Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:05, реферат
Классическая школа экономики («классики») отражала экономическую практику своего времени. Во второй половине Х I Х произошли качественные изменения в экономике - началась ее монополизация. Одновременно, обострились экономические отношения между странами. В мире господствовала Англия. В ее интересах была либеральная политика мирового рынка, проявляющаяся в политике фритредерства. При таких условиях все другие страны становились подчиненными Англии, лишаясь собственной промышленности. В связи с этим возникли попытки сформировать новую, антиклассическую парадигму в экономической науке. Она представлена рядом экономических школ: сисмондизм, социалисты, историки Германии, Прудон.
1. Введение
2. Маржинальная революция
3. Австрийская школа
4. Список литературы
Содержание
1. Введение
2. Маржинальная революция
3. Австрийская школа
4. Список
литературы
1. Введение
1870-е годы стали началом новой ступени в судьбе экономической науки. Отказавшись от классической экономической школы, западные экономисты разрабатывают «чистую», математизированную доктрину для объяснения современной экономики.
Классическая школа экономики («классики») отражала экономическую практику своего времени. Во второй половине Х I Х произошли качественные изменения в экономике - началась ее монополизация. Одновременно, обострились экономические отношения между странами. В мире господствовала Англия. В ее интересах была либеральная политика мирового рынка, проявляющаяся в политике фритредерства. При таких условиях все другие страны становились подчиненными Англии, лишаясь собственной промышленности. В связи с этим возникли попытки сформировать новую, антиклассическую парадигму в экономической науке. Она представлена рядом экономических школ: сисмондизм, социалисты, историки Германии, Прудон.
Историческая школа Германии отрицала универсальный характер экономических законов. Историки считали, что в науке нет места абстрактным теоретическим построениям. В каждой стране развитие экономики идет по своим собственным законам, зависящим от культурных традиций, исторических особенностей и т.п. Поэтому классическая теория, ориентирующая на использование в любой стране, не применима, например в Германии. Такой подход к объяснению экономики стимулировал серьезные направления экономических исследований, но объективно вел к идее национальной неповторимости стран, что было ошибочным.
В этот
же период произошло разделение двух
антагонистических направлений
экономической науки –
Сейчас
перед нами стоит задача рассмотреть
эволюцию западной школы экономики
и основные ее течения.
2. Маржинальная
революция
В 1870-е годы произошла маржинальная революция в экономической науке, и возникли главные экономические школы. Маржинальная школа экономики порвала преемственность с предшествовавшей классической школой экономики.
Маржинализм — общее главное направление современной западной экономической идеологии. Он начал формироваться более ста лет назад и прошел ряд ступеней, представленных многими разновидностями, течениями современной экономической мысли.
У разных авторитетов этого течения экономической мысли главными оказываются те или иные принципы маржинализма. Маржинализм, в целом, динамичен, не устойчив, противоречив. В нем идет борьба по поводу, чаще всего, несущественных аспектов экономики.
В целом и конкретнее, формирование ядра маржинализма можно представить следующим образом: В 60 - 70 годы ХIХ века в качестве реакции на господство марксизма в широких кругах и на доминирование исторической школы Германии возникает маржинализм. Новым в этой экономической школе был ряд моментов, из них выделим четыре:
Маржиналисты считают, что основой стоимости являются не затраты на производство благ, а их будущая полезность, поэтому сферой исследования у них стал рыночный спрос, поведение потребителя. Подобный методологический подход к экономическому анализу получил название маржиналистской революции.
Главное у маржинализма – ценность товаров определяется не количеством труда, которое было затрачено на их производство, как считал Смит, и даже не издержками производства, как считал Миль, а зависит от субъективных психологических особенностей восприятия товара покупателем.
Восприятие покупателями ценности товара индивидуально и зависит от полезности, которую может принести покупателю данный товар. Полезность же товара зависит от системы потребностей и уже имеющегося запаса товара. Система потребностей ранжируется по критерию нуждаемости в товарах разного рода (например, питание нужнее одежды). Одновременно, каждый следующий товар данного вида обладает для потребителя все меньшей и меньшей полезностью. Соответственно цена товара будет падать по мере роста запаса товаров и насыщения потребителя.
По мнению маржинализма, цена блага определяется предельной полезностью.
Маржинализм является главной экономической
школой. В его разработке принимало участие
большое число экономистов. Трудно оценить
вклад каждого из них в разработку и популяризацию
тех или иных аспектов маржинализма. В
нем часто выделяют группы экономистов
по странам (австрийская и американская
школа), по городам (чикагская – монетаризм),
по месту работы (кембриджская школа) и
т.п.
Из экономических школ обычно вытекают практические рекомендации политикам, практиками. Скажем, из классической школы экономики Смита вытекает идея отказа от экономической роли государства, из марксизма - необходимость революции и т.п. В противоположность этому маржинализм считает свой подход « чистой теорией » и не ведет ни к каким рекомендациям экономике – бесплоден с этой точки зрения. В то же время, его представители внесли большой вклад в развитие экономической науки.
В развитых странах существуют различные экономические школы, в т. ч. последователей Маркса и Ленина. Главной из них является маржинализм или современная западная мысль. Он считает себя «нормой мировой экономической мысли» (мэйн стрим). Это не свидетельствует об истинности всех идей маржинализма. Выделяют следующие экономические школы маржинализма:
Каждая из них не однородна и включает труды с разными трактовками. Они эволюционировали от исходных их концепций. Необходимо иметь в виду и то, что их разновидности возникают порой на основе несущественных новаций - добавление какого-либо новшества (даже ошибочного или сомнительного) воспринимают за новую экономическую школы. Так, например, возник современный монетаризм.
Эти школы
одинаково объясняют проблемы, но
акцентируют разные аспекты. Поэтому,
их различия несущественны.
Среди первых экономистов,
У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас были профессорами университетов и сформировали три школы: английскую, лозанскую и австрийскую. Глава английской школы У. Джевонс полагал, что «истинную экономическую теорию можно получить, лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать, чувствам удовольствия и сострадания». В центре внимания У. Джевонса был процесс обмена. Он считал, что обмен возможен лишь в том случае, когда предельная полезность получаемого товара превышает предельную полезность уступаемого товара. Предельная полезность – субъективная величина, она имеет тенденцию к убыванию. У. Джевонс сформулировал уравнение обмена, подразумевающее пропорциональность предельных полезностей относительным ценам. Наиболее важным вкладом У. Джевонса в экономическую мысль является теория предложения труда. В максимально обобщенном виде она сводится к утверждению, что труд будет предлагаться до тех пор, пока у работника преобладает превышение удовлетворенности над неудовлетворенностью. Тягость труда сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность производимого этим трудом продукта убывает. Исследования У. Джевонса и возглавляемой им школы отличаются умеренным применением математики, отрицанием классового подхода, использованием идей классической школы. Дальнейшее развитие идеи У. Джевонса получили в трудах А. Маршалла и А. Пигу.
Широкое
применение математического аппарата
характерно для лозанской школы,
представленной Л. Бальрасом, В. Парето,
Г. Касселем. Вальрас впервые попытался
решить экономические проблемы языком
математики, представив экономические
отношения в виде функций или систем уравнений.
Применяя математический анализ, Л. Вальрас
делал выводы об экономических закономерностях.
Центральными темами в работах Вадьраса
были проблема экономического равновесия
и проблема основы стоимости. Экономическое
равновесие он считал наступившим тогда,
когда все потребители достигают максимума
в удовлетворении своих потребностей.
По вопросу основы стоимости Л. Вальрас
утверждал, что на рынке все определяется
совместно и одновременно: издержки, доходы,
предельные полезности товаров, спрос
и предложение. Эта идея взаимозависимости
всех цени количеств в экономике была,
по оценке М. Блауга, первой действительно
новой значительной идеей, появившейся
в экономической науке после Рикардо.
Современные теории денег, международной
торговли, занятости и экономического
роста – это упрощенные варианты теории
общего равновесия.
3.
Австрийская школа
Третье направление школы маржинализма – австрийское – оказалось самым плодотворным и устойчивым. Основоположником австрийской школы был К. Менгер (1840–1921), изложивший практически все идеи австрийской ветви маржинализма, позднее развитые Е. Бем-Бавсрком, Ф. Визером и их учениками Л. Мизесом, И. Шумпетером, Ф. Хайеком и др.
Австрийская
школа характеризуется