Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в экономике, способов поддержки малого бизнеса, а также анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
определить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
изучить способы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
исследовать состояние малого бизнеса в Республике Беларусь, определить его роль в национальной экономике и выявить проблемы, связанные с развитием малого бизнеса
Введение 4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 9
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в РБ 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Во многих зарубежных странах
малому бизнесу оказывается серьезная
финансово-кредитная поддержка
Малый бизнес в США. Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, поэтому уровень развития малого бизнеса в США один из самых высоких в мире. Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства.[6]
Малый бизнес успешно функционирует во многих промышленно развитых странах прежде всего благодаря его государственной поддержке. В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (АМБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и в местных органах власти.
АМБ решает три важнейшие задачи: обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий; содействие в получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.
Федеральный аппарат АМБ
насчитывает 1100 человек. Помимо этого
в каждом из 50 штатов функционируют
региональные отделения численностью
по 30-40 человек в каждом. Следует
отметить, что чиновники АМБ в
центре и на местах не руководят
предприятиями малого бизнеса. В
их задачу входят предоставление информации
о состоянии рынка, выполнение экспертных
заключений для тех, кто только собирается
начать собственное дело. Одна из главных
задач АМБ заключается в
Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.[6]
Особо следует сказать об инвестициях в малый бизнес. В малом бизнесе США 55% инноваций поддерживается спонсорами ассоциации АМБ. В 1982 году в США был принят закон "О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе", направленный на использование малого бизнеса для реализации федеральных программ в сфере НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). На основании этого закона была запущена программа "Инновационные исследования в малом бизнесе". В 1983 г. отчисления на эти программы составляли 6,5 млрд. долларов и с того времени ежегодно увеличиваются на 1 млрд. долларов.
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования становится организация своеобразной сети поддержки, включающей:
На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального правительства до муниципалитетов. Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.
Финансирование малого бизнеса в США осуществляется в основном из двух источников: по линии Администрации малого бизнеса и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается Администрацией малого бизнеса.[4]
В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.[6]
Малый бизнес в Японии. Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.[7]
В Японии развитие малого бизнеса имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. Функционируют около 7 млн малых и средних предприятий, на которых занято свыше 40 млн человек (примерно 80% общего числа занятых). На малые и средние предприятия приходится около 60% объема производства промышленной продукции. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая обслуживание техники) и др. Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм.
Существует четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:
По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ, таких, как: повышение технического уровня производства; совершенствование технологии производства в пищевой промышленности; разработка совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.
Значительно шире, под льготный
процент, предоставляются займы
на осуществление следующих
Большую роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет на льготных условиях таким предприятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основного и оборотного капиталов.
На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займы на сумму почти 500 млрд йен (6 млрд долларов).
В Японии есть еще одно специализированное учреждение – Банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий.
Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую Систему дополнительного общественного кредитования. С помощью этой Системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.[4]
Малый бизнес в Германии. В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или департаменты в рамках Министерства экономики или Министерства торговли и промышленности.
Правительство ФРГ стало
оказывать широкую поддержку
малым и средним предприятиям
сразу после окончания Второй
мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии
был создан Банк кредитных гарантий
для управления денежными средствами,
поступающими на восстановление Европы
по так называемому Плану
После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР правительство ФРГ наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойденными в дележе таких заказов, то они могут обратиться с жалобой в соответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.
Важная часть программы
содействия мелким и средним предпринимателям
– обучение кадров, которое осуществляется
через систему торгово-
Эффективность малых предприятий в Германии даже несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.[5]
Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.
Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов:
К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в Германии относятся:
С помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up». Для реализации и контроля выполнения данных программ был создан специальный орган государственного назначения – Кредитный совет по восстановлению, который относится к федеральному руководству Германии. Также данные программы способствуют получению кредитов субъектами малого предпринимательства для развития их бизнеса с применением низких процентных ставок по кредитам (5-8%) и увеличением срока пользования кредитными средствами до 5-15 лет.