Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:58, курс лекций
В курсе микроэкономики анализируется взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности – отдельных потребителей (домашних хозяйств) и производителей (предприятий). Микроэкономику иногда называют «теорией цен», поскольку главными индикаторами механизма распределения товаров (благ, услуг, ресурсов) в рыночной экономике выступают цены. Цена на конкретный товар зависит от многих факторов, в том числе от соотношения спроса и предложения, и является функцией многих переменных.
В разделе «Производство. Производственные функции» детально исследуются протекающий в рамках фирмы процесс производства и его параметры – потребление ресурсов (издержки производства и их виды), доход и прибыль, условие минимизации издержек и максимизации прибыли и т.п. Поэтому микроэкономика является основой теории фирмы.
Потребители преследуют цель добиться максимальной полезности от потребления. Производители стремятся добиться максимальной прибыли.
Математические
модели мИкроэкономики
В курсе микроэкономики анализируется взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности – отдельных потребителей (домашних хозяйств) и производителей (предприятий). Микроэкономику иногда называют «теорией цен», поскольку главными индикаторами механизма распределения товаров (благ, услуг, ресурсов) в рыночной экономике выступают цены. Цена на конкретный товар зависит от многих факторов, в том числе от соотношения спроса и предложения, и является функцией многих переменных.
В разделе «Производство. Производственные функции» детально исследуются протекающий в рамках фирмы процесс производства и его параметры – потребление ресурсов (издержки производства и их виды), доход и прибыль, условие минимизации издержек и максимизации прибыли и т.п. Поэтому микроэкономика является основой теории фирмы.
Потребители преследуют цель
добиться максимальной
Задача математической микроэкономики заключается в построении системы математических моделей, адекватно отражающих взаимозависимости между экономическими параметрами деятельности фирмы. Только такие модели позволяют субъектам хозяйственной деятельности обосновать оптимальные решения и руководствоваться ими в принятии решений.
Раздел
1. Моделирование
спроса и предложения
Тема
1: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Спрос (D - demand) на какой-либо товар характеризует количество продукта, которое потребители желают, готовы и в состоянии купить по одной из возможных в течение определенного периода времени цене. Функция спроса представляет зависимость объема спроса от влияющих на него факторов – независимых экономических переменных. Прежде всего, спрос зависит от цены (price) данного товара. На спрос оказывают влияние неценовые факторы. Среди них - цены на другие товары; (income) – доходы потребителей; – вкусы, потребительские предпочтения; (wait) – ожидания; (number) – количество покупателей; – прочие факторы.
Функция спроса в неявном виде: , где (quantity) - объем спроса на товар, показывает количество этого товара, которое желает купить отдельный потребитель, группа потребителей или все общество в целом в единицу времени при определенных условиях. Функция спроса является функцией многих переменных.
Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
В экономической теории принято, следуя традиции А. Маршалла, откладывать независимую переменную ( ) по вертикальной оси – оси ординат, а зависимую ( ) – по горизонтальной оси – оси абсцисс. Математики поступают иначе: на оси ординат откладывают значения зависимой переменной, на оси абсцисс – независимой переменной.
Точка на кривой спроса характеризует уровень цены и объем покупок товара в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
Если неценовые факторы спроса не изменяются (постоянны), то объем спроса зависит только от цены товара, от одной переменной:
На
графике изменение цены вызывает
изменение объема спроса и перемещение
из одной точки кривой спроса (точки
) в другую (точку
) при снижении цены с
до
, и в обратном направлении при повышении
цены (рис 1 а).
При изменении неценовых факторов происходит изменение самого спроса, или изменение в самом спросе, которое сдвигает кривую спроса вправо вверх при увеличении спроса или влево вниз при сокращении спроса (рис. 1 б).
Примером
простейших функций спроса в явном
виде являются линейная функция
, где
- константы, имеющие экономический
смысл и различающиеся у каждого товара
и в различные периоды времени; степенная
функция спроса
была характерна для ряда товаров
потребительского спроса в 30-40 гг. XIX в.
Здесь
- коэффициент ценовой эластичности
спроса.
Наклон
кривой спроса для
нормальных товаров.
Задана некоторая функция спроса и графически представлена на рис. 2. Исходная точка с координатами . Допустим, цена растет, спрос уменьшается и новая ситуация представлена точкой с координатами .
Наклон кривой спроса на дуге определяется наклоном секущей линии, проведенной через точки и к оси , и измеряется отношением изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены:
Секущая образует угол с отрицательно направленной осью . Экономисты же измеряют наклон кривых тангенсом угла, который образуют секущая (на дуге) или касательная (в точке) только с положительно направленной осью абсцисс. Поэтому наклон кривой спроса измеряют тангенсом угла , т.е. . Следовательно, кривая спроса для нормальных товаров имеет отрицательный наклон.
