Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, статья
Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании – 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей (см. рисунок). В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1 602 521 малых предприятий, из них 1 374 777 – это микропредприятия.
Дмитрий Блинов, РЖк-110
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании – 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей (см. рисунок). В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1 602 521 малых предприятий, из них 1 374 777 – это микропредприятия1.
Количество малых предприятий в различных странах
По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России.2 Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США – 60%, Германии, Франции, Италии – 65-80, Японии – 80-88%)3.
Структура занятости в России свидетельствует о том, что 54,8% рабочих мест обеспечивается за счет крупного бизнеса. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только на 34,2%. Средними предприятиями в России обеспечивается 23,4% занятости, малым бизнесом меньше 10%.
Отраслевая структура малых компаний в России характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли (см. таблицу 1).
Таблица 1. Отраслевое распределения малых компаний в России4
Микро предприятия |
Малые предприятия | |
Оптовая и розничная торговля |
42,7% |
30,7% |
Предоставление услуг |
18,8% |
17,0% |
Строительство |
11,7% |
14,3% |
Обрабатывающее производство |
9,4% |
16,0% |
Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий России составляет лишь 4,3%5.
Понятие «малое предпринимательство» в различных странах. Наиболее интересен опыт поддержки и развития малого предпринимательства в таких странах как США, Франция, Великобритания, Германия, Япония, Китай, Италия и Польша. Для проведения анализа деятельности предприятий малого бизнеса на международном уровне необходимо четко понимать, какой спектр предприятий включается в состав малого бизнеса. Различия по странам заключаются не только в количественных показателях, но и в качественных критериях определения.
В Германии, например, действует единая классификация малого бизнеса (на основе норм Европейского союза): численность персонала до 50 человек и максимальный годовой оборот 10 млн. евро. Также есть понятие «мельчайшего» предприятия – с численностью персонала до 10 человек и максимальным годовым оборотом менее 2 млн. евро. На эти нормы ориентируются различные министерства и банки страны.
В Италии к малому бизнесу относят предприятия с численностью работников менее 100, к тому же выделяют микрофирмы – менее 20 работников. Особенностью является то, что микропредприятия в Италии составляют более 60% общего количества предприятий и обеспечивают до 40% объема продаж в стране.
В Польше к малым предприятиям относятся организации с численностью работников не превышающей 50 человек. В Великобритании в производственной сфере считается малой фирма с числом работников меньше 200 человек, в большинстве других секторов в качестве основного фактора отнесения организации к малому предпринимательству является суммарный оборот (не более 2,8 млн. фунтов и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. фунтов). Однако в большинстве случаев к малым относятся предприятия до 100 работников, к микропредприятиям до 25.
В США нет единого подхода к категории малого предприятия. Центральная Федеральная Администрация малого бизнеса, которая курирует малое предпринимательство, в одних случаях использует показатель среднесписочного состава занятых на предприятии, в других – годовой объем реализации в денежном выражении. К тому же показатель среднесписочного состава работников имеет большую амплитуду колебаний: от 100 человек в оптовой торговле мебелью и некоторых других сферах до 1000 человек в сталелитейной промышленности. Постоянной величины среднесписочного состава работников в качестве основного показателя придерживается лишь Федеральное статистическое бюро. Оно относит к малым предприятия, насчитывающие до 500 человек.
В Японии к малым относятся юридически самостоятельные предприятия с числом работников до 300 человек в отраслях строительства, транспорта, связи, кредита, промышленности, коммунального хозяйства; до 100 человек – в оптовой торговле; до 50 человек – в розничной торговле и сфере услуг.
В России к малым предприятиям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников за предшествующий календарный год которых не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий и до 15 человек для микропредприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать: для малого бизнеса 400 млн. рублей, для микропредприятий – 60 млн. рублей.
Однако данное требование можно конкретизировать:
- в промышленности, строительстве и на транспорте к малым относятся предприятия, численность которых не превышает 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Во многих промышленно развитых странах успешной деятельности малого бизнеса способствует государственная поддержка.
США. Ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса в США является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), находящаяся в юрисдикции Федерального Правительства. Общая численность работников данной организации превышает 1100 человек. Также можно выделить комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF). Самой активной в поддержке малого предпринимательства в США является Администрация малого бизнеса, которая занимается:
- обеспечением финансовой поддержки малых и средних предприятий;
- содействием в получении государственных заказов;
- предоставлением консалтинговых услуг и помощи в управленческих решениях;
- предоставлением информации о состоянии рынка и выполнением экспертных заключений для начинающих предпринимателей.
В США 1980-е годы были отмечены резким ростом индивидуального инновационного предпринимательства. Мелкое инновационное производство было организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей, т.е. это были предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. Государство в то время оказало значительную поддержку мелкому инновационному производству, создало благоприятные условия для его развития. В настоящее время в США наблюдается тенденция уменьшения инновационных проектов, реализуемых малыми предприятиями, и увеличивается количество подобных проектов, осуществляемых средними и крупными корпорациями6. Вместе с тем, в настоящее время малый бизнес США получает 3,4—4% общих федеральных затрат на НИОКР.7 Мелкие инновационные предприятия стали в США неотделимой частью крупного и среднего бизнеса. В условиях снижения государственной финансовой поддержки мелкие фирмы в сфере прогрессивных технологий выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы работников.
Опыт США свидетельствует, что в современных условиях важнейшим фактором функционирования малого бизнеса становится организация инфраструктуры поддержки, включающей:
- финансовую поддержку (многочисленные доступные источники капитала);
- материально-техническую поддержку (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства);
- информационную поддержку (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступ к базам данных и т.д.);
- консультативную поддержку (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).
Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется по программам безвозвратного субсидирования, в основном, двумя федеральными ведомствами: Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальным научным фондом (National Science Foundation, NSF). Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не имеют достаточной гибкости и оперативности.
Также в США работает программа предоставления льготных займов (от SBA). Можно выделить следующие их виды:
- прямые займы - предоставляются SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка – 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет – на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий;8
- долевое участие в займах коммерческих банков;
- гарантирование займов коммерческих банков - наиболее распространенная форма финансовой поддержки малого бизнеса. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% суммы займа. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем – шесть - семь лет). При финансировании расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. В случае приобретения оборудования срок займа не превышает период полезного использования.
Однако помимо непосредственного вливания денежных средств власти США активно привлекают частного инвестора в инновационное малое предпринимательство, в основном это венчурный капитал. Главным в государственной политике в этой области стало создание инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь, занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. В отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия государство направляет на начальные и предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.
Налоговые и амортизационные льготы малому инновационному бизнесу в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее предначальная и первоначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался крупный бизнес. В отношении малого бизнеса действует только одна существенная амортизационная льгота: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.
Япония. Япония – это страна частного предпринимательства. Малые фирмы в Японии это важная часть экономики, без которой крупный бизнес потеряет свое конкурентное преимущество перед корпорациями других стран.
Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п. Поэтому японский малый бизнес занимает лидирующее положение в таких отраслях, как швейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, обувная и галантерейная промышленность, сфера услуг и др.
По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности.
Механизмы стимулирования и развития малого бизнеса аналогичны американским:
- займы – под льготный процент предоставляются Финансовой корпорацией малого бизнеса Японии, Национальной финансовой корпорацией Японии, Банком Соко-Чукин, для разработки новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти); возрождения мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов; содействия производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса;