Однако, принимая армию мигрантов,
страна должна знать, к каким отрицательным
последствиям следует приготовиться,
с тем чтобы по возможности их нейтрализовать.
1. Обычно высоки издержки
нелегальной миграции. Она делает
хозяйственные процессы в стране
еще более неконтролируемыми, ведет
к росту криминальных структур,
социальной нестабильности. Страна
ставится перед необходимостью
оградить себя от неконтролируемой
миграции, опасаясь, что проигрыши
от нее перекроют очевидные
выгоды. В связи с этим в
странах с большим опытом использования
труда иностранцев действует
законодательство, регулирующее труд
и проживание иностранцев.
2. Использование иностранного
труда означает расширение объема
предложения труда и соответственно
снижение общего уровня оплаты
национального рынка. По некоторым
позициям может усилиться безработица.
3. Миграционные потоки
включают социально неблагополучные
слои общества, многие из которых
скрываются от правосудия своей
страны.
4. Поскольку мигранты - менее
оплачиваемые слои населения
по сравнению с коренным населением,
их пребывание в стране сопряжено
с усилением социальной напряженности.
5. Большой поток миграции
вызывает рост националистических
настроений у титульного населения.
6. Издержками миграционных
вливаний может быть образование
замкнутых сфер экономической
активности или анклавы с так
называемой этнической экономикой.
Подобные образования могут вести
к потере управляемости национальной
экономики. Их разрастание опасно
тем, что иммигранты начинают
строить свои стратегии уже
не на основе подчинения сложившимся
устоям страны. Они пытаются навязывать
стране именно свои условия. Такая
ситуация говорит о превышении
количества мигрантов сверх оптимального
уровня.
Развитые страны, оценивая негативы
нарастающей миграции, особенно неквалифицированной
рабочей силы, посчитали ее сложившийся
масштаб как опасный для их экономики.
Они столкнулись с недостатком дополнительного
жилья, пособий по трудоустройству, угрозами
роста безработицы. Но главным проводником
интересов «защиты» национального рынка
труда стали профсоюзы. Именно профсоюзы
являются инициаторами и лоббистами ужесточения
иммигрантских барьеров. Теперь большинство
развитых стран проводит протекционистскую
миграционную политику, призванную защитить
интересы своего населения. Она включает
систему выставления ежегодных квот для
лиц, желающих въехать в страну, а также
для тех, кто въезжает на правах работающих
по контракту.
В настоящее время развитые
страны ужесточили миграционные барьеры.
Пока еще пускают к себе в страну Канада,
Австралия и отчасти Германия. Усиливается
принудительная высылка нелегальных эмигрантов.
Однако отношение к миграции высококвалифицированной
рабочей силы иное, так как ее использование
дает стране новый импульс роста ВВП.
К полученным выигрышам стран-доноров
можно отнести:
• снижение безработицы и соответственно
уровня социального напряжения;
• расширение емкости внутреннего
рынка за счет валютной помощи эмигрантов
своим родственникам. Приток иностранной
валюты способствует и укреплению позиций
национальной денежной единицы;
• повышение уровня квалификации,
производственной и бытовой культуры
рабочей силы страны за счет влившихся
в нее вернувшихся мигрантов. Бывшие мигранты
по окончании контракта, вернувшись в
хозяйственную среду своей родины, становятся
проводниками новых знаний и навыков.
Сегодня подобная ситуация характерна
для специалистов Индии и Китая, которые,
отработав по контракту в высокоразвитых
странах, начинают реализовывать накопленный
ими опыт у себя на родине, способствуя
продвижению своей страны по пути догоняющего
развития.
Главные негативные последствия
для стран-доноров оттока части трудовых
ресурсов за рубеж:
• утечка интеллекта и квалифицированных
кадров. Этот процесс следует рассматривать
как потерю национального богатства страны;
• ухудшение возрастного состава
занятой рабочей силы. Страна теряет наиболее
молодую и здоровую часть рабочей силы.
