяток, подарков, неформальных платежей между предприятиями, находящимися на восходящих и нисходящих стадиях жизненного цикла, отсутствовали. Но если говорить о динамике данного показателя, то в 2005–2009 годах он снизился для группы предприятий на стадиях с отрицательной динамикой (с 5,7% до 3,9% в целом по выборке и с 9,5% до 7,9% для типичного предприятия, дававшего взятки) и практически не изменился для группы респондентов на стадиях с положительной динамикой (4,4% и 4,1% соответственно в целом по выборке и неизменные 7,9% для типичного вовлеченного в коррупционные отношения предприятия). Так что общее сокращение показателя опять же обусловлено вкладом предпринимателей, переживающих кризис развития либо спад.
Для оценки денежных перетоков на типичном малом предприятии средних размеров были использованы данные о структуре затрат на основные факторы производства: сырье – 50%, заработная плата – 25%, аренда – 12,5%. Исходя из этого доля теневых факторных расходов в 2009 году в общем обороте среднего предприятия составила: 6,5% на оплату труда, 2,5% на оплату аренды помещений, 9% - на теневых поставщиков. Исходя из этого на основе модели Мигина-Щетинина осуществлена следующая оценка денежных потоков на среднем малом предприятии.
3. Анализ финансовой устойчивости
и структуры кадров малого предприятия
(на примере ООО «Фирмы «Сатурн»)
Положение предприятия на рынке во многом определяется таким внутренним фактором, как кадровый персонал организации. Следовательно, имеет смысл провести анализ состава и структуры кадров ООО «Фирмы «Сатурн».
Таблица 3.1 - Состав и структура кадров ООО «Фирмы «Сатурн».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы 2. очевидно, что общее
число работников предприятия, включая
руководителей, составляет 21 человек.
Таблица 3.2 - Анализ финансовой устойчивости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, из данных показателей видно, что собственных средств у предприятия предостаточно. Значит, предприятие является финансово-независимым.
Рисунок 3.1 - Анализ финансовой устойчивости
Заключение
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
2. Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.
3. Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
4. В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.
5. Основными проблемами малого бизнеса являются:
- Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.
- Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.
- Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
- Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование.
Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.
- Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких
явлений, как:
а) Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
б) Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
в) Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
6. При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:
- Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.
- Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного
бизнеса.
- Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.
- Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
- Усовершенствовать законодательство.
Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и
политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития
малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах.
Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
2. Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. "О распределении фирм по размерам"//
Экономика и математические методы, том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.
3. Лиухто К. "Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности
предприятия на его эффективность"//Вопросы экономики, 2000 №1.
4. Клейнер Г. "Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя"// Вопросы экономики, 2000, №5.
5. Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.
6. Василий Аузан "Спусковой крючок"// Эксперт, 2001, № 3.
7.Семенов А., Агеев Д. "Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства"// Экономист, 2000, № 10.
8. Российский статистический ежегодник, 2000 г.
9. Российский статистический ежегодник, 2009 г.
10. Российский статистический ежегодник, 2008 г.
Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы, перспективы развития