Малый бизнес, его роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать значение малого бизнеса для Российской экономики.
На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
· выявить основные проблемы, стоящие перед малыми предприятиями РФ на сегодняшний момент.
· узнать экономические и социальные задачи малого бизнеса.
· рассмотреть программы поддержки малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ………………….…………………..5
1.1. Малый бизнес в целом, его критерии………………………………...…5
1.2. Недостатки малого бизнеса………………………………………….......7
1.3. Риск в малом бизнесе…………………………………………………….8
1.4. Проблемы малого бизнеса в России……………………………………13
1.5. Решение проблем малого предпринимательства……………………...14
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА….17
2.1. Малый бизнес экономические и социальные задачи………………….17
2.2. Занятость в малом бизнесе……………………………………………...18
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложения……………………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию  

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

(УралГАХА) 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема: Малый бизнес, его роль в российской экономике 
 
 
 
 
 

Факультет экономики и управления              Исполнитель: С.В. Москвина___     

Специальность Экономика и _____                 ____________________________                   

управление  на предприятии  ______                Группа: ЭиУ-219-09/4___________

Кафедра Экономики и управления_                Руководитель: Гулин С.А.           .                

городским хозяйством___________                 преподаватель                          ___  

                                                                                                                (должность, звание)

Дата защиты ___________________                  

                                                           

Оценка________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МАЛЫЙ  БИЗНЕС В РОССИИ………………….…………………..5

     1.1. Малый бизнес в целом, его критерии………………………………...…5

     1.2. Недостатки малого бизнеса………………………………………….......7

     1.3. Риск в малом бизнесе…………………………………………………….8

     1.4. Проблемы малого бизнеса в России……………………………………13

    1.5. Решение проблем малого предпринимательства……………………...14

ГЛАВА 2. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА….17

     2.1. Малый бизнес экономические и социальные задачи………………….17

     2.2. Занятость в малом бизнесе……………………………………………...18

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…………….21

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...27

Приложения……………………………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.

      Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

      Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый и средний бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря нему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» - важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества. Поэтому тема данной работы и является актуальной.

Цель работы - проанализировать значение малого бизнеса для  Российской экономики.

На основании  цели в работе сформулированы следующие задачи:

· выявить основные проблемы, стоящие перед малыми предприятиями РФ на сегодняшний момент.

· узнать экономические и социальные задачи малого бизнеса.

· рассмотреть программы поддержки малого бизнеса.

      Объект  исследования в курсовой работе – малый бизнес в России; предмет исследования – меры поддержки малого предпринимательства, значение малого бизнеса для Государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

 

      1.1. Малый бизнес в целом, его критерии 
 

      Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов. Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности. Обычно МП связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

     - крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;

     - среднее - от 100 до 500 человек;

     - малое - до 100 человек.

      В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1: 

Таблица 1.1

                                                                        Численность работников малых предприятий

Отрасль деятельности Предельный  уровень численности работников, чел.
Промышленность 100
Строительство 100
Транспорт 100
Сельское  хозяйство 60
Научно-техническая  сфера 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности 50
 

      В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Ограничение по выручке:

     С 1 января 2008 г. согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия  — 60 млн рублей;

малые предприятия — 400 млн рублей; 

      1.2. Недостатки малого бизнеса 

      В любой деятельности, связанной с производством товаров или предоставлением услуг, недостатки малого бизнеса может заметить как специалист, так и потребитель товаров или услуг, предлагаемых  малым или средним предприятием. Очевидно, что малый и даже средний бизнес не может поставить свою продукцию "на поток", то есть производить абсолютно одинаковый товар в любой момент времени. Несмотря на то, что многие предприниматели очень тщательно относятся к контролю качества продукции, невозможно достичь абсолютно одинаковых показателей, не имея качественного заводского оборудования и соответствующих технологий. Например, отделочная керамическая плитка, которая может производиться на малом предприятии, может иметь небольшую разницу в оттенках цвета или в геометрических размерах. Еще одним недостатком малого бизнеса является несовершенные методы управления предприятием. Не имея достаточных средств и опыта, владелец малого бизнеса не всегда может мотивировать своего сотрудника производить большие объемы товара или повысить качество работы.

      К недостаткам малого бизнеса также стоит отнести его сосредоточенность в крупных городах. Практически невозможно создать и развивать малый бизнес  в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным. Несмотря на то, что правительство Российской Федерации хочет привлечь малый бизнес для решения инновационных и высокотехнологичных задач, такая работа может быть выполнена далеко не каждым малым предприятием. К сожалению, многие инженеры привыкли использовать огромный технический и творческий потенциал, который был заложен в научно-исследовательских институтах, а работа в малом предприятии над высокотехнологичными разработками может вестись значительно менее эффективно, хотя и, с большой вероятностью, может быть выполнена в оговоренные сроки.

      Также к недостаткам малого предприятия относится и низкий уровень технической оснащенности, так как закупка необходимого современного оборудования требует наличия большого объема свободных денежных средств. Помимо этого, серьезной проблемой малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере, является отсутствие лицензионного программного обеспечения, которое также стоит довольно дорого.

      Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации. 
 
 

     1.3. Риск в малом бизнесе 

      Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Было бы в высшей степени наивным считать возможной предпринимательскую деятельность без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.

Переход России на рельсы рыночной экономики  в сложившихся условиях не имеет  альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. О них необходимо знать широкому кругу населения и прежде всего предпринимателям, вырабатывающим стратегию и тактику организации и развития своего дела. Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий.

Информация о работе Малый бизнес, его роль в российской экономике