Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:50, реферат
Современная международная валютная система(МВС) - обще разработанная государствами мира и закрепленная международными соглашениями форма реализации валютных отношений. Современная МВС строится на принципах свободного рыночного движения ВК; использования в виде ликвидных расчетных и резервных средств многих национальных бумажных денег и международных кредитных или расчетных денег. Главная задача - регулирование международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержание внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран, а также предупреждение валютных кризисов и помощь государствам в случае их наступления.
• Введение 2
• Современная международная валютная система 3
• Международный валютный фонд 14
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.
Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта - внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза, и, следовательно, возможного конфликта интересов.
Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно «мягкой» валютой, это повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению.
Если же евро будет
слишком «твердой» валютой, а
ЕЦБ будет неукоснительно проводить
жесткую денежно-кредитную
Следует заметить, что распад экономического и валютного союза под грузом внутренних противоречий является маловероятным. Крах евро имел бы разрушительные последствия для Западной Европы. Поэтому ЕС и все входящие в его состав государства, в первую очередь Франция и Германия, сделают все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС, даже ценой внутренних жертв. ЕС обладает значительными ресурсами для разрешения возможных трудностей. Это - дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных преобразований на рынках труда. Да и сама валютная интеграция является мощным ускорителем интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации экономического цикла.
Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в первую очередь американский) «перегреты»; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможность их обратного абсорбирования американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального финансового кризиса, который пагубно отразился бы на евро.
В настоящее время роль западноевропейских валют в международной МВО не соответствует экономической мощи Западной Европы.
2.1 Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот, в значительной степени, обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связанно с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов.
Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.
2.2 Структура управления МВФ.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет -250 "базовых" голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.
2.3 Особенности кредитной политики МВФ.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2)операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами -казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями.
Условиями доступа стран-членов к кредитным ресурсам МВФ.
Во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие можетприостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разов
По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны.
Средства в иностранной
валюте, которые могут быть приобретены страной-членом
сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные
доли (транши) по 25%квоты. Предельная сумма кредита, которую
страна может приобрести у МВФ в результате
полного использования резервной и кредитных
долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы,
Цели кредитования. МВФ предоставляет в настоящее время кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т. е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.
При разработке механизма
Фонда предполагалось, что страны-члены
будут предъявлять более или менее равномерный спрос на
различные валюты, а поэтому их национальные
валюты, поступающие в МВФ, станут переходить
от одной страны к другой. Таким образом,
эти операции не должны были являться
кредитными в строгом смысле слова. Отсюда -утверждение о "кооперативном характере"
МВФ, представление о нем как о своего
рода пуле валют, постоянно циркулирующих межд
Механизмы кредитования Фондом стран-членов.
Ниже рассмотрены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом стран-членов, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account).
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей", а с 1978 г. - "резервной долей" (Reserve Transhe); она образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее "кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют "резервную позицию" (Reserve Position) страны-члена в МВФ.
В пределах резервной
позиции страны-члены могут
Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.
Выводы
Мы приходим к выводу, что устройство МВС достаточно сложное. Она должна соответствовать определенным условиям, должна строится на установленных принципах. Структура МВС сложна и состоит из шести главных элементов, без которых данная система не в состоянии нормально функционировать. Среди этих элементов нельзя выделить главный, доминирующий, ибо все они в целом должны обеспечивать нормальное функционирование системы.А так же современная МВС не лишена определенных преимуществ. К одним из них мы можем отнести введение СПЗ, полную демонетизацию золота и возможное введение плавающих валютных курсов, которые позволили странам проводить более самостоятельную валютную политику. Среди преимуществ системы также можно отметить развитие процессов информатизации и компьютеризации валютно-расчетных отношений и узаконивание создания замкнутых валютных блоков. Ямайская МВС имеет множество недостатков, которые значительно превосходят преимущества системы. Выясняется, что каждое преимущество системы имеет темную сторону. По сути это означает, что Ямайская МВС по существу не обладает достаточными положительными особенностями, следовательно, она нуждается в коренном изменении. Функционирование МВС противоречиво, все надежды, связанные с демонетизацией золота и введения плавающих валютных курсов не оправдались. С возложенными на нее обязанностями Ямайская международная валютная система не справилась. Возможность преобразования евро в новую международную валюту. Мне данная перспектива кажется наиболее реальной. Доллар объективно не справляется с возложенными на него задачами, поэтому пришла пора менять международную валютную единицу. Обращая внимание на положительные стороны введения евро, не стоит полностью забывать о недостатках такой перспективы. В частности, относительная «молодость» валюты и наличие таможенным барьеров между странами ЕС не позволяет нам с уверенностью сказать, что евро станет новой мировой международной валютной единицей, однако у этой валюты на сегодняшний день наибольшие перспективы.