Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Что такое «Малый бизнес». Его сущность и роль в экономике …………..5
2. Правовые основы деятельности малых предприятий: создание, государственная регистрация и ликвидация …………………………………..7
3. Проблемы развития малого бизнеса в России………………………………9
4 .Государственная поддержка малого предпринимательства…………… .11
5 .Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………13
6. Особенности налогообложения малого предпринимательства…………..16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по экономике.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

44% - опрошенных главной причиной  называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого  опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток  опыта в маркетинге, финансах, снабжении  и производстве;

15% - отсутствие опыта работы  в отрасли;

1% - небрежность в ведении дел;

1% - мошенничество или бедствие;

6% - иные причины, с которыми сталкиваются  руководители малых фирм.

Государственная поддержка малого предпринимательства

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

  • создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
  • концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
  • формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;
  • информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);
  • упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
  • формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых центров компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере  малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес -парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

 

Фонды поддержки малого предпринимательства

Фонд поддержки малого предпринимательства - в РФ некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства регулируется ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Основными направлениями деятельности Фондов поддержки малого предпринимательства являются:

а) содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

б) участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

в) участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

г) поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

д) содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

е) организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством Российской Федерации.

Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства формируются за счет средств федерального бюджета, а также за счет других источников, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственными и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в настоящем Федеральном законе.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по своему статусу и возможностям является уникальной государственной организацией, осуществляющей финансовую поддержку малого предпринимательства.

С участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации были созданы 75 государственных региональных и более 170 муниципальных фондов. Эти структуры используют средства Федерального фонда и региональных бюджетов, а также средства из других источников. Можно сказать, что вложения Федерального фонда дают кумулятивный эффект, позволяя привлечь дополнительные финансовые ресурсы.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основная задача Фонда - финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса в России.

Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных и межрегиональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, проводимые Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Особенности налогообложения малого предпринимательство

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует о наличии двух подходов к налогообложению субъектов малого предпринимательства: первый заключается в сохранении всех видов налогов, но предусматривает упрощение порядка их расчета, второй подход заключается в использовании специальных (льготных) режимов налогообложения.

Российская практика применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства (упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и общего режима налогообложения показала, что отдельные положения данных режимов налогообложения содержат серьезные проблемы, которые нуждаются в решении.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена несовершенством налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Общая система налогообложения (ОСН) является налоговым режимом "по умолчанию" - его обязаны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (УСН) или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН). Также общую систему налогообложения обязаны применять все предприятия, годовой доход которых превысил 60 млн руб. (в связи с тем, что превышение данной суммы дохода является критерием, в соответствии с которым налогоплательщик лишается права использовать УСН. 
Помимо уплаты всех основных налогов и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность - баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и ряд других отчетов. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и вправе делать это добровольно, для собственных целей. 
Перечислим основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем.

 
Налоги юридических лиц:

-налог на прибыль организаций; 
-налог на добавленную стоимость; 
-налог на имущество организаций.

 
Налоги индивидуальных предпринимателей: 
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ); 
- налог на добавленную стоимость; 
- налог на имущество физических лиц.

Также, вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или др.) и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (например, заработной платы своим работникам, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды, удерживать НДФЛ из заработной платы и других выплачиваемых физическим лицам доходов и перечислять его в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (система налогообложения в виде ЕНВД) - это специальный налоговый режим, применяемый в обязательном порядке налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, перечисленные в ст. 346.26 НК РФ, при условии, что он введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов или законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, режим в виде ЕНВД может применяться не на всей территории России, а только в тех ее субъектах административно-территориального деления, которые приняли соответствующие нормативные акты или законы. Нормативными актами муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) система налогообложения в виде ЕНВД может быть введена как в отношении всех видов деятельности, подпадающих под "вмененку" согласно НК РФ, так и только для некоторых из них. 
В случае непринятия каким-либо муниципальным образованием соответствующего нормативного акта использовать "вмененку" на его территории нельзя и налогоплательщик, осуществляющий упомянутые в ст. 346.26 НК РФ виды деятельности, может применять по своему выбору общую либо упрощенную систему налогообложения. Вполне возможны ситуации, когда налогоплательщик ведет деятельность на территории нескольких муниципальных образований и при этом в одних из них введена система налогообложения в виде ЕНВД, а в других нет или когда на территории одного муниципального образования он одновременно ведет разные виды деятельности, одни из которых облагаются, а другие не облагаются ЕНВД. В таких случаях налогоплательщик должен вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подпадающей под ЕНВД, и деятельности, в отношении которой налогоплательщик уплачивает налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике