Малый бизнес в России в условиях ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Основные преимущества бизнеса в условиях ВТО.
Факторы развития отечественного малого предпринимательства в контексте вступления России в ВТО.
Анализ последствий вступления в ВТО для различных секторов малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО.docx

— 217.51 Кб (Скачать файл)

Таблица 4

Сектора отечественного малого бизнеса, для которых последствия  вступления в ВТО могут быть наиболее отрицательными и наиболее положительными

Отрасли малого бизнеса

Наиболее отрицательные  последствия (% от всех ответивших)

Наиболее положительные  последствия (% от всех ответивших)

производство товаров  промышленного потребления

53,4

15

производство товаров  народного потребления

63,6

7,5

розничная торговля

10,2

41,3

общественное питание

4,5

13,8

оптовая торговля

12,5

25

сельское хозяйство

50

11,3

телекоммуникации

3,4

25

транспортные услуги

5,7

18,8

сфера бытовых услуг

4,5

11,3

банковская деятельность

27,3

22,5

страховая деятельность

22,7

15

аудиторская и консалтинговая деятельность

6,8

27,5

наука и научное обслуживание

6,8

22,5

другие

1,1

2,5


 

Таким образом, ожидается, что  наибольший выигрыш от вступления в  ВТО получат субъекты малого предпринимательства, занимающиеся розничной торговлей. Действительно, облегчение доступа  зарубежных компаний на российский рынок  и удешевление импортируемой  продукции естественным образом  создаст дополнительные преимущества для предприятий данного сектора. В известной степени это относится  и к оптовой торговле. С другой стороны, существует реальная опасность  проявления негативных факторов развития малого бизнеса в секторе материального  производства (производство товаров  промышленного и народного потребления  и сельское хозяйство). Как было указано  в разделе 3.1.1. «Характеристика институциональных  изменений в связи со вступлением  в ВТО, которые могут коснуться  сектора малого предпринимательства», устранение барьеров входа на рынок  для иностранных компаний (как  тарифных, так и нетарифных) и  переход на новые технические  нормы ВТО обострят конкуренцию  на внутреннем рынке. При этом совокупность объективных характеристик современного состояния МП, занятых в реальном секторе (например, состояние материально-технической  базы), дает основания сомневаться  в их способности выпускать конкурентоспособную  продукцию. Это относится, в том  числе, и к малым предприятиям, занятым в сельском хозяйстве. Критические  соображения по поводу развития отрасли  в контексте присоединения к  ВТО связаны с объективной  уязвимостью сектора и подверженностью  его колебаниям рыночной конъюнктуры, что в условиях соответствия требованиям  ВТО по субсидиям, компенсационным  мерам и прочим мерам государственной  поддержки означает существенное ослабление конкурентных позиций отечественного малого бизнеса.

Следующим этапом исследования стало изучение последствий присоединения  к ВТО для различный отраслей промышленного российского малого бизнеса. Результаты экспертных оценок приведены в таблице.

Таблица 5

Отрасли российского  промышленного малого бизнеса, для  которых последствия вступления в ВТО могут быть наиболее отрицательными и наиболее положительными

Отрасли промышленности

Наиболее отрицательные  последствия (% от всех ответивших)

Наиболее положительные  последствия (% от всех ответивших)

металлургия

17,4

54,9

химическая и нефтехимическая  промышленность

12,8

53,5

машиностроение

73,3

2,8

металлообработка

19,8

11,3

пищевая промышленность

31,4

18,3

легкая промышленность

60,5

8,5

промышленность строительных материалов

7

19,7

лесная промышленность

1,2

36,6

деревообрабатывающая промышленность

5,8

26,8

другие

3,5

0


 

Экспертная позиция по оценке негативных последствий вступления в ВТО для малого бизнеса в  сфере машиностроения и легкой промышленности выглядит наиболее согласованной. Соответственно 73,3% и 60,5% опрошенных указывают на реальность возможности проявления факторов, угрожающих стабильности занятых в данных секторах предприятий. Полученные результаты выглядят вполне логичными. Продукция отечественного машиностроения ориентирована преимущественно  на внутренний рынок, открытие которого для зарубежных производителей приведет к ужесточению конкурентной борьбы, причем относительными преимуществами, как было показано выше, обладают именно иностранные производители. Это  касается в равной мере и ценовых  аспектов – конкурирующая импортная  продукция подешевеет за счет понижения  тарифов и устранения большинства  нетарифных барьеров, а отечественная  машиностроительная продукция подорожает в связи с прогнозируемым ростом транспортных тарифов и цен на энергоносители (существенность данных факторов вытекает из географических особенностей размещения производства и его значительной энергоемкости), – и неценовых аспектов (принятие технических норм и стандартов ВТО; сильный износ основных фондов отечественных  предприятий). В некоторой степени  перечисленные факторы относятся  и к легкой промышленности. Кроме  того, специфичной характеристикой  отрасли является привязка к ресурсному обеспечению, и в первую очередь, к продукции сельского хозяйства. Сильная подверженность последнего воздействию негативных факторов определяет таким образом уязвимость МП, занятых  в легкой промышленности, в контексте  вхождения в ВТО. 31,4% опрошенных также  отнесли к числу отраслей, для  которых последствия либерализации  внешнеэкономических отношений  могут быть наиболее отрицательными, пищевую промышленность, руководствуясь, по всей видимости, соображениями, приведенными выше.