Если задана функция спроса, то наклон кривой в точке определяется первой производной. Так, если , то точка пробежит по дуге в направлении к точке и совпадет с ней. Секущая линия повернется и займет положение касательной к кривой спроса в точке . Тогда наклон кривой спроса в точке будет равен тангенсу угла, который образует касательная в этой точке с положительно направленной осью .
Если , то . Наклон кривой спроса в точке равен .
Если функция спроса линейна, то ее наклон измеряется угловым коэффициентом (- ). Наклон кривой спроса для нормальных товаров отрицательный. Это означает, что между объемом спроса на товар и его ценой существует обратная зависимость ( ).
Предложение (S - supply) характеризует количество продукта, которое производитель желает и может произвести, продать на рынке по сложившейся на рынке цене в течение определенного периода времени.
Функция предложения характеризует зависимость объема предложения от влияющих на него различных факторов. На предложение оказывают влияние следующие факторы: – цена данного товара; неценовые факторы, к которым относятся – цены на другие товары; – цены на ресурсы; (tax) – налоги; (subsidy) – субсидии; – прочие факторы.
Функция предложения в неявном виде: , где - объем предложения товара.
Если
все неценовые факторы
Аналогично,
как и в случае кривой спроса, для кривой
предложения на графике изменение цены
выражается в изменении объема предложения
и движении вдоль кривой предложения из
одной точки в другую: вверх по кривой
предложения в случае роста цены и вниз
в случае снижения цены. Изменение неценовых
факторов вызывает сдвиг кривой предложения.
Так, введение налога с продаж передвигает
кривую предложения влево и вверх.
Наклон
кривой предложения
для нормальных товаров.
Дана некоторая функция предложения (рис. 3). Исходная точка с координатами . С ростом цены товара увеличивается объем предложения, что отмечается точкой с координатами .
Наклон кривой предложения на дуге определяется наклоном секущей линии, проведенной через точки и , к положительно направленной оси . Наклон кривой предложения на дуге равен соотношению прироста предложения к вызвавшему его приросту цены: .
Наклон
кривой предложения в точке
Если , то .
Наклон кривой предложения в точке равен: .
Если
функция предложения линейна:
, то ее наклон измеряется угловым коэффициентом
(+
). Наклон кривой предложения для нормальных
товаров положителен. Это означает, что
между объемом предложения товара и его
ценой существует прямая зависимость
(
).
Ценовая эластичность спроса (предложения) характеризует реакцию потребителей (производителей) на изменение цены, их чувствительность к изменению цены продукции и измеряется коэффициентом ценовой эластичности . Так, по одним товарам незначительное изменение цены приводит к значительным изменениям в количестве покупаемых продуктов. Это относительно эластичный спрос. По другим товарам значительное изменение цены вызывает небольшое изменение в объеме покупок.
Эластичность спроса относительно цены измеряется на дуге и в точке.
Абсолютное изменение объема спроса и цены составляет:
, .
Относительное изменение объема спроса и цены равно:
,
, где
,
- средние величины объема спроса и
цены на отрезке.
Изменение спроса и цены, выраженное в процентах, равно: ; .
Ценовая эластичность спроса на дуге измеряется коэффициентом эластичности ( ) - отношением относительного (процентного) изменения объема спроса к относительному (процентному) изменению цены.
Коэффициент ценовой эластичности спроса для нормальных товаров всегда величина отрицательная, так как между объемом спроса и ценой существует обратная зависимость - они изменяются в противоположных направлениях.
Если , то имеет место единичная эластичность спроса; если то спрос эластичен; если - спрос неэластичен. Если при изменении цены спрос остается неизменным (например, в случае товаров первой необходимости), то и имеет место совершенно (абсолютно) неэластичный спрос. Если при постоянной цене спрос изменяется, то , что характерно для совершенно (абсолютно) эластичного спроса.
Эластичность спроса по цене в точке определяется, если известна функция спроса, следующим образом:
На нижеследующем рисунке представлены возможные случаи эластичности спроса. Однако, следует помнить, что по наклону кривой нельзя определить эластичность, поскольку величина коэффициента эластичности определяется еще и абсолютными значениями объема спроса и цены.
Эластичность предложения по цене измеряется аналогично эластичности спроса, а в коэффициенте, измеряющем ценовую эластичность предложения в точке, записывают первую простую производную функции предложения:
В случае товаров заменителей (субститутов) изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на другой товар. Для таких товаров измеряют перекрестную эластичность ( ) спроса на товар при изменении цены товара на дуге или в точке. Измерим перекрестную эластичность спроса на один товар по цене другого в точке.