Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:00, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении понятия и сущности маркетинга, его характеристик.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. изучить историю развития маркетинга в зарубежных странах и России;
2. дать определение понятию маркетинга, раскрыть его сущность и рассмотреть классификацию видов маркетинга;
Введение
1. Понятие и сущность маркетинга……………………………….…5
1.1 Понятие маркетинга. Принципы маркетинга………………….5
1.2 Этапы маркетингового цикла. Маркетинг в действии………..7
2. Цели маркетинга………………………………………………….…9
2.1 Цели маркетинга……………………………………………….....9
2.2 Роль маркетинга в бизнесе……………………………………...10
2.3 Организация маркетинга……………………………………..….11
3. Функции маркетинга и его особенности в России…………..….19
3.1 Функции маркетинга………………………………………….....19
3.2 Особенности российского маркетинга……………………….…22
4. Заключение……………………………………………………….......27
Список использованных источников……………………………….. 29
Маркетинг – наука, изучающая,
какие товары и в каком количестве
следует производить, как выгоднее
и быстрее сбыть (продать) товар
с меньшим риском, оптимальными затратами
и максимально возможной
Однако роль маркетинга в конкретном
бизнесе и отношение к нему
предпринимателя в немалой
Рис. 2. Роль маркетинга в бизнесе.
Место маркетинговых служб в организационной структуре фирмы.
Возрастание роли маркетинга в связи
с изменением ситуации на рынке и
превращение последнего в «рынок
покупателя» оказывают влияние
на развитие отделов маркетинга, их
место в организационной
Рис.3. Организационная структура фирмы, ориентированная на производство.
Рис.4. Организационная структура фирмы, ориентированная на продажу.
Рис.5. Организационная структура фирмы, ориентированная на маркетинг.
Рис. 6. Полная интеграция маркетинга на рынке.
Способы организации отделов маркетинга.
Претворение маркетинговых решений
в жизнь требует многих навыков,
в том числе способности
Чтобы адекватно реагировать на
современную рыночную среду, компании
разработали множество
Рассмотрим некоторые базисные организационные структуры. Организация маркетинговых отделов может проводиться по выполняемым функциям, географическим районам, товарам, потребителям.
Функциональная
Для преодоления координационных
проблем в рамках функциональной
организации иногда вводится управление
по продуктам. В этом случае менеджер
по продукту несет ответственность
за один продукт или группу однородных
изделий от момента их внедрения
до момента снятия с производства.
Его задача – координация работы
различных служб компании по освоению
и внедрению на рынок данного
продукта. Управляющие по продуктам
могут подчиняться либо непосредственно
руководству компании, либо руководителю
отдела маркетинга. В компаниях, как
правило, исторически преобладал первый
вариант, когда наряду с менеджерами
по исследованию рынка, рекламе, сбыту
в отделе маркетинга работал менеджер
по продуктам. Однако в этом случае
менеджер по продукту имеет ограниченную
возможность влияния на различные
области деятельности компании. Второй
вариант лишен данного
При дивизиональной организации отдела маркетинга деление происходит не по функциям, а по объектам, в качестве которых могут выступать рынки, продукты, клиенты. Организация, ориентированная на объект, не заменяет собой функциональную, а имеет дополнительный уровень управленческих должностей – менеджеров, отвечающих за конкретный товар, торговую марку или рынок, в чьи обязанности входит координация всех действий, имеющих отношение к конкретному товару, торговой марке или рынку.
Организация отдела маркетинга по товарам и маркам целесообразна в том случае, когда компания ориентируется на диверсификацию или когда значительное число продуктов не контролируется при функциональной организации. Задача менеджера по определенному продукту состоит в разработке соответствующих планов, их внедрении, отслеживании результатов и корректировке в случае необходимости.
Географическая организация
маркетинговых отделов характер
При организации по клиентам менеджеру поручается какая-либо отдельная группа клиентов или часть рынка (например, работа с оптовой торговлей, розничной торговлей и промышленными предприятиями).
