Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:44, реферат

Краткое описание

Международная миграция рабочей силы: причины, формы современные тенденции.
Национальное регулирование процессов трудовой международной миграции.
Международное регулирование миграционных процессов

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnaya_migratsia_rabochey_sily.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

5. Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Марокко, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой. Так, бывшая Югославия смогла в свое время сделать валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому,  что ее казна постоянно пополнялась за счет трудовых переводов из-за рубежа.

6. Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.

7. «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по

принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом и вслед за ним».

8. По-прежнему высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы. В США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе около 3 млн. нелегальных мигрантов.

В целом, можно говорить об интенсификации миграционных процессов во всех их проявлениях.

 

-2-

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других странах.

В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграционные программы.

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики.

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. При ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся  к  данной из следующих категорий:

  • работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
  • специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих.

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.

4. Ограничения политического характера.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

6. Ограничение времени работы в стране.

7. Запреты на профессии в явной  форме или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.

9. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

  • стимулирование трудовой миграции;
  • ограничение трудовой миграции;
  • создание условий для реэмиграции;
  • создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  • жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  • лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
  • проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
  • проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов.
  • разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  • выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
  • выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

 

-3-

 

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

1. Разработка конвенций и рекомендаций  о труде.

2. Оказание технической помощи  развивающимся странам Азии, Африки  и Латинской Америки.

3. Обучение и просвещение по  вопросам, входящим в круг деятельности  МОТ.

Разработка конвенций и рекомендаций о труде — важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся-мигрантам. Среди них: защита трудящихся-мигрантов; равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения; сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения по инвалидности, старости, на случай потери кормильца.

МОТ рекомендует всем странам, включенным в процессы миграции, координировать политику в области занятости, улучшать медицинское и общественное обслуживание мигрантов, бороться против привлечения подготовленных кадров и «утечки умов», облегчать добровольное возвращение мигрантов на родину.

Вот некоторые из Рекомендаций МОТ:

  • Об отношениях к трудящимся-иностранцам (1919 г.);
  • О защите женщин-эмигранток на борту корабля (1926 г.);
  • О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов (1939 г.);
  • О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях (1955 г.)

На Генеральных конференциях МОТ обсуждались, например, такие проблемы:

  • миграция в целях получения работы (1949 г.);
  • равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения (1961,1962 гг.);
  • сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения (1982 г.).

Таким образом, вопросами использования труда мигрантов МОТ занимается на всем протяжении своей истории. Уже в Рекомендации 2 от 1919 года всем членам организации предлагалось распространить на трудящихся-иностранцев действие своих законов относительно защиты их прав. В 1922 году была одобрена Рекомендация 19 о предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, репатриации.

Первым нормативным актом МОТ, направленным на решение вопросов миграции рабочей силы, по существу, стала Конвенция 48, принятая в 1935 году, вступившая в силу в 1938 году. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, на случай потери кормильца. Права распространялись на всех проживающих на территории Члена организации иностранцев, независимо от гражданства.

В 1949 году была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах. Положения этой Конвенции сохраняют свою актуальность до сих пор.

Обратим внимание на два положения этой Конвенции:

1) она распространяется на иммигрантов, законно пребывающих на территории  страны;

2) в ней предусмотрено право  трудящихся-мигрантов на постоянное  жительство в «принимающей» стране после определенного срока работы.

В 1955 году МОТ принимает еще один важный документ — Рекомендацию 100 — о защите трудящихся-мигрантов развивающихся стран. Этот документ направлен на регулирование миграции в интересах экономического и социального развития развивающихся стран, ограничения нежелательной для этих стран потери трудовых ресурсов.

В числе предлагаемых мер — принятие специальных программ экономического развития в странах эмиграции, создание новых рабочих мест. Одновременно предусматриваются административные меры, направленные на «ограничение вербовки в районах, где отлив рабочей силы может иметь отрицательное влияние, как на экономическую организацию, так и на здоровье, благосостояние и развитие соответствующего населения».

В 1974 и 1975 годах были приняты два Документа о трудящихся-мигрантах - Конвенция 143 и Рекомендация 151, которые предлагали государствам-членам принять меры — от административных, гражданских вплоть до тюремного заключения — по пресечению нелегальной миграции и незаконного найма (к вербовщикам, работодателям и др.)- Документы включали принципиально новое положение о том, что если трудящийся-мигрант, находящийся в стране на законных основаниях, потерял работу, то он не может рассматриваться, как нелегально проживающий, и продолжает пользоваться всеми правами.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы