Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 15:15, курсовая работа
Цель работы - проанализировать значение малого бизнеса для Российской экономики.
На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
· выявить основные проблемы, стоящие перед малыми предприятиями РФ на сегодняшний момент.
· узнать экономические и социальные задачи малого бизнеса.
· рассмотреть программы поддержки малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ………………….…………………..5
1.1. Малый бизнес в целом, его критерии………………………………...…5
1.2. Недостатки малого бизнеса………………………………………….......7
1.3. Риск в малом бизнесе…………………………………………………….8
1.4. Проблемы малого бизнеса в России……………………………………13
1.5. Решение проблем малого предпринимательства……………………...14
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА….17
2.1. Малый бизнес экономические и социальные задачи………………….17
2.2. Занятость в малом бизнесе……………………………………………...18
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложения……………………………………………………………………...28
В словаре Вебстера "риск" определяется как "опасность, возможности убытка или ущерба". Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, не до-получение доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:
- производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;
- финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;
- инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;
- рыночный
риск, связанный с возможным колебанием
рыночных процентных ставок как собственной
национальной денежной единицы, так и
зарубежных курсов валют.
Рис. 1.1.
Анализ риска
Все участники проекта заинтересованы в том, чтобы исключить возможность полного провала проекта или хотя бы избежать убытка для себя. В условиях нестабильной, быстро меняющиеся ситуации, участники, вынуждены учитывать все возможные последствия от действия своих конкурентов, а также изменение рыночной ситуации. Назначение анализа риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.
Когда говорят о необходимости учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика) или продавца, инвестора и покупателя, а также страховую компанию. При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
- потери от риска независимы друг от друга;
- потеря по одному направлению из "портфеля рисков" не обязательно увеличивают вероятность потери по Другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
- максимальный возможный ущерб не должен Превышать финансовых возможностей участника.
Риск обычно подразделяется на два типа — динамический и статический.
Динамический риск — это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала в следствии принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.
Статический риск — это риск потерь реальных активов в следствии нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача - определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает и т. д., то есть, установить потенциальные области риска, после чего - идентифицировать все возможные риски.
Количественный анализ риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом - проблема более сложная.
Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска в проекте, можно условно разделить на две группы: Объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличия режима наибольшего благо препятствия, возможная работа в зонах свободного экономического предпринимательства и т.д.
К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму; это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организации труда, уровень производительности, труда, степень кооперированных связей, уровень техники безопасности, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком и т.д. Последний фактор играет важную роль для фирмы, т.к. от типа контракта зависит степень риска и величина вознаграждения по окончании проекта.
Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами существует три способа снижения риска:
- распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
- страхование;
- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
1.4.
Проблемы малого бизнеса
в России
Проблемы малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы. По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входят и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены. Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%.
На федеральном уровне власти часто заявляют
о приоритете и важности малого предпринимательства
и необходимости его всесторонней поддержки.
На деле проблемы малого бизнеса мало
кого интересуют. На местном уровне малым
и средним предприятиям чиновники часто
вставляют палки в колеса и тормозят их
развитие. Не поправил положения и новый
закон 2008 года о поддержке субъектов малого
и среднего бизнеса. Он не предусматривает
специальные льготы по кредитованию малого
бизнеса, и вопросами предоставления льготных
кредитов сейчас занимаются местные органы
власти и банковские структуры. В условиях
кризиса банки резко сократили кредитование
малого бизнеса, хотя и не полностью его
остановили. Льготное кредитование есть,
но в каждом регионе оно идет разными темпами
и на разных условиях. Также несогласованно
происходит и предоставление малому бизнесу
помещений, возможность которого предусматривает
ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивые на
бумаге, на деле работают далеко не всегда.
Таким образом, проблемы малого бизнеса
государство пока не очень волнуют, а развитие
малого предпринимательства остается
в руках самих предпринимателей.