Иногда за менеджером может быть
закреплен один, но очень важный
клиент. Данный подход целесообразно
использовать в том случае, когда
всех покупателей можно разделить
на несколько групп, отличающихся по
своим предпочтениям и
К преимуществам дивизиональной структуры относится ее большая адаптивность, синергия, сравнительно низкий потенциал конфликтов в управлении, лучшая мотивация сотрудников.
Организация, построенная по матричному принципу, основывается как минимум на двух критериях структурирования, например товар / рынок или функция / товар. Каждая группа матричной структуры имеет двойное подчинение: с одной стороны, ее руководителем является, например, менеджер по продукту, а с другой – менеджер, возглавляющий отдел снабжения. С помощью этих структур фирмы пытаются преодолеть проблемы, характерные для одномерных структур. К их преимуществам следует отнести малые потери информации и лучшую координацию деятельности. Такая организация целесообразна для компаний с большим числом товаров и рынков. Однако подобная система достаточно дорога и создает предпосылки к возникновению и развитию конфликтных ситуаций в процессе управления. Для ее эффективного функционирования необходимы большое количество сотрудников, причем достаточно коммуникабельных, четкое разделение полномочий, высокая степень специализации различных служб.
По мере роста компаний с большим числом товаров / рынков они могут преобразовывать свои основные товарно-рыночные группы в отдельные подразделения. Последние создают собственные отделы и службы. Это дает возможность избежать чрезмерного усложнения системы управления фирмой.
Для решения нестандартных задач
и задач высокой степени
Межфункциональные команды оптимально подходят для проектов, связанных с новыми концепциями и технологией. Они самостоятельны в оперативной работе и выборе путей решения задач. Руководство компании контролирует затраты и результаты их работы. Однако временные организационные подразделения могут лишь дополнять существующую структуру.
При проектировании структуры отдела маркетинга важно добиться того, чтобы она была простой и ее легко можно. было изменить, адаптировать к меняющимся условиям рынка, а также чтобы она стимулировала предприимчивость. Каждая компания создает собственную схему маркетинговой службы, обеспечивающей максимальную эффективность, используя при этом комбинации различных форм организации.
3.1 Функции маркетинга
Маркетинг осуществляет определенный набор функций, которые позволяют фирме выполнять полный цикл маркетинговой деятельности. Функции маркетинга группируются по пяти блокам (рис. 7).
Рис. 7. Блок-схема функций маркетинга
Блок 1. Планово-исследовательские, контрольные и организационные функции:
1.1 – маркетинговое исследование (сбор и анализ информации, прогнозирование рынка);
1.2 – разработка маркетинговой стратегии;
1.3 – составление плана и бюджета
маркетинга, разработка оперативной
программы маркетинговых
1.4 – маркетинговый контроллинг;
1.5 – организация маркетинга.
Блок 2. Функции формирования рынка и ценообразования:
2.1 – поиск и раздел рынка сбыта;
2.2 – сегментация рынка;
2.3 – разработка нового товара или модернизация старого;
2.4 – тестирование рынка,
2.5 – разработка ЖЦТ;
2.6 – разработка и осуществление ценовой стратегии маркетинга;
2.7 – разработка и защита марки товара.
Блок 3, Функции регулирования рынка:
3.1 – стимулирование спроса и предложения;
3.2 – регулирование товарных запасов;
3.3 – регулирование цен.
Блок 4. Функции товародвижения и дистрибьюции:
4.1 – выбор дистрибьюторов (торговых посредников), формирование и эксплуатация каналов товародвижения;
4.2 – организация сбыта и продажи товаров;
4.3 – управление перемещением
и складированием товаров (
4.4 – научная организация
4.5 – организация франчайзинга, лизинга и факторинга.
Блок 5. Функции управления продвижением товаров:
5.1 – организация рекламной
5.2 – организация каналов