Малый бизнес по-японски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Япония – это страна сакуры и чайных церемоний, тысячи островов и сакэ. Страна, где самобытная культура самураев и гейш гармонично сочетается с высочайшими технологиями и мировыми достижениями науки. О жизни малых предпринимателей и развитии всемирно известной модели отношений малого и крупного бизнеса в этой стране мы попросили рассказать нашей газете главного научного сотрудника Института мировой экономики и мировых отношений РАН Елену Леонтьеву – человека, который изучает экономику Японии с 1960 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес по.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес по-японски

Япония  – это страна сакуры и чайных церемоний, тысячи островов и сакэ. Страна, где самобытная культура самураев и гейш гармонично сочетается с высочайшими технологиями и мировыми достижениями науки. О жизни малых предпринимателей и развитии всемирно известной модели отношений малого и крупного бизнеса в этой стране мы попросили рассказать нашей газете главного научного сотрудника Института мировой экономики и мировых отношений РАН Елену Леонтьеву – человека, который изучает экономику Японии с 1960 года.

– Елена Львовна, расскажите, в чем характерная особенность  японской экономики?

Население Японии – 127 млн человек, но только 13% всей площади – это ровная поверхность, остальное – горы. На этих тринадцати процентах проживает 2/3 всего населения. Это страна городских агломераций, деревни здесь – вкрапления между городами. Только в горных долинах сохранились обособленные поселки. Люди в основном живут маятниковой миграцией, они работают на городских предприятиях, и только 4% сельских жителей занимается сельским хозяйством. В недрах этой страны нет полезных ископаемых, а то, что было, уже исчерпано. И единственный ресурс, которым Япония может по праву гордиться, – это труд ее населения. Здесь очень высокий уровень образования, обязательное среднее, которое дети начинают получать с пяти лет.

Япония – это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. После войны американские оккупационные власти провели в  стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы  магистральные железные дороги, телефон  и телеграф, но в 80-х годах они  снова перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу  относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий  – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых.

– Япония страна очень специфичная  и закрытая, каковы особенности ведения  малого бизнеса в этой стране, какова специализация?

– Вопреки сложившемуся мнению, это страна довольно открытая, и миф о ее замкнутости в  основном основан на том, что иероглифическая  письменность является барьером к получению  информации о ней. На самом деле огромное количество материалов – газеты, журналы, статистические справочники – публикуется  в обычной печати и выходит  в интернет-изданиях в переводе на английский язык. Все это доступно иностранцам.

Предприятий малого бизнеса больше всего в трудоемких отраслях: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве и машиностроении.

По формам собственности  половина малых предприятий –  индивидуальные, то есть фактически семейные. Но сейчас семьи в Японии маленькие, как во всех урбанизированных странах, население начало сокращаться, и  сокращается число этих предприятий. Коллективные партнерства и акционерные  общества составляют остальную часть.

– Что представляет собой  так называемая “японская модель”  взаимодействия между малым и  крупным бизнесом, которую взяли  на вооружение многие развитые страны мира?

– Все в Японии устроено мозаично: почти во всех сферах малый  и крупный бизнес сосуществуют. Строительством массового жилья (японцы до сих пор  предпочитают жить в двухэтажных  коттеджах на одну-две семьи) занимается малый бизнес, а строительством дорог, заводов, многоэтажных жилых и офисных  зданий и торговых комплексов –  крупный. На транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные таксомоторные парки, автобусные корпорации. То есть крупный  бизнес предоставляет работу мелкому  – аутсорсинг. Что касается машиностроения, то везде, где есть трудоемкие процессы, крупные компании определяют, что им выгоднее – создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков. Около 55% малых предприятий в промышленности работает таким образом. Как участники технологических цепочек крупного бизнеса они могут делать мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.

Для того чтобы подобная система работала, необходимо, чтобы  малые предприятия располагались  поблизости от крупного концерна. К  примеру, в концерне “Тойота” лет двадцать назад часть субподрядчиков располагалась довольно далеко от головного сборочного завода и транспортное сообщение между ними было налажено через тоннель. Но случилась авария в тоннеле, и завод “Тойоты” встал!

Но и здесь есть свои перемены: практически все крупные  концерны построили и ведут сейчас производство и сбыт за рубежом. И  множество малых предприятий  остается без работы. Они или меняют свой профиль, или уходят с рынка.

– Престижно ли быть малым  предпринимателем в этой стране?

– Престижной работой считается  труд в крупных компаниях, но число  рабочих мест в таких корпорациях  ограниченно. Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным  для японцев кажется ресторанный  бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти  рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для  кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается  престижным. В Киото есть целый  район, занимающийся изготовлением  шелковой парчи для кимоно на старинных  деревянных станках. Изготовление и  обслуживание циновок и напольных  покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые  направления среди малого бизнеса.

– Какие препятствия и  трудности испытывает японский предприниматель?

– Крупный заказчик отбирает себе лучших исполнителей и устраивает между ними конкуренцию. И малые  – вынуждены защищать свое право  работать на него. Часто меняются условия  работы, меняются требования. Но главный  риск, который испытывает субподрядчик, – это перевод за границу основного  заказчика и потенциальная потеря рабочего места. Кстати, средняя продолжительность  жизни крупного предприятия около 30 лет, а малого – 10 лет. Хотя есть и  долгожители, и передающийся из поколения  в поколение семейный бизнес.

