Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, статья
Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании – 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей (см. рисунок). В России по данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году насчитывалось 1 602 521 малых предприятий, из них 1 374 777 – это микропредприятия.
- кредитные гарантии - государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым предприятиям, через систему дополнительного общественного кредитования, которая помогает перераспределять финансы от крупных фирм к мелкому бизнесу;
- налоговые льготы;
- обучение кадров и облегчение доступа к информации;
- безвозвратные субсидии (только на осуществление научно-технических программ, таких как повышение технического уровня производства и разработка совместно с НИИ новой наукоемкой техники и технологии).
Большую роль в оказании финансовой помощи малым предприятиям в Японии играют следующие структуры национального уровня.
1. Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиям долгосрочные займы (на срок более года) на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала.
2. Национальная финансовая корпорация Японии, обладающая мощной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 в стране) и выступающая крупнейшим кредитором малых предприятий.
3. Банк Соко-Чукин. Одной из его главных задач является финансирование кооперативов, малых и средних предприятий.
Для финансирования специальных приоритетных программ Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на льготных условиях.
Китай. В Китае одним из способов поддержки малого предпринимательства в области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства является Кредитный гарантийный фонд. Успешно создаются и действуют технопарки, которые поддерживаются правительством страны, что создает предпосылки для инновационного развития. Отсутствует и проблема производственных помещений в Китае, так как идет их интенсивное строительство в связи с бумом на недвижимость, а арендная плата намного меньше чем в РФ.
Активной поддержкой малого бизнеса занимается Китайский центр координации и кооперации бизнеса (CCBCC) как часть Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.
Основными функциями CCBCC являются:
- исследование проблем малого бизнеса;
- сбор информации и разработка политики в сфере малого бизнеса;
- создание комплексной системы оказания услуг для малого бизнеса;
- организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров;
- обучение и консультирование бизнеса.
В Китае поддержкой малого предпринимательства занимается также Государственный фонд развития малых и средних предприятий, который полностью финансируется государством. Основные функции фонда – это защита законных доходов малых предприятий от посягательств любых лиц и организаций, а также отстаивание прав малого бизнеса во всех сферах (льготные кредиты, налоги и т.д.).
Интересен опыт Китая в области налоговых преференций. Было создано большое количество свободных экономических зон (СЭЗ), что привлекло иностранные инвестиции и научно-технические ресурсы, были созданы фонды развития малого и среднего предпринимательства, предоставляющие льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям, была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online – CSMEO: www.sme.gov.cn, что позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности малого и среднего бизнеса. Позже служба реформировалась в 3-х уровневую систему таким образом, что в каждом городе аккумулировалась актуальная информация именно для этого города. В КНР была реализована успешная политика развития технопарков, что совместно с наличием большого количества СЭЗ привлекло иностранный венчурный капитал, были созданы площадки для развития инновационных предприятий, развивалась система профессионального обучения и т.д.9
Европа. К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Европе можно отнести короткий срок регистрации (например, в Испании – 24 часа) и свободу ведения предпринимательства, которая заключается в том, что при открытии своего дела и получении разрешения на ведение дела, можно заниматься любым бизнесом, не нуждающимся в лицензии.
Правительство Германии стало активно оказывать поддержку малым предприятиям после Второй мировой войны. В 1948 г. был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы. В это же время были созданы и региональные кредитные корпорации, которые действуют и сегодня. За период своего существования эта система предоставила мелким предпринимателям огромные суммы, которые вернулись сегодня в качестве сильного малого предпринимательства, поддерживающего немецкую экономику.
Спецификой немецкого малого предпринимательства является функционирование торгово-промышленных палат, которые активно работают с государством в законотворческой сфере, оказывают помощь малому бизнесу (финансовую, консультационную и т.д.) и имеют серьезное влияние на немецкую экономику.
В Германии развиты налоговые льготы для малого бизнеса. Первые два года малое предприятие вообще не уплачивает налогов, что положительно сказывается на развитии предпринимательства.
В Великобритании за поддержку малого предпринимательства отвечают, прежде всего, Служба малого бизнеса и Федерация малого бизнеса.
Служба малого бизнеса (СМБ) предоставляет гарантию возврата средств, выданных банком (до 75%). Особенностью британского опыта является то, что конкретные условия займа определяет банк, а Служба малого бизнеса может только принять решение о возможности его гарантирования.
Федерация малого бизнеса (ФМБ) - это организация, защищающая и поддерживающая своих членов, которые уплачивают для этого взносы. Прежде всего, ФМБ занимается консультированием предпринимателей (телефонные консультации доступны круглосуточно по различным сторонам бизнеса) и помощью в судебной тяжбе в самых разнообразных случаях.