Наряду с угрозами развития малого предпринимательства, возникающими в связи с присоединением к  ВТО, безусловно, открывается и ряд  перспектив и дополнительных возможностей. По экспертным оценкам, потенциально выигрышный вариант развития может быть реализован, в первую очередь, малыми предприятиями  металлургической, химической и нефтехимической  промышленности. Подобного мнения придерживаются соответственно 54,9% и 53,5% опрошенных. Основная причина – ограничение возможностей демпинга. Положительно оцениваются  и перспективы развития МП, занятых  в лесной промышленности: 36,6% респондентов считают, что последствия вступления в ВТО для отрасли наиболее положительны, в то время как на преобладание негативных факторов указали  лишь 1,2% опрошенных.

Ожидаемые последствия вступления в ВТО

Одним из основных показателей, агрегированно отражающих отношение  экспертного сообщества к присоединению  к ВТО, возникающим угрозам и  перспективам развития малого бизнеса  в условиях либерализации внешнеэкономических  отношений, является оценка периода, который  потребуется сектору малого предпринимательства  в целом для адаптации к  новым условиям хозяйствования. Наличие  подобной оценки позволяет расширить  поле сравнительных исследований в  области международного опыта, связанного со вступлением в ВТО, получить более  ясную картину перспектив развития отечественного малого бизнеса и  в соответствии с этим выработать четкие рекомендации по проведению адекватной государственной политики по защите и повышению конкурентоспособности  российских МП. Распределение ответов  респондентов приведено на рисунке  ниже.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более половины респондентов (50,6%) предполагают, что переходный период продлится от 2 до 5 лет. 26,4% оценивают  его в 2-3 года и 24,2% полагают, что малый  бизнес сможет адаптироваться к новым  условиям хозяйствования за период от 3 до 5 лет. Остальные экспертные оценки (немногим менее половины) распределены относительно модального значения крайне несимметрично: 11% из них (то есть 5,5% от всей совокупности) можно охарактеризовать как относительно оптимистические  и, соответственно, 89% как пессимистические (срок адаптации более 5 лет). При  этом средняя продолжительность  переходного периода оценивается  приблизительно в 4,9 года.1 Показательно, что среди респондентов, считающих, что выгоды от вступления в ВТО для малого бизнеса перевесят издержки, распределение ответов выглядит несколько иначе: 10,3% оценивают длительность адаптационного периода в 1 год, 37,9% – в 2-3 года, 34,5% – в 3-5 лет и лишь 10,3% полагают, что МП понадобится более 5 лет для того, чтобы полностью освоиться в новых условиях хозяйствования (в целом по всем анкетированным – 34,1%). Наблюдается практически полная симметрия относительно наиболее распространенного значения анализируемого показателя (условно его можно принять за 3 года). С другой стороны, распределение оценок экспертов, критически оценивающих перспективы развития малого предпринимательства (издержки превышают выгоды), характеризуется преобладанием пессимистических прогнозов.

 Таблица 6

Длительность  периода адаптации к новым  условиям хозяйствования

 Период адаптации

Эксперты, полагающие, что  выгоды перевесят издержки (в % от всех опрошенных)

Эксперты, полагающие, что  издержки перевесят выгоды (в % от всех опрошенных)

Все эксперты (в % от всех опрошенных)

1 год

10,3

5,4

5,5

2-3 года

37,9

10,8

26,4

3-5 лет

34,5

13,5

24,2

5-7 лет

6,9

18,9

13,2

более 7 лет

3,4

16,2

11

более 10 лет

0

24,3

9,9

затрудняюсь ответить

6,9

10,9

9,9

всего

100

100

100


 

Четко прослеживается следующая  тенденция: с увеличением периода  адаптации растет число ответов  респондентов, которые относятся  к группе экспертов, предполагающих, что выгоды от увеличения открытости внутреннего рынка перевесят  издержки.

Важным критерием оценки возможных последствий вступления Росси в ВТО является динамика теневой составляющей малого бизнеса. Общеизвестным является тот факт, что для значительной части МП в той или иной мере характерна практика недобросовестной хозяйственной  деятельности, ухода от налогообложения, отсутствия социальных гарантий для  занятых и прочих нарушений. Во многом подобные явления объясняются недостатками государственной политики в сфере  малого бизнеса, наличием чрезмерного  налогового бремени и административных барьеров и излишней бюрократизированностью системы государственного управления. Предсказываемое ослабление рыночных позиций отечественных малых  предприятий, потеря ими части конкурентных преимуществ, вероятно, предопределит  некоторое увеличение теневой составляющей. С другой стороны, проявление положительных  факторов развития малого бизнеса и  повышение открытости национальной экономики (с учетом адекватной государственной  политики, направленной на поддержку  малого предпринимательства, дебюрократизацию и дерегулированиие) может создать  дополнительные стимулы для выхода из тени.

Респондентам предлагалось оценить перспективы развития теневой  составляющей (укрываемого от налогообложения  оборота) в первые 3 года после вступления в ВТО. На рисунке приведено распределение  ответов экспертов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдается значительное преобладание негативных оценок динамики теневой  составляющей  в секторе малого предпринимательства – 46,2% опрошенных считают, что теневая составляющая увеличится (резко или незначительно), и всего 9,9%, – что малый бизнес частично выйдет из тени. 35,2% полагают, что теневая составляющая останется  на прежнем уровне.

1 Методика подсчета была следующей: в качестве точечных оценок брались середины соответствующих интервалов, первый и последний интервалы принимались соответственно за 1 год и 10 лет, и на основе полученного распределения подсчитывалось среднее значение.


Информация о работе Малый бизнес в России в условиях ВТО