1.5
Решение проблем
малого предпринимательства
Основные решения проблем малого предпринимательства требуют вливания дополнительных средств для его развития и стабильной дальнейшей работы. Без дополнительных денежных средств невозможно существование ни одного бизнеса, крупного, среднего или малого. В этом случае в первую очередь всегда обращаются за помощью к банкам. Однако не всегда банки могут предоставить необходимые средства для развития предпринимательства по ряду причин. Для того чтобы решить все проблемы с предоставлением кредита малому бизнесу необходимо, чтобы имелась общая и единая для всех банков система кредитования, которой на сегодняшний день не существует. Есть лишь несколько правил предоставления кредита, которые одинаковы для большинства банков. Перед банками стоит серьезная задача сделать так, чтобы все больше предпринимателей могли доверять банкам и банковским программам кредитования. Получается, что банк и предприниматель должны быть не просто заемщиками и кредиторами, а равными партнерами. Именно банк должен быть заинтересован в том, чтобы предприятие, которое он кредитует, развивалось максимально быстро и эффективно.
Что может решить в настоящее время проблему кредитования малого бизнеса, которая является самой актуальной? Для решения проблем предпринимательства нужно, в первую очередь, разработать единую систему кредитования малого бизнеса, для того чтобы все банки осуществляли общий комплексный подход к оформлению кредита. Ведь перечень документов, которые предоставляют в банк предприниматели, очень широк и для каждого банка пакет этих документов может отличаться. Кроме этого необходимо определиться с залоговым обеспечением, потому что не все предприниматели могут предоставить сейчас такой залог, какой требует банк. Нужно разработать единую форму залогового обеспечения, которое будет достаточным для обеспечения безопасности банку и также будет, приемлем для самого предпринимателя. Далее банки не должны стоять на месте и продолжать использовать уже созданные программы кредитования. Они должны разрабатывать программы упрощенного кредитования, в которых будут использованы минимальное количество документов, снижены сроки получения кредита и увеличены сроки, на которые можно получить кредит. Обязательно нужно придать большое значение снижению ставок по кредитным программам. Еще один очень важный факт – это создание программ кредитования малого предпринимательства на его начальной стадии. Сейчас кредитование малого бизнеса проводится только для тех предприятий, которые уже отработали более шести месяцев после регистрации, а в некоторых банках этот срок может достигать и трех лет. Для открытия же нового бизнеса у предпринимателя на начальном этапе нет возможности предоставить все необходимые документы, потому что это предприятие еще не получает никакого дохода и не может дать залоговое обеспечение. В связи с этим нужно направить больше сил на то, чтобы внедрять программы финансирования стартового бизнеса. Существующие фонды содействия малому бизнесу могут в этом случае оказать значительную поддержку, потому что сами эти фонды поддерживает государство. Именно государство в первую очередь и должно быть заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса. Проблемой выдачи кредитов является кредитная история, которая иногда просто отсутствует у человека и банк не может определить, насколько клиент положителен. Да и работа кредитных бюро еще слишком слаба, потому что на то, чтобы выяснит, что-либо о той или иной компании требуется очень много времени. Тем клиентам, у которых имеется положительная кредитная история нужно предлагать оформление кредита на льготных и более выгодных условиях. Тогда предприниматели еще больше будут заинтересованы в получении займа и своевременной его выплаты для того, чтобы в дальнейшем пользоваться льготными условиями. Предпринимателям будет выгодно, тесно сотрудничать с одним банком.
Таким
образом, малый бизнес все еще
представляет собой слабо разработанный
пласт хозяйства России, который
может дать богатый «урожай», если будут
созданы условия для его развития.
ГЛАВА
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС И
ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
2.1.
Малый бизнес экономические
и социальные задачи
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.
Малый бизнес – важный сектор экономики. Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса.
Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий.
Малый
бизнес выполняет важную функцию
в развитии инновационной экономики
государства, инвестируя средства в
наукоемкие высокотехнологичные
Информация о работе Малый бизнес, его роль в российской экономике