Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:58, курс лекций
В курсе микроэкономики анализируется взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности – отдельных потребителей (домашних хозяйств) и производителей (предприятий). Микроэкономику иногда называют «теорией цен», поскольку главными индикаторами механизма распределения товаров (благ, услуг, ресурсов) в рыночной экономике выступают цены. Цена на конкретный товар зависит от многих факторов, в том числе от соотношения спроса и предложения, и является функцией многих переменных.
В разделе «Производство. Производственные функции» детально исследуются протекающий в рамках фирмы процесс производства и его параметры – потребление ресурсов (издержки производства и их виды), доход и прибыль, условие минимизации издержек и максимизации прибыли и т.п. Поэтому микроэкономика является основой теории фирмы.
Потребители преследуют цель добиться максимальной полезности от потребления. Производители стремятся добиться максимальной прибыли.
Дана функция спроса на -ый товар: . Изменение цены товара вызывает изменение спроса на товар . Тогда ; а . Отсюда . Находим предел отношения приращения спроса к вызвавшему его приращению аргумента:
Коэффициент перекрестной эластичности спроса равен:
.
Изменение спроса вызывается также изменением доходов потребителей. Поэтому измеряют перекрестную эластичность ( ) спроса на товар по доходу.
Задана функция спроса на -ый товар: . Изменение дохода вызывает изменение объема спроса: ; а функция спроса принимает вид: . Отсюда изменение спроса составляет:
. Находим предел отношения приращения спроса к вызвавшему его приращению цены:
Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет вид: .
За изменением эластичности спроса и предложения внимательно следят предприниматели и используют данный параметр в принятии решений по изменению объема производства и валового дохода фирмы.
Коэффициенты эластичности спроса находят широкое применение в решении различного рода экономических задач. Рассмотрим, какое влияние эластичность спроса оказывает на величину валового дохода производителя при изменении цены продукта.
Задана
функция спроса
. Валовой доход фирмы
. Приращение дохода относительно изменения
цены равно:
. Если
, то прирост дохода равен нулю и, следовательно,
валовой доход всегда остается неизменным
после изменения цены товара. Если спрос
эластичен
, то изменение дохода зависит от того,
как изменялась цена
товара. Если цена повышалась, то
доход уменьшался; если цена снижалась,
то при эластичном спросе доход повышался.
Если спрос неэластичен и
, то при повышении цены, доход растет;
при снижении цены, доход понижается. Таким
правилом руководствуются предприниматели,
принимающие решение, повышать цену товара
или снижать при существующей эластичности
спроса для того, чтобы увеличить валовой
доход (выручку).
Тема
2: простые динамические
модели рынка
одного товара
Дискретная модель.
Простейшие модели экономического равновесия разработаны в 30-50гг. 20-го века.
Рассмотрим рынок одного товара. Сделаем ряд допущений:
- у производителей
не возникают трудности с
- объединим
всех покупателей в одну
- объединим
всех продавцов в другую
- допустим,
что весь произведенный товар
реализуется сразу (
Рассмотрим ситуацию на рынке, когда предложение товара постоянно отстает от спроса, в дискретном анализе на один интервал.
Интервалы времени одинаковы и последовательно принимают значения:
Если (time) – текущий интервал времени, то – предшествующий, а последующий интервал времени.
Такая ситуация нередко наблюдается на рынке нового товара. Функции спроса и предложения на данный товар являются некоторыми функциями от цены: и
Объем товара произведен в предыдущем временном интервале , а реализуется в текущем интервале .
Производители руководствуются ценой и производят продукцию в объеме . Данное предложение товара реализуется в следующем временном интервале по новой цене спроса .
Общую схему действия модели можно представить следующим образом:
в начальный интервал времени имеем ,
в следующий интервал времени имеем и т.д.
Так как известны функции спроса и предложения, то можно определить равновесную цену. Для этого необходимо приравнять функции спроса и предложения:
где (equilibrium) - индекс, означающий равновесное значение величины объема и цены, соответственно ( ).
Если
функции спроса и предложения
линейны, то, приравнивая их, получим
одну точку равновесия и единственное
значением равновесной цены и равновесного
объема.
Если функции спроса и предложения не линейны, то получим два или более значений равновесной цены и равновесного объема. В таком случае необходимо провести дополнительное исследование и определить, в какую точку равновесия приходит система под влиянием спроса и предложения и факторов их определяющих.
Проиллюстрируем графически паутинообразную модель. Первоначально находимся в точке . В этой точке производители руководствуются ценой и производят продукцию в объеме в период времени .
Реализуется товар в точке в периоде по цене спроса . В периоде производители увеличивают предложение товара до , так как выросла цена товара, и находятся в точке на кривой предложения с координатами .
Продается товар в точке . Поскольку предложение товара возросло, то, чтобы продать весь товар, приходится снизить цену с до .
В следующий период времени производители руководствуются ценой , производят объем продукции в точке на кривой предложения с координатами . Реализуется эта продукция по цене в точке и т.д. Рынок приходит в состояние равновесия в точке С.
Аналитическая интерпретация модели состоит в следующем:
Для простоты будем считать, что спрос и предложение являются линейными функциями:
где – конкретные параметры каждого товара.
Находим равновесные объем и цену, приравняв функцию спроса и предложения: .
Подставим равновесное значение цены в функции спроса и предложения и определим равновесный объем: . Так как в точке равновесия объем спроса равен объему предложения, то справедливо выражение:
Запишем условие равновесия для любого времени :
Выражение (1.2) справедливо для любой точки. Знак равенства в выражении (1.2) означает, что весь произведенный продукт реализован.
Вычтем из уравнения (1.2) уравнение (1.1):
Перейдем к следующим обозначениям:
характеризует отклонение
объема выпуска в любой период
времени от равновесного
представляет отклонение цены спроса в любой момент времени от равновесного значения;
- отклонение цены предложения в любой момент времени от равновесного значения.
Тогда действие модели можно представить разностными уравнениями:
Выражение (1.3) аналогично выражению (1.2), но описывает отклонения цены и выпуска в некоторый период времени от их равновесных значений.
Из уравнения (1.3) можно выразить значение цены в любой период времени следующим образом: . Обозначим , тогда . Величина , так как наклон кривой спроса для нормальных товаров отрицателен , а наклон кривой предложения – положителен .
Так как , то , где - известная величина – цена в начальный период времени , а можно определить из уравнения (1.3), поскольку известны функции спроса и предложения.
Во все периоды времени имеем:
;
;
;
,
т.е. для любого периода времени имеем . Отсюда
.
Отклонение цены в любой период времени от ее равновесного значения принимает то положительные, то отрицательные значения. Так как начальное отклонение , то - положительная величина.
Число - величина отрицательная, так как - наклон кривой предложения, - наклон кривой спроса. Обозначим . Тогда
;
;
;
….;
, т.е. знак отклонения будет чередоваться: минус, плюс, минус и т.д. Следовательно, будет то меньше, то больше равновесной цены.
У данной модели есть развитие. Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения кривые спроса и предложения перемещаются, и с помощью модели можно рассматривать, как рынок приходит в состояние равновесия до того периода пока не возникает новое возмущение.
Например, в спокойное течение дел на рынке вмешивается резкий рост предложения, если продавцы выбрасывают запасы товара. В новой ситуации в анализе рынка товара следует соединить рассмотренную модель с моделью включения запаса.