Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в экономике, способов поддержки малого бизнеса, а также анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
определить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
изучить способы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
исследовать состояние малого бизнеса в Республике Беларусь, определить его роль в национальной экономике и выявить проблемы, связанные с развитием малого бизнеса

Содержание

Введение 4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 9
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в РБ 16
Заключение 23
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 251.77 Кб (Скачать файл)

Малое предпринимательство  Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с  эпохи зарождения капитализма, в  стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП.

Все торгово-промышленные палаты Германии объединены в специальную  ассоциацию, представляющую интересы субъектов малого предпринимательства  на государственном уровне. Члены  ассоциации тесно сотрудничают с  представителями ТПП других стран  Европейского союза. Все ассоциации входят в Объединение ТПП Европейского сообщества.

Сегодня все торгово-промышленные палаты Германии принимают участие  в формировании бюджетов на всех уровнях, совершенствованию отраслей строительства  и промышленности, разработке законодательных  актов в отношении регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства. ТПП влияют на все направления  деятельности общества путем участия  в заседаниях местных органов  власти и принятия важных социально-экономических  решений для развития экономики  страны в целом. Основной задачей ТПП является предоставление поддержки малому предпринимательству Германии. [8]

 

3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в РБ

Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально  ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес. В Республике Беларусь традиционно основным звеном народного хозяйства являются крупные  промышленные предприятия с государственной  формой собственности. В условиях трансформации  экономики эти субъекты хозяйствования не способны приспосабливаться к  быстро изменяющимся внешним факторам (социальным, экономическим, политическим). В прикладном аспекте это вызывает необходимость становления и  развития малого и среднего бизнеса  на уровне регионов Республики Беларусь как основной составляющей рыночной экономики.

Малый и средний бизнес является необходимым элементом  здоровой экономики и выполняет  в ней ряд жизненно важных функций. В условиях динамичного развития высоких технологий в последние десятилетия системы крупных предприятий в принципе не могут успешно функционировать без дополняющей системы малого и среднего бизнеса. В Беларуси основным звеном малого и среднего бизнеса выступают малые предприятия. Малые предприятия в рыночной среде следует рассматривать в качестве нового ресурса развития производительных сил, роста социально-экономической эффективности производства и увеличения степени использования экономического потенциала регионов Республики Беларусь. В данном значении малые предприятия – одно из важнейших направлений в развитии малого и среднего бизнеса, способствующего увеличению эффективности использования экономического потенциала страны.

Проводимая в Республике Беларусь экономическая реформа  поставила перед нашим обществом  ряд новых научных и практических задач. Делается попытка трансформации  общества с централизованной системой управления в современное гражданское  общество, основанное на социально  ориентированной рыночной экономике. Одним из условий такой трансформации  является глубокое структурное преобразование народного хозяйства.

На протяжении длительного  периода времени экономика была нацелена на концентрацию производства и укрупнение предприятий. При усложнении производственной системы оказалось, что целый ряд важных функций  не находит эффективного воплощения. Система с недостаточным разнообразием  теряет гибкость, способность быстро адаптироваться к изменениям ситуации. Это резко снижает ее эффективность. Оказалось, что в условиях динамичного  развития технологии в последние  десятилетия системы крупных  предприятий в принципе не могут успешно функционировать без дополняющей системы малого и среднего бизнеса.

В Беларуси в современный  период перехода от плановой экономики  к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Именно малый  и средний бизнес, не требуя крупных  стартовых инвестиций и гарантирующий  высокую скорость оборота ресурсов, способен наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка  потребительских товаров в условиях дестабилизации белорусской экономики  и ограниченности финансовых ресурсов.