Малые предприятия Великобритании освобождены от уплаты налога на прибыль со средств, направленных на информационные и телекоммуникационные технологии, а также части средств, выделяемых на НИОКР, имеют льготы по уплате НДС и местного налога на имущество.
Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса в Великобритании предусматривает:
- консультации новым и действующим фирмам;
- финансовую помощь;
- поощрение экспортной деятельности малых фирм.
Во Франции для отстаивания интересов предпринимательского сообщества было создано Движение французских предпринимателей (МЕДЕФ) – организация, аналогичная Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) в России. В МЕДЕФ входит Всеобщая конфедерация малого и среднего бизнеса, состоящая их 400 отраслевых федераций. Владельцы малых предприятий постоянно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды. Особый интерес имеет налогообложение малого бизнеса во Франции. На начальном этапе (2 года) малые предприятия, как и в Германии, освобождаются от местных налогов, от взносов в фонды социального обеспечения, снижаются другие налоги для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах. В течение третьего года уплачивается 25 % обычной ставки, четвертого – 50%, пятого – 75 %.
В Польше эффективная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства способствует развитию этих предприятий, предоставляя им дотации на обучение частных предпринимателей. В налоговой политике Польши существует тенденция снижения социального налога. На становление собственного дела в Польше сейчас дается 20-25 лет, в течение которых действуют следующие законы: в течение первых 10 лет малые предприятия освобождаются от налога на прибыль на 100%, в течение же последующих 10 лет уже на 50%10.
Уроки для современной России
В 2011 г. общероссийская общественная организация «Деловая Россия» подняла вопрос о возможности создания в России 25 миллионов дополнительных рабочих мест и предложила «Стратегию России – 25 млн. новых рабочих мест»11. По словам В.В. Путина, главной движущей силой этого проекта должен стать частный бизнес, так как государство создает условия для его работы12. Мы считаем, что это вполне реалистичная задача, но только в том случае, если будет на деле осуществлена государственная поддержка открытия новых предприятий и улучшен инвестиционный климат.
С принятием Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введено ограничение проверки предприятий один раз в три года, что значительно повлияло на деятельность как предпринимателей, так и органов контроля. Это положительное нововведение, однако, частный бизнес, на сегодняшний момент, считается у проверяющих органов заведомо нарушающим закон, и он обязан доказывать свою невиновность. Пока такая система не будет изменена, российский предприниматель не сможет спокойно и без вмешательства извне развивать свой бизнес и способствовать формированию конкурентоспособной экономики.
По результатам исследования зарубежного опыта можно сформулировать основные направления развития малого предпринимательства в России:
- снижение налоговой нагрузки как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов13. Целесообразно выделение грантов и субсидий, если предприятия, получившие помощь, не могут в полной мере развиваться, обремененные выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране неформального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет. Основными преимуществами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени14. Это говорит о том, что при его снижении возможно увеличение легально зарегистрированных предприятий, что приведет к росту доходов государства. Через этап высоких налогов прошли многие страны запада, но в дальнейшем им пришлось от этого отказаться вследствие увеличения «теневого» сектора. По этому пути и следует идти России;
- необходимо совершенствовать антикоррупционное законодательство и законы о дебюрократизации для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа (Испания) можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заниматься любым бизнесом, не нуждающимся в лицензии;
- разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса. Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели: высокая стоимость и затрудненный доступ к заемным финансовым ресурсам. При решении этой проблемы возможно более устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности бизнеса в России;
- субсидии, направленные на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса предпринимателей, должны быть заменены субсидиями, как и в развитых странах (как и было непродолжительное время в России), выдаваемыми перед осуществлением затрат (на определенный проект), так как нехватка средств остается одной из наиболее острых проблем малого бизнеса;
- должна быть решена проблема предоставления малым предприятиям государственных заказов. Это можно сделать, разработав жесткие требования к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле заказов. Наиболее предпочтительной, на наш взгляд, является практика США и Германии в данном вопросе;
- предоставление информационной помощи должно обеспечиваться на уровне федеральной власти, а не разрабатываться субъектами федерации. Так как организация, предоставляющая информацию в масштабе всей страны, имеет более сильное политическое влияние на разработку и совершенствование законодательства, отстаивание интересов малого предпринимательства;
- необходима подготовка высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности;
- необходимо постоянно изучать и адаптировать на территории России опыт поддержки малого бизнеса зарубежных стран. Одним из способов осуществления этого является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в других странах. Возможным решением может быть и отправка на обучение чиновников за границу.
На наш взгляд, проблема развития малого предпринимательства особенно актуальна для малых городов, так как именно туда крупный бизнес не идет, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов местного бюджета и населения. В случае улучшения ситуации с частным предпринимательством на местах возможно решение проблемы чрезмерной зависимости муниципальных органов от финансирования сверху.