– По каким каналам контролируется японский частный бизнес? Можно ли уклониться от налогов и как это  карается?

– Что касается контроля, то, конечно, по лицензии контролируется качество продукции, как везде. Если предприятие уклоняется от налогов, то виновным полагается лишение свободы  на срок до 5 лет или штраф в 5 млн йен. Фальсификация сведений в налоговой декларации также карается лишением свободы сроком не более 1 года или штрафом до 200 тыс. йен. Контроль над сбором налогов осуществляет районное налоговое управление, но, конечно, при таких драконовских мерах наказания очень немногие из японских бизнесменов захотят рисковать. К тому же сам менталитет японцев не позволяет им идти на подобный обман.

Современная налоговая система  Японии создавалась американской оккупационной  администрацией, ее организовал в 1949–50 годах профессор Карл Шоуп. Он объездил тогда всю послевоенную Японию, спрашивал, как жители относятся к налогам, и понял, что японцы как люди, уважающие порядок, налоги платить желают и будут. Тогда, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белый и голубой. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не несут особых обязательств. Но и льготами не пользуются. Если заполняются голубые бланки, то предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, баланс, счет прибылей и убытков. За это им дается право пользоваться налоговыми льготами.

– Кем и как осуществляется поддержка малого предпринимательства  в Японии? Существует ли стимулирование его развития?

– Существует закон о  предотвращении нарушений субподрядных отношений. К примеру, задержки по оплате, неоплата, необоснованное возвращение  партии товара. Головное предприятие  – монополист для своих мелких исполнителей, но при этом оно не имеет права злоупотреблять своим  монопольным положением. Установлено, что, для того чтобы получить защиту у государства, все договора субподрядчиков с головным предприятием должны заключаться  в письменной форме и копии  должны подаваться в Управление по делам малого бизнеса и в Антимонопольную  комиссию. Если спор доходит до суда, эти ведомства выступают защитниками  малого предприятия.

Также для малого бизнеса  предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и  сооружений. Льготы даются малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое  оборудование, обновлять свой парк.

– Какими государственными льготами и субсидиями пользуются японские бизнесмены?

– Япония переживает очень  тяжелый бюджетный кризис. Государство  сейчас приватизирует остатки своего сектора – 8 финансовых учреждений, в числе которых корпорация для  финансирования малого бизнеса, выдававшая ссуды под льготный процент. Система  государственных субсидий практически  свернута. Впрочем, сейчас в Японии настолько низкие ставки процента по банковским ссудам, что эта льгота фактически потеряла смысл.

Японское правительство  заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое  предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем. Также в 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Таким образом, государство финансовой помощи предпринимателям не оказывает, но дает юридическую и информационную поддержку.

В основном малые и мельчайшие предприятия предпочитают финансирование при помощи друзей, родственников, знакомых, клиентов, поставщиков – как и  у нас. Сейчас льготами для малых  предприятий занялись крупные частные банки. Ими разрабатывается система беззалогового кредита. Они также выдают кредиты на сравнительно короткие сроки под залог оборудования.

– Есть ли в Японии организация, представляющая интересы мелких предпринимателей?

– Существуют ассоциации малого бизнеса на местном уровне. Они  поддерживаются местными торгово-промышленными  палатами, а центральная торгово-промышленная палата Японии (частная) является их координирующим центром.

Ассоциация торговцев  на определенной улице имеет выборные органы, которые поддерживают порядок  в своих рядах, представляют свои интересы перед муниципалитетом. Например, есть в Токио небольшой торговый ряд возле вокзала Уэно, и это тоже ассоциация! И ее защищает местная торгово-промышленная палата.

Японские власти всегда относятся  к малому бизнесу покровительственно, поскольку для них это элемент  социальной поддержки, и они стараются  не давать ему разоряться.

 

Политика  стимулирования малого бизнеса: опыт Японии

ИРИНА ЦВЕТОВА 
кандидат исторических наук, 
старший научный сотрудник 
Института Дальнего Востока Российской академии наук

• Для реализации государственной  политики в отношении малых и  средних предприятий создана  сеть специализированных органов 
• Используется система разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в  государственной поддержке малый  бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности  занятых в промышленности1.

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

К началу 50-х годов  в Японии насчитывалось уже более 3 млн МСП. Сначала они отличались тяжелыми условиями труда и использованием дешевой неквалифицированной рабочей силы (здесь часто работали члены семьи владельца), однако научно-технический прогресс позволил в короткие сроки реконструировать их, резко сократить время освоения новой продукции, повысить ее качество за счет обучения работников.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров  и услуг. Изучение спроса и быстрый  учет его изменений позволяют  небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный  бизнес также представлен почти  исключительно МСП. В условиях падения  спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам  небольших, но хорошо оборудованных  фирм.

Вместе с тем  низкая кредитоспособность, нехватка высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров из-за невозможности  обеспечить им заработную плату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, недостаток средств на НИОКР заставляют МСП  балансировать на грани банкротства.

Понимая, что малый  бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении МСП.

Правовое обеспечение

 

В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение  малого предпринимательства, которая  постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Информация о работе Малый бизнес по-японски