Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в экономике, способов поддержки малого бизнеса, а также анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
определить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
изучить способы поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
исследовать состояние малого бизнеса в Республике Беларусь, определить его роль в национальной экономике и выявить проблемы, связанные с развитием малого бизнеса
Введение 4
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 9
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в РБ 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма, в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП.
Все торгово-промышленные палаты Германии объединены в специальную ассоциацию, представляющую интересы субъектов малого предпринимательства на государственном уровне. Члены ассоциации тесно сотрудничают с представителями ТПП других стран Европейского союза. Все ассоциации входят в Объединение ТПП Европейского сообщества.
Сегодня все торгово-промышленные
палаты Германии принимают участие
в формировании бюджетов на всех уровнях,
совершенствованию отраслей строительства
и промышленности, разработке законодательных
актов в отношении
Проводимая в Республике Беларусь с начала 90-х годов реформа, направленная на создание социально ориентированной рыночной экономики, требует развития конкурентной рыночной среды. В странах с рыночным механизмом хозяйствования основу экономики составляет малый и средний бизнес. В Республике Беларусь традиционно основным звеном народного хозяйства являются крупные промышленные предприятия с государственной формой собственности. В условиях трансформации экономики эти субъекты хозяйствования не способны приспосабливаться к быстро изменяющимся внешним факторам (социальным, экономическим, политическим). В прикладном аспекте это вызывает необходимость становления и развития малого и среднего бизнеса на уровне регионов Республики Беларусь как основной составляющей рыночной экономики.
Малый и средний бизнес является необходимым элементом здоровой экономики и выполняет в ней ряд жизненно важных функций. В условиях динамичного развития высоких технологий в последние десятилетия системы крупных предприятий в принципе не могут успешно функционировать без дополняющей системы малого и среднего бизнеса. В Беларуси основным звеном малого и среднего бизнеса выступают малые предприятия. Малые предприятия в рыночной среде следует рассматривать в качестве нового ресурса развития производительных сил, роста социально-экономической эффективности производства и увеличения степени использования экономического потенциала регионов Республики Беларусь. В данном значении малые предприятия – одно из важнейших направлений в развитии малого и среднего бизнеса, способствующего увеличению эффективности использования экономического потенциала страны.
Проводимая в Республике
Беларусь экономическая реформа
поставила перед нашим
На протяжении длительного
периода времени экономика была
нацелена на концентрацию производства
и укрупнение предприятий. При усложнении
производственной системы оказалось,
что целый ряд важных функций
не находит эффективного воплощения.
Система с недостаточным
В Беларуси в современный
период перехода от плановой экономики
к рыночному хозяйству особое
значение приобретает развитие малого
и среднего бизнеса. Именно малый
и средний бизнес, не требуя крупных
стартовых инвестиций и гарантирующий
высокую скорость оборота ресурсов,
способен наиболее быстро и экономно
решать проблемы реструктуризации экономики,
формирования и насыщения рынка
потребительских товаров в
В Республике Беларусь с 20 мая
1991 года, когда было принято первое
постановление Совета Министров
БССР №192 «О малых предприятиях БССР»,
неоднократно изменялись критерии отнесения
создаваемых и действующих
Согласно Закону Республики Беларусь №148-3 от 1 июля 2010 г. к субъектам малого предпринимательства относятся:
коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
Трудно переоценить значимость
развития малого и среднего бизнеса
для Республики Беларусь, где оно
способно коренным образом и без
существенных капитальных вложений
расширить производство многих потребительских
товаров и услуг с
Согласно Закону Республики Беларусь № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г., основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
Разработка и реализация
государственной политики в области
поддержки, развития и регулирования
малого предпринимательства в
Основные направления деятельности Департамента:
Департамент осуществляет подготовку и проведение ежегодных Республиканских конкурсов: ”Лучший предприниматель года “ и “Лучшее освещение и пропаганда в средствах массовой информации предпринимательской деятельности”.[16]
В целях оказания содействия
развитию малого и среднего предпринимательства
в организации и осуществлении
предпринимательской
На 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства.
Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.
В 2011 году в центры республики
по различным вопросам организации
и осуществления
Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.
На 1 января 2012 г. во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г. Минске – 7.
Количество арендаторов в инкубаторах на 1 января 2011 г. составило 238 арендаторов – субъектов малого предпринимательства (с численностью работников 1846 человек), на 1 января 2012 г. – 293 (2159 человек).
Государственная финансовая
поддержка субъектам
По информации Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
по состоянию на 1 сентября 2011 г. в
республике состоит на учете 90497 субъектов
малого предпринимательства –
По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства.
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.[11]
В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц.
Рисунок 1. Динамика численности субъектов
малого и среднего предпринимательства
– юридических лиц,
единиц
Примечание – Источник: [12].
По данным Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь, на 1 мая
2012 г. количество состоящих на учете
в налоговых органах и
Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.[12]
Как показывает анализ, в Беларуси малый и средний бизнес еще не стал тем значимым сектором экономики, каким является в развитых странах. И его потенциал реализован не полностью. На 1 января 2012 года в налоговых органах республики состояло на учете 94,1 тыс. субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. Их количество за 5 лет увеличилось более чем в два раза. На эту же дату в стране действовало почти 220 тыс. индивидуальных предпринимателей (рост по сравнению с 2006 годом на 14,3 %). Всего по итогам 2011-го в сфере малого бизнеса работало 18,4 % от занятых в экономике (в 2006-м — 15,4 %).[13]