Заключение.
В результате проделанной работы
можно сделать следующие выводы:
Современная эпоха характеризуется рядом
глобальных проблем, от решения которых
зависит развитие человечества, и его
отдельных народов и государств. Одной
из таких проблем является миграция –
территориальная подвижность населения,
обусловленная влиянием разнообразных
факторов: социально-экономических, военно-политических,
религиозных, природных, экологических;
особенностями исторического и хозяйственного
развития отдельных регионов и стран.
Миграция может различаться по причинам
и видам.
Международная миграция рабочей силы
ведет к выравниванию уровней оплаты труда
в различных странах. В результате миграции
совокупный объем мирового производства
возрастает вследствие более эффективного
использования трудовых ресурсов за счет
их перераспределения по странам.
Государственное регулирование международного
рынка труда осуществляется на основе
национального законодательства принимающих
стран и стран, экспортирующих рабочую
силу, а также на основе межгосударственных
и межведомственных соглашений между
ними. Большинство принимающих стран используют
селективный подход при регулировании
иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов
осуществляется на основе требований,
предъявляемых к квалификации, образованию,
возрасту, состоянию здоровья, на основе
количественного и географического квотирования,
прямых и косвенных запретов на въезд,
временных и иных ограничений.
Иммиграция в большей степени
положительно влияет на экономику принимающих
стран, в то время как эмиграция напротив
– оказывает, в основном, негативное воздействие.
Это можно объяснить тем, что основным
направлением иммиграции являются развитые
страны, а источником эмиграции – развивающиеся.
Существует классификация форм
трудовой миграции, с помощью которой
можно определить характер миграционных
потоков.
Основными причинами трудовой
миграции являются экономические причины.
Миграция населения является важнейшим
событием в жизни человечества и его развитии.
Благодаря миграции мы наблюдаем разнообразие
рас и этносов населения Земли. Благодаря
миграции были созданы города миллионеры,
городские агломерации. В современном
мире немало государств, созданием которых
обязаны мигрантам. Так были образованны
США, Австралия, Новая Зеландия, Канада.
Экономическое значение миграций заключается
в перераспределении трудовых ресурсов
между районами страны или различными
государствами. При этом обычно происходит
движение населения из районов староосвоенных
в районы нового освоения, где не хватает
рабочих рук, а также из государств с избытком
трудовых ресурсов в те государства, где
их не хватает. Основной из причин движения
населения является естественно стремление
человека жить лучше, т.е. трудовая миграция
населения с целью трудоустройства.
Естественно, что любое государство,
проводит определенную миграционную политику,
направленную на регулирование миграционных
процессов.
Литература:
- Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные
экономические отношения: Учебное пособие
/ Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1996. - 160 с.
- Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие.
М.: Юриспруденция,1999.- 160 с.
- Бобылев В.В. Миграционная политика (сущность, структурное строение,
основные типы) / В.В.Бобылев // Власть. – 2009. - №6
- Бондырева С. К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явления.– МПСИ.,
2004
- Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс
лекций – М.: ИНФРА-М, 2005.
- Рязанцев С. Миграция населения // Социальная
и демографическая политика. 2007. №2
- Международные экономические отношения:
Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского
– М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.
Брук А.С., Кабузан
В.М. Миграциология. М., 1989
Дмитриев А.В.
Миграция: конфликтное измерение: Учебник,–
М., 2006г.
Зинченко Н.Н.
Миграция населения. Теория и практика
международно–правового регулирования.–
М., 2003.
- Ивахнюк И.В. Международная трудовая
миграция. Учебник,– М., 2005
- Верещагина А.В. Демография. Учебное пособие
/ А.В.Верещагина. – М.: Дашков и К, 2011
1
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные
экономические отношения: Учебное пособие
/ Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1996. - 160 с.
2
Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие. М.: Юриспруденция,1999.- 160 с.