Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:44, контрольная работа
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Миграция рабочей силы стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
ВВЕДЕНИЕ
1. Международная миграция
1.1 Истоки , сущность и причины процесса миграции рабочей силы
1.2 Национальная миграционная политика
2. Социально-экономические последствия миграции
2.1 Влияние миграции на благосостояние
2.2 Проблема «утечки умов»
2.3 Механизмы контроля миграции рабочей силы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Демократизация общественной
и экономической жизни в СССР,
а затем в России коснулась
и некогда жестко регламентируемой
сферы выезда граждан за рубеж. С
1 января 1993 г. вступил в силу закон,
предоставивший каждому гражданину
возможность выезжать, жить и работать
за границей и являющийся правовой
основой для международной
Все граждане страны, в соответствии
с данным законом, имеют право
на получение заграничного паспорта
сроком на пять лет. Исключение составляют
лишь лица, осведомленные в области
государственных тайн, имеющие невыполненные
обязательства перед
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.
Выезд из России граждан на постоянное место жительства в 90-е годы не стал массовым, хотя и был достаточно заметным (среднегодовая численность эмигрантов составляла не более 100-150 тыс. чел.). Эта цифра не включает выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживает более 300 тыс. выходцев из стран СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе.
Десятки тысяч наших сограждан работают таким образом в Венгрии, тысячи - в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживает несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией - по 500 человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры.
Исходя из уже проявившихся
миграционных тенденций, а также
принимая во внимание внутриэкономические
и социально-экономические
В частности продолжается
традиционная этническая эмиграция: в
СНГ проживает около 3 млн евреев,
2 млн немцев, 1,2 млн поляков, часть
из которых имеют стремление к
воссоединению с “исторической
родиной” или национальными общинами
в развитых странах Запада. Вместе
с тем, в последние годы этническая
эмиграция из России и других стран
СНГ заметно сокращается. На первый
план выходит экономическая
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 2003 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине - 11,4 млн чел., или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. - в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения.
2. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ
2.1 ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции.
Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.
Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.
В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.
В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению. По данным МОГ, в середине 70-х годов удельный вес молодых людей в общем числе иное трапных работников достигал в Бельгии - 49,8%, Швеции - 45%. По данным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32-38%.
В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.
В-шестых, иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.
В-седьмых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров - горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике. Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.
Вместе с тем, иммиграция
порождает в принимающих
- обостряется ситуация на национальном рынке труда;
- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
- провоцируются национальные
и этнические конфликты между
коренным населением и
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
- после работы за границей
в страну возвращаются
- для многих стран эмиграции
переводы валютных средств
Вместе с тем эмиграция
наносит своим странам и
Особенно отрицательны последствия
оттока квалифицированных специалистов
и ученых. Однако «утечка мозгов»
в большинстве случаев
В этом случае повышается норма прибыли за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, а также в результате соответствующего давления на общий уровень заработной платы в стране в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости. отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся.
Экономические связи во всемирном хозяйстве становятся более прочными, когда происходит миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в освободившиеся государства. Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали, например, страны Ближнего Востока. Персидского залива, собственные трудовые ресурсы которых не позволяли освоить богатейшие нефтяные месторождения.
2.2 ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ УМОВ»
В современных условиях серьезной проблемой для многих стран становится «утечка умов» (brain drain). Это одна из форм миграции рабочей силы в развитые страны преимущественно из развивающихся, получившая широкий размах со второй половины 1960-х гг. «Утечка умов» иногда называется «обратной передачей технологий».
Выделяют две формы «утечки умов»:
1) переезд в развитые страны высококвалифицированных специалистов и выпускников учебных заведений (утечка в узком смысле слова);
2) приглашение этих лиц на работу в ГНК и их филиалы.
Развитые страны, куда перемещаются
высококвалифицированные
Миграция специалистов обусловлена
в целом теми же факторами, что
и неквалифицированной рабочей
силы. Ученые и специалисты покидают
свою страну, если находят в другом
месте более высокое
На отток ученых за рубеж влияет также весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы.
В результате происходит торможение НТП, интеллектуальное истощение развивающихся стран.
Развитые западные страны
поощряют «утечку умов», предоставляя
иммигрантам высокую заработную
плату и благоприятные
Оценка «утечки умов»
затруднена вследствие отсутствия критерия
выделения квалифицированных
Активную политику в области привлечения иностранных ученых и специалистов ведет Израиль. Что касается России, то эмиграция отсюда квалифицированных работников, увеличивавшаяся в течение 1990-х гг., сегодня стала понемногу в целом сокращаться. Прямые ежегодные потери страны в результате «утечки умов» оценивались не менее чем в 3 млрд долл.. а суммарные с учетом упущенной выгоды -в 50-60 млрд долл.. что сопоставимо с годовым бюджетом.
Параллельно «утечке умов» в 1990-е гг. появилось и новое для России явление: бизнес-миграция, т. е. отъезд предпринимателей. Он стимулировался отсутствием политической и экономической стабильности в стране, засильем криминалитета, коррупцией чиновников, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.
2.3 МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Один из них финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами - людьми переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения, является регулирование трудовой иммиграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.