В Республике Беларусь с 20 мая 1991 года, когда было принято первое постановление Совета Министров  БССР №192 «О малых предприятиях БССР», неоднократно изменялись критерии отнесения  создаваемых и действующих предприятий  к категории «малое».[9]

Согласно Закону Республики Беларусь №148-3 от 1 июля 2010 г. к субъектам  малого предпринимательства относятся:

    • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
    • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь

коммерческие организации  со средней численностью работников за календарный год до 15 человек  включительно;

    • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.[10]

Трудно переоценить значимость развития малого и среднего бизнеса  для Республики Беларусь, где оно  способно коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс. Именно малый и средний  бизнес может выступить той средой, которая на свой риск и под свою имущественную ответственность  будет мобилизовывать экономический потенциал Республики Беларусь и создаст основу для появления новых конкурентоспособных предприятий, в том числе крупных.[9]

Согласно Закону Республики Беларусь № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г., основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

    • создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
    • оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;
    • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Основными принципами государственной  политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства  являются:

    • обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
    • участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.[10]

Разработка и реализация государственной политики в области  поддержки, развития и регулирования  малого предпринимательства в Республике Беларусь возложена на Департамент  по предпринимательству.

Основные направления  деятельности Департамента:

    • мониторинг состояния малого предпринимательства в Республике Беларусь;
    • анализ, обобщение практики правового регулирования предпринимательской деятельности, рекомендаций общественных объединений предпринимателей, проблемных вопросов деятельности предпринимателей и подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса;
    • подготовка предложений по совершенствованию системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
    • разработка и реализация Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, контроль за их исполнением;
    • содействие формированию субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства), которые призваны оказывать консультационную, информационную и иную помощь начинающим предпринимателям. Регистрация и контроль за деятельностью этих субъектов инфраструктуры.

Департамент осуществляет подготовку и проведение ежегодных Республиканских  конкурсов: ”Лучший предприниматель  года “ и “Лучшее освещение и пропаганда в средствах массовой информации предпринимательской деятельности”.[16]

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства  в организации и осуществлении  предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения  субъектов малого предпринимательства  с момента их государственной  регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности  и в ходе ведения хозяйственной  деятельности, в республике создана  и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров  поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства.

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

В 2011 году в центры республики по различным вопросам организации  и осуществления предпринимательской  деятельности обратились 82974 человек (в 2010 году – 68385 человек).

Деятельность инкубаторов  направлена на создание условий для  роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе  инновационного. Субъектам малого предпринимательства  предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению  в производство современных технологий и др.

На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской  области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской  областях по 1 инкубатору, Могилевской  – 2, Минской – 3, г. Минске – 7.

Количество арендаторов  в инкубаторах на 1 января 2011 г. составило 238 арендаторов – субъектов малого предпринимательства (с численностью работников 1846 человек), на 1 января 2012 г. – 293 (2159 человек).

Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с  нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства”, в рамках реализации государственной программы  поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей).[15]

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в  республике состоит на учете 90497 субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц. По сравнению с аналогичным  периодом 2010 года количество юридических  лиц – субъектов малого предпринимательства  увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года –  также увеличилось на 4303 (или на 5%).

По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства.

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства  на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том  числе от субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц – 18,4%, от субъектов  среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.[11]

В 2012 году сохраняется положительная  динамика численности субъектов  малого и среднего предпринимательства  – юридических лиц.

Рисунок 1. Динамика численности субъектов  малого и среднего предпринимательства  – юридических лиц,  
единиц

Примечание – Источник: [12].

 

По данным Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете  в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций  достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным  периодом 2011 года – на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.[12]

Как показывает анализ, в Беларуси малый и средний бизнес еще  не стал тем значимым сектором экономики, каким является в развитых странах. И его потенциал реализован не полностью. На 1 января 2012 года в налоговых  органах республики состояло на учете 94,1 тыс. субъектов малого предпринимательства  — юридических лиц. Их количество за 5 лет увеличилось более чем  в два раза. На эту же дату в  стране действовало почти 220 тыс. индивидуальных предпринимателей (рост по сравнению  с 2006 годом на 14,3 %). Всего по итогам 2011-го в сфере малого бизнеса работало 18,4 % от занятых в экономике (в 2006-м — 15,4 %).[13]

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь