Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:10, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы: всестороннее изучение и характеристика особенностей современных миграционных процессов. Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы: дать понятие определению «миграция»; определить основные виды международной миграции, ее причины и условия; назвать последствия этого процесса для стран. Объектом исследования курсовой работы является международная миграция. Исходя из цели работы, целесообразным становится решение ряда задач: рассмотреть сущность и понятие международной миграции; изучить виды, причины и условия международной миграции
Содержание
Введение 3 Понятие международной миграции 5 Виды международной миграции 7 Причины и условия международной миграции. Международная политика 9 Последствия международной миграции 17 Заключение 21 Литература 24
Как видим, основными причинами
международной миграции рабочей силы
экономические. Они действуют более-менее
постоянно и равномерно. Политические
причины возникают реже, но в отдельные
периоды при определенных условиях могут
возникать перемещения больших масс населения.
Скажем, после второй мировой войны, согласно
Потсдамской соглашением трех СТРАН-СССР,
США и Великобритании, – были изменены
границы Германии, а потому подавляющее
большинство немецкого населения, которое
раньше проживало восточнее линии Одер-Нейсе,
а также в странах Центральной и Юго–восточной
Европы, было принудительно переселено
на территорию тогдашних Немецкой Демократической
Республики и Федеральной Республики
Германии. В послевоенный период принудительное
переселение почти 6 млн. человек состоялось
также в результате образования самостоятельных
стран на месте прежних колоний. Из колоний
эмигрировало население в прежние метрополии.
В 80-90-х годах XX века масштабы миграции
значительно выросли за счет беженцев.
В Африке их насчитывалось почти 12 млн.
человек, в Азии - свыше 5 млн. человек. В
конце 90-х годов XX века общее количество
беженцев составляли почти 30 млн. человек.
Вторая группа причин включает у себя:
отличия между странами в уровне заработной
платы и социального обеспечения; недостаток
рабочей силы определенных специальностей
и квалификаций; относительный избыток
рабочей силы во многих странах, которые
развиваются; отличия между странами в
возможностях и условиях профессионального
роста. Если не принимать во внимание принудительный
массовый завоз рабов из Африки на Американский
континент, то можно утверждать, что основной
причиной массовой миграции рабочей силы
в прошлом и сегодня есть низкий уровень
жизни населения. Скажем, на грани ХХ-ХХI
веков, по данным ООН, из 6 миллиардов человек
лишь свыше 500 миллионов имели нормальные
условия жизни, 900 миллионов жилы в бедности
и бедности, 2,5 миллиардов человек постоянно
недоедали. Бесспорно, что именно бедность
принуждала многих людей искать лучшей
жизни в других странах.
На современном этапе мировое
сообщество переходит к координации усилий
многих стран по разрешению острых ситуаций
и коллективному регулированию миграционных
потоков. Организационно–институциональные,
нормативно–правовые и финансовые механизмы
регулирования, созданные в прошлые годы
на глобальном (в рамках ООН и других организаций),
региональном (региональные экономические
организации) и национальном (в основном
промышленно развитыми странами) уровнях,
позволяют постепенно ослаблять остроту
в сфере международной миграции населения
и нормализовать миграционные потоки.
Последнее десятилетие нашего
столетия характеризуется тем, что страны–импортеры
и страны–экспортеры трудовых ресурсов
вносят существенные коррективы в свою
миграционную политику.
Как было показано выше, международная
миграция населения и трудовых ресурсов
возникает при наличии определенного
контраста в уровнях экономического и
социального развития и темпах естественного
демографического прироста стран, принимающих
и отдающих рабочую силу.
Вместе с тем мировая практика
свидетельствует, что подобная трудовая
миграция обеспечивает Несомненные преимущества
странам, как принимающим рабочую силу,
так и поставляющим ее. Но при этом возможно
возникновение и острых социально–экономических
проблем.
В настоящее время к положительным
последствиям трудовой миграции специалисты
относят:
1) смягчение условий безработицы,
2) появление для страны-экспортера
рабочей силы дополнительного
источника валютного дохода в
форме поступлений от эмигрантов,
3) приобретение ими знаний
и опыта. По возвращении домой
они, как правило, пополняют ряды
среднего класса, вкладывая заработанные
средства в собственное дело,
создавая дополнительные рабочие
места.1
Среди негативных последствий
трудовой миграции следует назвать следующие
последствия:
1) тенденции роста потребления
заработанных за границей средств,
2) желание скрыть получаемые
доходы,
3) «утечку умов», иногда
и понижение квалификации работающих
мигрантов.2
Не случайно, поэтому в последнее
время довольно широко в интересах нейтрализации
отрицательных последствий и усиления
положительного эффекта, получаемого
страной в результате трудовой миграции,
используют средства государственной
политики. В этой сфере особенно очевидны
неэффективность жестких, директивных
мер и, напротив, необходимость косвенных,
координирующих воздействий со стороны
государств и правительств.
Так, мировым сообществом признано
целесообразным и необходимым условием
придерживаться определенных правовых
норм и стандартов, закрепленных в документах
международных организаций. Ратифицируя
международные конвенции, страны, регламентирующие
процесс трудовой миграции, признают приоритет
норм международного права над национальным
законодательством, что имеет важное значение,
как для страны, так и для мигрантов, чьи
права за рубежом существенно расширяются.
Если страна–импортер рабочей силы в
основном отвечает за прибытие и использование
мигрантов, то в функции страны-экспортера
рабочей силы, прежде всего, входит регулирование
оттока и защита интересов своих граждан–мигрантов
за рубежом. Поэтому во многом интересы
стран–экспортеров и импортеров рабочей
силы оказываются тесно переплетенными.
Кроме того, в регионе Западной
Европы Межправительственный Комитет
по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью
способствует обеспечению и защите прав
трудящихся–мигрантов.
Так, страны-импортеры трудовых
ресурсов, Постоянно испытывающие потребности
в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную
политику основывают, прежде всего, на
мерах регулирования численности и качественного
состава прибывающих трудящихся–мигрантов,
а в качестве инструмента регулирования
используется показатель иммиграционной
квоты, который ежегодно рассчитывается
и утверждается в стране–импортере. При
определении квоты учитываются потребности
страны в иностранной рабочей силе и по
отдельным категориям привлекаемого населения
(половозрастным группам, образованию
и т. п.), а также состояние национальных
рынков труда и жилья, политическая и социальная
ситуация в стране-импортере.
На практике иммиграционная
квота, как правило, распределяется в определенной
пропорции между различными категориями
иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято
следующее ее распределение: 71% - родственники
граждан США, 20% – специалисты, в которых
нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов.
Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США
не только существенно расширил размеры
квоты для иммигрантов, но и ужесточил
требования к их качественным характеристикам.
Примером высоких требований
к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует
необходимость прохождения процедуры
признания имеющихся у мигранта документов
об образовании или профессиональной
подготовке, а также имеющегося опыта
работы по специальности. Возрастной ценз
является одним из распространенных критериев
отбора иммигрантов и действует в пользу
более молодых претендентов.
Среди других требований, предъявляемых
к качеству рабочей силы, выделяются:
1) хорошее состояния здоровья
у прибывающего мигранта (характерно
для ряда скандинавских стран
и США);
2) дополнительные профессиональные
требования, относящиеся к ряду
специальностей или профессий (в
США иностранный программист
должен владеет принятыми в
стране программными средствами,
быть знакомым с соответствующими
компьютерными системами);
3) ограничения личностного
и психологического плана. Так, претендент
на получение гражданства ЮАР
должен иметь «приятный характер»,
а в США ограничен въезд
для представителей любой из
партий тоталитарного типа.
На современном этапе международную
миграцию трудовых ресурсов характеризуют
активизация и рост влияния стран–экспортеров
рабочей силы, использующих различные
подходы к достижению целей эмиграции:
1) методы и средства
защиты интересов государства–экспортера
путем регулирования масштабов
эмиграции и качественного состава
эмигрантов, выезжающих за пределы
страны. (Большинство государств
демонстрируют своей эмиграционной
политикой уважение прав своих
граждан на свободное перемещение,
а некоторые проводят политику
сдерживания эмиграции, особенно
в отношении высококвалифицированных
специалистов и при неблагоприятной
демографической ситуации.);
2) методы использования
эмиграции в целях обеспечения
ресурсами экономики страны путем
привлечения валютных средств
трудящихся–мигрантов. (С этой целью
в национальных банках открывают
эмигрантам валютные счета под
более высокую процентную ставку,
создают им выгодные условия
использования своих валютных
средств для приобретения товаров
и производственного оборудования;
а ряд государств прямо обязывает
трудящихся–эмигрантов переводить
в свою страну значительную
долю полученной за границей
заработной штаты.);
3) методы и средства
по защите прав трудящихся-эмигрантов
путем использования двусторонних
соглашений и контрактной формы
найма рабочей силы для работы
за границей, которая призвана
обеспечить определенные экономические
и социальные гарантии, а также
путем организации учреждений, фондов,
представительств, назначения специальных
должностных лиц в целях контроля
за выполнением условий международных
соглашений по трудовой миграции,
решения спорных вопросов в
стране пребывания мигрантов
и соблюдения их основных прав;
4) меры, способствующие сочетанию
как защиты государственных интересов,
так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
(Одним из инструментов реализации
данной задачи служит введение
порядка обязательного государственного
лицензирования деятельности по
найму граждан для работы за
границей. Цель лицензирования –
наделение правом посредничества
при трудоустройстве за границей
только тех организаций, которые
обладают достаточными знаниями,
опытом работы, располагают надежными
международными связями и способны
нести материальную и юридическую
ответственность за результаты
своей деятельности.);
5) меры, направленные на
взаимную защиту интересов стран-экспортеров
и стран-импортеров трудовых ресурсов.
Речь идет, в частности, о проведении
политики сдерживания масштабов
миграции, нелегальных перемещений,
стимулирования возвращения мигрантов
на родину.
2.Анализ международной
миграции в РФ.
Последствия международной
миграции.
Последствия международной
миграции труда. Выигрыши принимающей
страны следует расценивать по двум направлениям:
исходя из влияния миграционных потоков
на внутреннее состояние ее рынков (микроусловия),
а также на формирование общего хозяйственного
климата в стране (макроусловия).
На микроуровне возможность
получения выигрыша от применения труда
иностранных рабочих будет определяться
ее воздействием на конкурентоспособность
фирмы.
Выигрыши страны макроэкономического
порядка многосторонни.
1. Иммиграция расширяет
потребительский спрос и тем
самым расширяет емкость внутреннего
рынка. Любой иммигрант, потребляющий
в стране товары и услуги, создает
на них дополнительный спрос.
На него реагирует предложение,
расширяя свои объемы. Считается,
что каждый лишний потребитель
генерирует еще одно полноценное
рабочее место.
2. Принимающая мигрантов
страна омолаживает армию занятой
рабочей силы. Тем самым она
создает условия для большей
отдачи от ее использования.
3. Успешная ассимиляция
миграционных потоков создает
условия для омолаживания нации,
что способствует снижению доли
иждивенческой нагрузки на каждого
занятого (отчисления в фонд содержания
престарелых).
4. Иммиграция способствует
формированию симбиоза традиций,
мировоззрений, сближения национальных
культур. В этом процессе происходят
селекция и абсорбция лучших
образцов мирового опыта, что
обогащает возможности экономического
развития. Выигрыши страны значительно
усиливаются, если ей удается
увеличить число квалифицированных
мигрантов.
Расширение рынка квалифицированной
рабочей силы за счет мигрантов позволяет
получить дополнительные выигрыши с возможностью
создавать более высокую стоимость ВВП
и пожинать плоды НТП, а также экономией
на инвестициях в человеческий капитал.